Новости

Материться в фильмах разрешат только на кинофестивалях

Материться в фильмах разрешат только на кинофестивалях

Авторы законопроекта о запрете мата учли поправки Министерства культуры

По информации «Известий», рабочая группа депутатов Федерального собрания одобрила замечания Министерства культуры к готовящемуся ко второму чтению законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка». 

Законопроект предполагает запрет нецензурной брани в фильмах, которые предназначены для показа в кинозалах, в театральных постановках и в иных случаях публичного исполнения произведений литературы и искусства.

В нынешнем варианте законопроект, внесенный год назад главой комитета по культуре Станиславом Говорухиным, предлагает запретить выдачу прокатных удостоверений фильмам, где содержатся нецензурные выражения, и одновременно запретить любой прокат без прокатного удостоверения.

В Минкультуры «Известиям» рассказали, что ведомство предложило не вводить обязательную выдачу прокатных удостоверений на зарубежные фильмы для показа в рамках международных теле- и кинофестивалей. Предложение мотивировано технической невозможностью подобной процедуры — иностранный фильм ввозится на ограниченный срок (а на выдачу прокатного удостоверения предусмотрено 10 рабочих дней) и в количестве одной копии, которую фестиваль арендует и обязан возвратить правообладателю, в то время как по российскому законодательству одним из условий для выдачи прокатного удостоверения является безвозмездная сдача копии фильма на государственное хранение в Госфильмофонд или в Российский государственный архив кинофотодокументов. Также в министерстве считают, что прокатное удостоверение не нужно для однократного телепоказа как российского, так и зарубежного кино. 

Пока сложно сказать, как будет выглядеть итоговый вариант, но уже сейчас многие деятели киноиндустрии отзываются о нем неодобрительно. Глава компании СТВ, продюсер Сергей Сельянов заявил «Известиям», что «депутаты ломятся в открытую дверь».

— Не делается фильмов с матом для широкой публики — продюсеры понимают, что из-за возрастных ограничений они теряют значительную часть аудитории, да и взрослый зритель порой строже депутатов и нецензурную лексику не жалует, — полагает Сельянов.

Более того, продюсер уверен, что «запретительная лихорадка», в сущности, никакой пользы не приносит.

— Мат в искусстве — это далеко не самая животрепещущая тема сегодня, и было бы разумнее обратиться к более насущным проблемам индустрии. Мы надеемся на наш парламент и рассчитываем на эффективную законодательную деятельность, — резюмировал Сергей Сельянов.

И кинематографисты, и законодатели сходятся в том, что от мата следует оградить детей, но это сделано уже сейчас, в рамках существующего законодательства и без запрета мата в кино. В действующем административном регламенте государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений указано, что для фильма, содержащего бранные слова и выражения, предусмотрено ограничение «18+».

Стоит отметить, что в стране работает целое направление режиссеров, снимающих социальное кино, где без крепких слов не обойтись — у того же Станислава Говорухина, автора инициативы, в «Ворошиловском стрелке» герои выражаются отнюдь не литературно. Такие фильмы не ориентированы на массовую публику, собирают небольшую кассу, но могут не досчитаться и этого, если за нецензурную лексику будут лишать прокатного удостоверения и, соответственно, проката.

Режиссер Борис Хлебников («Коктебель», «Пока ночь не разлучит») не понимает, «чего именно законодатели хотят этой процедурой добиться». 

— Мат —  часть языка. Для писателя, режиссера — это сильный инструмент и одновременно очень сложный, его нужно очень точно или достаточно остроумно использовать. Никто просто так в фильм мат не вставляет, — заявил режиссер «Известиям». — Когда я показывал деревенским жителям свой последний фильм, снятый в деревне и о деревне («Долгая счастливая жизнь», участвовал в основном конкурсе Берлинале-2012. — «Известия»), где совсем отсутствовал нецензурная лексика, то общее мнение сформулировала одна женщина восьмидесяти лет: «Всё здесь правильно, достоверно, всё нравится, только вот люди так в жизни не разговаривают».

Программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов уверен, что мат может быть органически вписан в художественный замысел, «как, например, в «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова или «Астенический синдром» Киры Муратовой» и здесь наиболее разумно использовать не запретительные меры, а рекомендательные.

Можно также рассчитывать на самоцензуру — в обсуждаемом ныне проекте Этической хартии кинематографистов пункт 4.15 призывает коллег «без крайней художественной и идейной необходимости … не использовать ненормативную лексику». 

Дополнительную сложность применения будущего закона создает неразрешимость вопроса о том, что же  следует считать матом. Учитывая законы развития языка, составить полный список всех бранных слов не удастся — при ограниченном списке лексем вариаций на них может быть неограниченное количество и в сложных случаях требуется независимая лингвистическая экспертиза.

Руководитель Гильдии лингвистов-экспертов, профессор Михаил Горбаневский считает «закон о мате» «имитацией законотворческой деятельности».

— Более конструктивным было бы дополнить уже существующий «Закон о государственном языке Российской Федерации», который, безусловно, хорош по идее, но имеет и ряд недостатков — в частности, там не прописано ведомство, которое следит за его исполнением, — полагает собеседник издания.

Ученый также согласился с Сергеем Сельяновым в том, что закон не несет в себе позитивной новизны, так как уже существует и работает статья 20.1.1 Административного кодекса, устанавливающая штрафы за нецензурную брань в общественном месте. Так как юридический статус понятия «общественное место» не определен, юристы склонны трактовать его расширительно — в частности, подразумевать под «общественным местом» концертные площадки, кинотеатры и театры.

"Известия"
Advertology.Ru

10.04.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.02.2025 - 20:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация