Детский сайт закрыт
Сегодня «Российская газета» публикует документ Роскомнадзора, ограждающий детей от вредной информации
Показ фильмов об однополой любви или публикация натуралистичных фоторепортажей с места авиакатастрофы может стоить телеканалу и газете лицензии. Роскомнадзору подробно прописали порядок действий при надзоре за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Если в течение года телевизионный или радиоканал, журнал, газета либо интернет-издание накопит несколько предупреждений от Роскомнадзора за нарушение закона, то может остаться «без работы». Роскомнадзор обратится по этому поводу с исковым заявлением в суд. До сих пор, заметим, подобных прецедентов не было. Теперь в Административном регламенте, который утвержден минкомсвязи, в деталях прописано, как именно должно действовать ведомство при надзоре по соблюдению закона о защите детей от вредной информации. Сегодня «Российская газета» публикует этот документ на с. 18—19.
По закону, который вступил в силу в сентябре прошлого года, издания обязаны маркировать свою продукцию специальными значками — «16+», «12+», «6+», «0+». Они означают, для какого возраста предназначены теле- и радиопрограммы, а также публикации в бумажных изданиях и Интернете. «Взрослые» программы нельзя транслировать с 4 до 23 часов. Для самых маленьких, дошколят действуют более жесткие ограничения — если программа не предназначена для их просмотра или прослушивания, она не может транслироваться до 21 часа. Когда принимался закон, было много волнений и споров, что теперь из-за курящего волка с телеэкранов исчезнет «Ну, погоди!», а газеты и журналы подвергнутся цензуре. Однако все живы. На бумаге, в эфире, в Сети.
Роскомнадзор еженедельно проводит мониторинг 4,6 тысячи зарегистрированных СМИ на предмет соблюдения закона, за это время было выявлено более 3 тысяч нарушений. Самыми дисциплинированными оказались радийщики, сообщил глава Роскомнадзора Александр Жаров. Больше всего нарушений в печатных СМИ и на интернет-ресурсах. Но если сравнить статистику нарушений в сентябре прошлого и этого года, то число выявляемых за неделю нарушений снизилось почти в 4 раза, подсчитали в Роскомнадзоре. В ведомстве это связывают с тем, что в течение года в редакции направлялись предупреждающие письма, где разъяснялись требования законодательства. С сентября прошлого года было направлено более 6 тысяч таких писем.
Правда, специалисты и родители говорят, что бить в литавры рано. «Наверное, эфир и Сеть стали безопаснее. Но нельзя сказать, что «улицу вымыли дочиста», говорит гендиректор исследовательского агентства Telecom Daily Денис Кусков. Оценить, как обстоят здесь дела, очень сложно, тут же замечает он. Благодаря закону рынок стал более чувствительным.
«Но глобальные выводы делать рано. К тому же сухие цифры о количестве предупреждений или закрытых интернет-сайтов полного представления не дадут. Для настоящей оценки нужны социологические замеры. И время», — рассуждает Кусков.
Закон важен для тех, кто дорожит своей репутацией, продолжает независимый эксперт в области Интернета Леонид Делицын. Для добросовестного бизнеса, допустившего нарушение закона случайно или по незнанию. Но если это делается намеренно, то, например, в Интернете вместо десятков закрытых ресурсов могут появиться сотни новых. Это объясняется еще и тем, что бизнес, связанный с контентом для взрослых, всегда высокоприбыльный, чрезвычайно инновационный, именно там стали первыми применять различные форматы видео, хранения данных, говорит Делицын. Причем самые нишевые и рискованные сервисы обычно как раз самые прибыльные, объясняет он.
Но ограждать детей от вредной информации должна прежде всего семья, продолжает Делицын: «Главное условие успеха — это опыт родителей. Скажем, новое поколение родителей все более уверенно пользуется Интернетом. Им отследить, что делают дети в Сети, будет уже проще». Возможно, было бы полезно составить и опубликовать «белый список» сайтов — ресурсов, безопасных для детей, вспоминает одну из витавших в воздухе идей Денис Кусков. Родители могли бы ориентироваться на такой перечень. Есть услуга «родительский контроль», с ее помощью можно заблокировать нежелательные сайты. А за рубежом по такому же принципу уже много лет работает услуга, которая позволяет контролировать просмотр телепередач, рассказывает Кусков: «Когда ребенок включает тот или иной канал, родителям, подписанным на услугу, приходит эсэмэска с информацией об этом. И канал включается только после того, как родители дают «добро»». Услуга платная. Но она не может быть слишком прибыльной. «Вполне вероятно, государство могло бы помогать этому направлению — например, выделять гранты тем операторам и производителям оборудования, которые предлагают такие услуги», — говорит Кусков. И все-таки прежде всего надо обращать внимание на то, что читают, с кем водят дружбу в Интернете ваши дети, советует Делицын. «Правда, тревожный сигнал — даже в том случае, если слишком много начинает общаться в Сети и взрослый человек», — продолжает он.
Роскомнадзор намерен в ближайшее время представить Концепцию информационной безопасности детей и подростков. Эксперты выяснили, что интересует детей и подростков в информационном поле. Для этого они разделили их по возрастным категориям: до 6 лет, от 6 до12, от 12 до16 и от 16 до 18 лет. Агоснадзор в рамках закона теперь буквально «разложен по полочкам». В административном регламенте четко прописано, как именно проводятся проверки Роскомнадзора, сколько на них выделяется времени, как выносятся предписания. Проверки, как следует из регламента, могут быть плановыми и внеплановыми, последние возможны в том числе в связи с обращениями в Роскомндазор от физических и юридических лиц, просигнализировавших о нарушении закона. СМИ о внеплановой проверке не предупреждаются.
15.11.2013
Еще статьи по теме
- АРИР и Роскомнадзор: как снизить риски штрафов за отсутствие маркировки? - 03.08.2023
- АРИР: пятая волна вопросов Роскомнадзору о маркировке рекламы в интернете - 28.02.2023
- Рекомендации от АРИР и Роскомнадзора: как маркировать нестандартные форматы рекламы - 22.11.2022
- АРИР и Роскомнадзор: новые детали о системе учета рекламы в интернете - 10.11.2022
- Роскомнадзор выбрал компании, которые будут учитывать рекламу в интернете - 16.10.2022
- АРИР и Роскомнадзор дополнили информацию о порядке учета интернет-рекламы - 11.10.2022
- Роскомнадзор выбрал Mediascope единым измерителем интернет-аудитории - 03.02.2022
- СМИ попросили Роскомнадзор объяснить штрафы за гиперссылки с матом - 24.07.2020
- Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа" - 30.08.2018
- Позиция Яндекса об удалении контента - 29.08.2018
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий