Социологи не верят собственным исследованиям
По данным ВЦИОМа, меньше половины их коллег доверяют результатам социологических исследований
Менее половины представителей социологического сообщества доверяют результатам исследований, публикуемым их коллегами. Об этом свидетельствует опрос ВЦИОМа, проведенный в среди участников IV Международной социологической конференции «Продолжая Грушина», проходившей в Москве 27–28 февраля.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 67% россиян в целом доверяют результатам социологических исследований, считают, что они отражают реальный расклад мнений в обществе. Однако среди самих социологов уровень доверия к работе их коллег значительно меньше. Сотрудники ВЦИОМа провели опрос среди участников социологической конференции, в котором приняли участие 173 представителя мероприятия (всего на конференцию съехались более 400 социологов, политологов, политтехнологов из стран СНГ, Прибалтики, Европы и США). Среди них только 46% заявили, что доверяют результатам социологических исследований. 48% признались, что полагаются на данные лишь отдельных исследовательских центров и только по определенным темам. Еще 3,5% заявили, что вообще никому из коллег не доверяют. И 3% опрошенных специалистов затруднились с ответом.
Руководитель исследовательских проектов ВЦИОМа Михаил Мамонов, огласивший итоги эксперимента, назвал их удивительными:
— Нельзя говорить, что есть группа доверяющих и недоверяющих. Есть группа безусловного доверия и группа условного доверия, ситуативного, — подчеркнул социолог. — Но для нас это все равно удивительные данные. Мы полагали, что процент доверяющих будет выше. Наверное, это объясняется неоднородностью состава участников. Эти люди могут смотреть на результаты опросов с разных сторон. Можно выделить несколько групп. Это практикующие социологи, сами участвующие в организации опросов. Вузовские преподаватели, которые в той или иной мере занимаются социологией как теоретически, так и практически, — это вторая группа. Третья — представители власти. И четвертая — можно их назвать «экспертно-политтехнологическим» сообществом.
Еще одной причиной скептического отношения социологов к результатам опросов Михаил Мамонов назвал итоги кампании по выборам мэра Москвы, когда прогнозы избирательного штаба Алексея Навального, который предрекал своему кандидату 24–26% голосов (в итоге он набрал 27,2%), оказались гораздо точнее цифр крупнейших социологических центров. ВЦИОМ предрекал оппозиционеру 15,6%, ФОМ — 20%, «Левада-центр» — 18%.
— Сентябрь 2013 года способствовал тому, что социологи меняют подходы к своей работе, меняются многие организационные принципы. Неудачные прогнозы показали, что мы не учли что-то важное. Поэтому растет критичность по отношению к самим себе. И это очень хороший симптом. Значит, нам теперь нужно фиксировать не только «среднюю температуру по больнице», но и изучать, выявлять, фиксировать некие локальные процессы. Они оказываются особенно значимыми в условиях низкой явки (в выборах столичного градоначальника приняли участие 33% имеющих право голоса. — «Известия»)
Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин не видит необходимости в изменении методики социологических исследований.
— Не наши прогнозы были плохи, а результаты опросов Навального были очень завышены. Их проводили не профессиональные социологи, а его волонтеры, потому и получались такие цифры. А оказались они точнее потому, что штаб Собянина вообще никаких действий не предпринимал для борьбы. Более того: он не применял силу, когда мог бы, а российский избиратель воспринимает это как слабость, — поясняет социолог.
Он считает, что «удивительные» результаты опроса участников конференции показывают, что социологов среди них было немного.
— Если социолог отказывается доверять результатам социологических исследований, значит, он отказывается от своего профессионального предназначения. Недоверие к социологическим данным характерно не для социологов, а для другой «экспертной» группы — политтехнологов. Они организуют кампании, «сливы» ложной информации. У них доверие к любым цифрам нулевое, потому что они сами эти цифры постоянно искажают. Пудря мозги заказчикам, они получают бюджеты на свою деятельность, на кусок хлеба с маслом.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов назвал результаты опроса вполне ожидаемыми.
— Думаю, в целом среди социологов существует уважение к собственному инструментарию и собственной отрасли. Понятно, что они более разборчивы, более критичны, более внимательно следят за нюансами проводимых их коллегами исследований. Такая критичность существует в любой профессиональной среде, я не вижу здесь дефолта доверия к своим методикам, — рассуждает политолог.
Advertology.Ru
04.03.2014
Еще статьи по теме
- Россияне видят перспективу в блогосфере: Совместное исследование ВЦИОМ и Insight People - 29.09.2022
- "Улыбка радуги" объявляет результаты масштабного исследования - 19.01.2021
- Особенности коммуникации с потенциальной аудиторией жертвователей - 25.08.2020
- ВЦИОМ провел исследование о потреблении традиционных табачных продуктов и новых никотиносодержащих продуктов - 21.05.2019
- Глава ВЦИОМ плохо информирован?! - 21.11.2018
- ВЦИОМ: россияне не видят в будущем рабочих специальностей - 18.12.2017
- Рыба, смерть и стихийные бедствия: какие сны ищут в поиске Яндекса - 17.03.2017
- ВЦИОМ: россияне поддержали введение карточек на продукты - 28.02.2017
- TNS выбран единым телеизмерителем аудитории - 15.12.2016
- PR как профессия: престиж, доходность, моральный уровень (2) - 08.12.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий