Знак "Сделано в России" может стать мировым брендом
Минпромторг объявил о создании «знака качества» для отечественных товаров. Государство обещает легкой промышленности серьезные льготы и инвестиции. Власти надеются, что эти меры помогут возродить российский легпром. Верит ли в это бизнес? Об этом «РБГ» беседует с председателем совета директоров многоотраслевого холдинга «ГК Мегаполис» Константином Кузиным.
— Почему государство сделало ставку именно на легпром?
— Он обладает колоссальным потенциалом для роста. У легпрома есть целый ряд преимуществ по сравнению с другими отраслями экономики. Возьмем социальный аспект: в легкой промышленности трудится большое количество людей — на крупных предприятиях, в среднем и малом бизнесе. При этом создание одного нового рабочего места в легкой промышленности приводит к появлению 5—6 рабочих мест в смежных отраслях: в ретейле, логистике, финансовой сфере. Другое преимущество — быстрый оборот капитала, который составляет в среднем до 6 месяцев, что намного меньше показателей в других отраслях. В легкой промышленности и довольно небольшой порог вхождения в бизнес — 50—100 млн долларов вполне может хватить для создания конкурентоспособного предприятия. Здесь не нужны специальные условия для того, чтобы открыть в небольшом городе современное, даже по мировым меркам, швейное или ткацкое производство. Россия также обладает хорошей ресурсной базой для нужд легпрома.
— Но что тогда мешает отечественному легпрому отвоевать российский рынок у китайских и турецких конкурентов? Чуть ли не 80% одежды, продаваемой в России, завозится из-за рубежа и в основном из Китая.
— Основная проблема, которая последние годы серьезно мешает развиваться российскому легпрому, заключается в непомерно высокой доле контрабанды. Началось все с 90-х, когда на рынки челноки повезли товары из Турции и Китая. Сегодня потребительский рынок стал более цивилизованным, он сменил формат, перешел в торговые сети, в специализированные магазины. Но контрабанды отнюдь не стало меньше. Более 50% импорта поступает на наш рынок серым способом: занижается таможенная стоимость, товар декларируется под другим кодом, соответственно уплачиваются более низкие ввозные пошлины и НДС. У себя на родине иностранные компании, экспортирующие в Россию товары, возмещают НДС, здесь они с помощью разных ухищрений умудряются сэкономить на пошлинах и налогах. Добавьте к этому низкую зарплату в Китае, не самое высокое качество материалов, из которых производятся китайские товары, — вот вам и дешевый китайский ширпотреб. Естественно, наше государство не может влиять на зарплаты китайских рабочих, зато ударить по контрабанде вполне в состоянии.
— Что вы имеете в виду?
— Одним из наиболее эффективных способов побороть контрабанду, на мой взгляд, является снижение для отрасли ставки НДС до 10%. Ведь что получается сегодня: все производимые в России товары облагаются 18-процентным НДС от полной стоимости. А импортные вещи благодаря хитрым и не самым законным схемам пересекают нашу границу с документами, в которых указана сильно заниженная стоимость. Соответственно, налоги и пошлины на такой импорт (а это — 40—50% всего ввозимого к нам товара) высчитываются в лучшем случае с половины его реальной стоимости. Снижение ставки НДС для товаров легкой промышленности станет крайне полезной мерой как для отечественной отрасли, так и для государственной казны. Контрабандные схемы утратят былую привлекательность, большая часть импорта перейдет на «белые» расчеты, собираемость налогов вырастет, повысится конкурентоспособность российских товаров (отечественные вещи подешевеют, а низкокачественный ширпотреб из-за рубежа подорожает), повысится инвестиционная привлекательность российских предприятий легпрома, появятся новые рабочие места.
— А как относятся в министерстве к этой идее?
— Сегодня в правительстве и министерстве находятся разумные люди, которые готовы рассматривать любые предложения, способные привести к улучшению ситуации в экономике. Разумеется, снижение НДС для легпрома до 10% не даст немедленного ошеломляющего эффекта. Но в стратегическом плане при горизонте планирования 3—5 лет эта мера обеспечит благоприятные условия для стремительного роста как самой отрасли, так и экономики в целом. Взять хотя бы тот же Китай. Сейчас экономика этой страны по объему занимает второе место после американской. И китайское «экономическое чудо» началось как раз с революционного развития легкой промышленности.
— В России возможно повторить китайский опыт?
— На самом деле все зависит от конкурентной среды. Если конкурентная среда будет выравниваться, российские производители не будут задавлены импортом по заниженным ценам и дотируемым в странах-производителях, то прорыв отечественной легкой промышленности возможен. Еще одна насущная проблема отрасли — необходимы инвестиции в современное оборудование, которое, к сожалению, не производится в нашей стране. И с этим нужно смириться, это нужно признать и покупать современную японскую, немецкую технику и выпускать на ней товары, которые способны конкурировать на мировом рынке. У нас есть свои дизайнеры и технологи. Добавьте современное оборудование, материалы — вот вам все составляющие будущего успеха российской легкой промышленности.
— Год назад Россия присоединилась к ВТО. На своих предприятиях вы ощутили изменения?
— Честно говоря, пока ничего не изменилось. Потому что легпром уже давно живет по этим правилам. В отличие от России другие страны очень четко пытаются защищать свои рынки и не пускать туда иностранных производителей. Это делается разными способами, я думаю, что набор этих приемов все знают: от лицензирования до соответствующих квот и лоббирования. Если взглянуть на тендеры, которые проводились последние лет 15 в России, то можно заметить, что госструктуры закупают преимущественно импортное: одежду, спецодежду, ткани, постельное белье. Все это на 90% китайского, индийского и других иностранных производителей. Хотя, безусловно, сейчас начали об этом больше говорить, поднимать эту проблему. Возможно, в будущем госструктуры станут покупать исключительно российское, тем самым поддерживая отечественную экономику.
— Минпромторг объявил конкурс на создание знака качества «Сделано в России». Как вы относитесь к этой идее?
— Считаю полезной, поскольку главная ее цель — продвижение российских товаров. Это когда покупателя начинают ориентировать на внутреннее потребление, перекладывать деньги в экономику России, голосовать не за «китайское» или «турецкое», а за развитие экономики России. А если этот знак будут получать товары, конкурентные не только на российском, но и на мировом уровне, то со временем словосочетание «Сделано в России» может стать серьезным мировым брендом.
Advertology.Ru
17.12.2013
Еще статьи по теме
- 2018 - Год национального бренда "Сделано в России" - 13.06.2017
- Depot WPF выступило одним из инициаторов создания Национальной коммуникационной стратегии "Сделано в России" - 07.06.2017
- К концу года правительство представит концепцию проекта "Сделано в России" - 22.06.2016
- "Роскачество" оценило подсолнечное масло - 04.03.2016
- Агентство Affect раскрыло потребителю главные секреты маркетинга - 21.12.2015
- В России вручили первые возрожденные знаки качества - 11.12.2015
- "Российский знак качества" станет бесплатным для бизнеса - 18.11.2014
- Новый знак качества выберут с помощью пользователей ЖЖ - 26.12.2013
- "Сделано в России" - 11.12.2013
- Марка не для коллекции - 05.12.2013
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий