Глава Роспатента – о популярных мифах при регистрации товарных знаков
«В последнее время в СМИ все чаще появляются публикации о подаче заявок или регистрации резонансных товарных знаков. Ситуация с товарными знаками «дядя Ваня» и «McDonald’s», «ИКЕЯ» и «ИДЕЯ», Nespresso и Nezpresso широко обсуждается в обществе. В связи с изменением геополитической обстановки в мире можно ли теперь зарегистрировать товарный знак, похожий на известный иностранный бренд? И можно ли зарегистрировать на себя товарный знак известной международной компании, если она ушла с российского рынка? Такие вопросы все чаще возникают среди предпринимателей.
Миф №1. Политическая ситуация в мире изменилась, и теперь можно регистрировать ушедшие из России бренды
Это не так. В России законодательство в сфере интеллектуальной собственности в части регистрации товарных знаков не менялось! Наличие ранее зарегистрированного тождественного или сходного товарного знака, а также коммерческих обозначений широко известных в России, но не зарегистрированных в качестве товарных знаков, по-прежнему является препятствием к регистрации обозначения согласно действующему законодательству. Конечно, если товарный знак McDonald’s уже зарегистрирован правообладателем и правовая охрана своевременно продлевается, то повторно зарегистрировать мы его не можем, также как и сходный до степени смешения с ним товарный знак. Об этом следует помнить, подавая заявку в Роспатент.
Миф №2. Подал заявку и уплатил пошлину – регистрация в кармане!
Подача заявки на товарный знак в Роспатент, ее прием и присвоение порядкового номера не предусматривает автоматическое предоставление правовой охраны поданному обозначению в качестве товарного знака.
Чтобы обозначение получило правовую охрану, требуется прохождение двух этапов экспертизы (формальная экспертиза и экспертиза по существу), где происходит проверка обозначения на соответствие требованиям законодательства – Гражданского кодекса РФ и подзаконных нормативно-правовых актов.
По результатам проверок Роспатентом принимается решение о государственной регистрации либо об отказе в регистрации товарного знака.
Отмечу, что заявки с резонансными знаками часто отзываются по инициативе заявителя. Так, к примеру, заявка на товарный знак «дядя Ваня» была отозвана заявителем спустя 2 недели после подачи.
Миф №3. Если я зарегистрировал товарный знак, то он охраняется во всем мире
«Мировых» товарных знаков не существует. Охрана товарного знака носит территориальный характер. Это значит, что охрана товарного знака действует только на той территории, где он зарегистрирован. Например, зарегистрированный в Роспатенте товарный знак охраняется только на территории России.
Чтобы получить охрану в других странах, необходимо подать заявку в ведомство по интеллектуальной собственности каждого из государств или направить заявку через специальную международную систему регистрации. Мадридская система, которую администрирует Всемирная организация интеллектуальной собственности, позволяет подать одну заявку для регистрации товарного знака сразу в нескольких странах.
Миф №4. Регистрацию товарного знака нельзя оспорить
Такое утверждение неверно. Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено путем подачи возражения в Роспатент. Для этой цели заинтересованное лицо обращается в ведомство с возражением, в котором приводит основания для оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку. В структуре подведомственного Роспатенту Федерального института промышленной собственности имеется специализированное Отделение «Палата по патентным спорам», в компетенцию которого входит рассмотрение возражений и подготовка заключений по результатам их рассмотрения для принятия Роспатентом соответствующих решений. При этом досудебный порядок оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку является обязательным. Полный перечень оснований предусмотрен статьей 1512 Гражданского кодекса РФ. В большинстве случаев заинтересованные лица обращаются в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку в связи наличием более ранних прав на сходные средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения).
Отдельно необходимо отметить, что рассмотрение споров в Роспатенте осуществляется в достаточно короткие сроки. В настоящее время средний срок рассмотрения возражений, поступивших против предоставления правовой охраны товарному знаку, составляет 3,2 мес.
При этом защита исключительного права на товарный знак осуществляется, как правило, в судебном порядке. В случае выявления контрафактного продукта правообладатель обращается в суд с требованием прекратить незаконное использование товарного знака. Также правообладатель вправе потребовать от нарушителя выплату компенсации в размере до 5 млн рублей».
13.04.2022
Еще статьи по теме
- Роспатент зарегистрировал товарный знак "Выпьем за любовь" за Игорем Николаевым - 01.11.2023
- "Ашан" подал в Роспатент заявку на регистрацию бренда "Родной, и все тут" - 26.12.2022
- "Еда и точка" обвинила новый "Макдоналдс" в краже названия. Владелец обратился в суд (1) - 15.06.2022
- Ресторатор из Уфы оштрафован на 19 млн за копирование бренда московской "Сыроварни" (1) - 12.06.2022
- В 111,5 млн рублей оценен товарный знак "Мосгорломбард" - 21.04.2022
- Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть? - 29.06.2021
- Украинские юристы оставят владельцев Рокфеллер-центра с "голой задницей"! - 26.05.2017
- UTair отстоял у Uniqlo товарный знак UT (1) - 29.12.2016
- Сбербанк, "Газпром" и МТС запатентовали цвета - 16.02.2016
- Роспатент призвал защищать бренд "Русская водка" как национальный - 28.01.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий