Новости

Месяц без табака

Месяц без табака

Спустя месяц после вступления в силу второго этапа антитабачного закона некоторые рестораны и кафе заявили о падении выручки на 27%.

Некоторые заведения сетуют на затруднения не только из-за самих антитабачных мер, но и из-за расплывчатых формулировок закона. Впрочем, прямая зависимость снижения выручки и антитабачных мер не подтверждается западными исследованиями.

Прошел месяц с момента вступления в силу положений второго этапа антитабачного закона. В его рамках, в частности, было запрещено курение в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах. Часть рестораторов и заведений уже говорят об убытках и снижении клиентопотока, которые напрямую связаны с положениями антитабачного законодательства.

«Некоторые наши коллеги говорят о падении на 27%. В среднем на конец третьей недели июня выручка заведений упала в среднем на 15–20%», — сообщил «Газете.Ru» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Подобное снижение не связано с сезонным фактором, подчеркивает Бухаров, поскольку сравниваются аналогичные периоды разных годов. «Все рестораторы отмечают падение, которое в зависимости от сегмента у кого-то больше, у кого-то меньше, — говорит «Газете.Ru» Елена Мазур, директор по корпоративным коммуникациям ресторанного холдинга «Росинтер», которому принадлежат такие бренды, как «IL Патио», «Планета суши», «Американский бар и гриль», «Мама Раша», также по лицензии холдинг развивает TGI Fridays и Costa Coffee. «Мы отмечаем падение количества транзакций, но о влиянии закона на наш бизнес мы пока что можем судить только по опыту европейских стран: в течение первых трех-пяти месяцев после введения ограничений там наблюдался спад в районе 20%», — сказала Мазур.

Впрочем, подобные потери заведений общепита наблюдались далеко не везде. Например, в Испании с 2006 по 2010 год курение в заведениях питания с большой площадью (от 100 кв. м) было возможно при наличии отдельного зала, а предприятиям с малой площадью разрешено было определять политику в отношении курения самостоятельно. С 2 января 2011 года в Испании ввели полный запрет на курение как в больших, так и в малых помещениях. Тогда владельцы баров и ресторанов, по информации BBC, опасались возможного падения продаж до 10%. Однако позднейшие исследования показали, что страхи предпринимателей не оправдались и антитабачный закон не вызвал существенного сокращения доходов.

Были и другие доклады, авторы которых не обнаружили прямого влияния принятия запрещающих курение мер на торговлю. Например, в 2001 году в рамках эксперимента в Сиднее анализировались экономические последствия запрета на курение в общественных местах.

Согласно полученным данным, после шести недель с момента вступления закона в силу 76% сиднейских заведений не заметили его влияния на свою деятельность, а 14%, напротив, отметили увеличение объемов торговли. Лишь 10% ресторанов сообщили об отрицательном влиянии антитабачного закона.

В США в 2000–2010 годах проводилось исследование, затронувшее 216 городов в 9 штатах страны. После изучения торговых показателей исследователи не обнаружили значимую связь между антитабачными законами и торговыми показателями ресторанов и баров в этих городах.

С другой стороны, такие показатели могут быть связаны с тем, что не каждое заведение хочет раскрывать информацию финансового характера. По мнению Бухарова, не все заведения готовы говорить о снижении клиентопотока или доходов открыто.

В петербургском баре «Барслона» «Газете.Ru» сообщили, что каких бы то ни было экономических минусов антитабачного закона в заведении не заметили. «Пока из-за запрета курения ничего страшного с нами не случилось. Меньше гостей из-за этого не стало, — рассказала сотрудница бара. — Люди все равно продолжают есть, пить, просто перестали при этом курить». Также в качестве компенсации недовольным курильщикам в баре разрешено курение электронных сигарет. В московском баре «Куклы-пистолеты» также не заметили уменьшения потока клиентов. «Отрицательная реакция среди посетителей почти не встречается, а курильщики просто начали размещаться ближе ко входу, — подметил менеджер Иван. По его словам, постоянные клиенты не перестали приходить в заведение. «Люди же приходят не просто покурить, а, например, посетить различные мероприятия: стендап, диджеев», — говорит менеджер. Они приходят ради атмосферы, подытожил он.

Проблем заведениям общественного питания помимо запрета на использование табачных изделий непосредственно в помещении доставляет и отсутствие единого мнения касательно возможности курения на летних верандах: ведомства и юристы могут придерживаться разных позиций.

«Дух закона, принятого Минздравом, таков, что он должен запрещать курение в общественных местах, к которым относится вся территория ресторана, то есть и веранды тоже», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Левченко, пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец.

Однако, по мнению юристов, в законе это прописано недостаточно точно. «В соответствии с ч. 2 ст. 12 №15-ФЗ на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции», — рассказывает «Газете.Ru» юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков. Таким образом, подытоживает он, если собственник ресторана оборудует или выделит летнюю веранду ресторана под место для курения в соответствии со всеми нормативами и стандартами, то там будет курить будет можно.

Однако есть нюансы: на верандах, закрытых пленкой, курить будет запрещено. «Единого мнения о возможности курения на летних верандах нет, — соглашается Мазур, — но наш холдинг пошел по строгому варианту: мы полностью запретили курение на летних верандах». Тем не менее, говорит она, в некоторых заведениях разрешают курение на летних верандах, потому что нет стопроцентного запрета.

В связи с необходимостью прояснить данный пункт закона юристами ведомств готовятся разъяснения к закону, рассказал Левченко.

По его словам, Роспотребнадзор будет определять, на какой территории, прилегающей к зданию, можно будет курить, а на какой нельзя. Ведомство будет решать, считать ли помещением специально оборудованную веранду или же просто стоящие на улице столики, пояснил пресс-секретарь. Источник в Роспотребнадзоре, который по закону должен контролировать исполнение антитабачного закона, пояснил «Газете.Ru», что сейчас в ведомстве только изучается правоприменительная практика.

По мнению представителей табачных компаний, после принятия закона пострадали предприятия малого бизнеса, однако люди из-за ограничительных мер не стали меньше курить. Говорить о том, как отразились ограничения курения на заведениях общественного питания, пока рано, заявили «Газете.Ru» в пресс-службе компании Japan Tobacco International (JTI), но «на данный момент можно с уверенностью утверждать, что запрет на продажу сигарет в киосках оказал негативное влияние на малые торговые предприятия».

По мнению представителей JTI, новым знаковым трендом может стать рост продаж сигарет через сетевую розницу.

«Предварительные данные о росте продаж сигарет в супермаркетах и других крупноформатных магазинах в июне подтверждают сделанные ранее прогнозы, что курильщики будут стремиться закупать сигареты впрок блоками из-за отсутствия возможности приобрети пачку в ближайшем киоске», — уверяют в JTI. С мнением коллег согласны и в российском представительстве British American Tobacco. «Неправильно считать, что в результате запрета на продажи сигарет в ларьках люди станут меньше курить, — говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия». — Теперь потребители идут за сигаретами в крупные магазины и все чаще покупают впрок, несколько пачек вместо одной».

Мнение табачных компаний о том, что из-за принятия антитабачного закона серьезно пострадали малые торговые предприятия, не подтвердил президент Российской коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. «За исключением нескольких регионов, везде тем, кто хотел работать с табачными изделиями, дали возможность переделать киоски в павильоны», — поясняет он. Тех же, кто не смог перестроиться или перепрофилироваться, полагает Максимов, меньше 10%.

30.06.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.02.2025 - 16:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация