Как в Америке процветает гильдия дизайн-воров
Должно быть, вы никогда не слышали о компании Cody Foster & Co. При этом, если вы вдруг независимый и хороший художник, дизайнер или иллюстратор, в Cody Foster наверняка слышали о вас! Более того, вполне возможно сейчас они уже продают ваши работы своим клиентам вроде Madewell, Terrain или Fab.com, и засудить их нет почти никакой возможности.
Так кто они? С первого взгляда, все очень чинно и прилично – официальный сайт компании встречает посетителей картинкой с огромным жеребцом из мамонтовой кости в новогоднем обрамлении. Открываем страницу «О компании» и читаем милую историю, про то как некий Мистер Фостер вместе со своей мамой решили вдруг создать империю по производству всяких уютных цацек. Произведенные Cody Foster цацки уходят в розничную продажу через упомянутые выше конторы, и оседают в тысячах домов в качестве приятного домашнего декора. Штаб-квартира империи цацек, если верить сайту, располагается в живописном городке Валентайн, что в американском штате Небраска, который, по словам основателей компании, изобилует широкими открытыми долами, большим, чистым, синим небом, бескрайними цветущими равнинами, кристально чистыми озерами и уединенными водопадами. Все предметы, продаваемые компанией, производятся исключительно из указанных на сайте материалов, а вдохновляются ремесленники, внимание, «самыми разными источниками».
Это, конечно, чистая правда – источников вдохновения у семьи цацкодельцов действительно много и они самые разные. Есть одно но – все «вдохновляющие» их макеты они просто-напросто внаглую воруют! Так утверждает калифорнийский иллюстратор Лиза Конгдон, у которой Cody Foster украли рисунки оленя и медведя, сделали из них дешевые новогодние цацки и теперь радостно все это продают.
Оповестил Конгдон об этом некий преданный поклонник – он случайно увидел в каталоге Cody Foster за 2013 год абсолютно, вплоть до узора на нашивках скопированных у иллюстратора животных. Возможно, у Конгдон и Cody Foster просто совпал источник вдохновения? Она утверждает, что это вряд ли: узор, которым украшена одежка зверей совершенно уникален и вообще он что-то вроде ее неповторимой дизайнерской подписи.
«Если бы они копировали не так очевидно, я бы не стала предавать эту историю публичной огласке», - написала на этой неделе Конгдон в своем блоге. Cody Foster & Co., при этом, ни в какую не хотят отвечать на письма и звонки рассерженного иллюстратора. Эту запись в блоге все тут же начали репостить, и ее увидело какое-то невероятное количество людей. Тут же во Flickr была организованна боевая группа по выявлению других случаев дизайн-воровства Cody Foster, и ее участники почти сразу нашли еще несколько подчистую украденных дизайнов.
Одна из пострадавших, дизайнер Абигейл Браун сказала так: «Я в ярости! Посмотрите на мою картинку с совой, и на сову, которую продают Cody Foster – никаких сомнений быть не может, они взяли ее без спроса!» При этом Браун отчетливо помнит встречу с матерью Коди Фостера в 2009 году – тогда она честно купила один из дизайнов и увезла его к себе в Небраску. «Оборот Cody Foster – 3 млн. долларов! Почему они не могут вести себя нормально и все покупать?» - вопрошает обворованный дизайнер.
Мими Киршер, еще одна пострадавшая, отреагировала более флегматично: «Если бы они скопировали дизайн моих кукол получше, я бы расстроилась. Все равно немного обидно – если бы они купили у меня лицензию, я бы может даже поучаствовала в производстве.» Очевидно, что это воровство – не что-то идеологическое, типа борьбы за антикопирайт и свободный контент, а банальная жадность и желание сэкономить: дизайнеру обычно уходит от 7% до 10% с каждой продажи.
Впрочем, для Cody Foster это не в новинку – в 2010 компании предъявляли схожие обвинения. Тогда они просто молча выключили свой каталог, и свернули твитер и RSS-обновления. Анонимный источник в логове воровской гильдии, предоставивший копию их каталога на этот год, заявил, что Cody Foster занимаются этим уже долгие годы, и становятся все осторожнее – только их непосредственные клиенты-ритейлеры, упомянутые в начале статьи, имеют прямой доступ к каталогу.
Лиза Конгдон настроена решительно: «Это важное дело, и я наняла очень хорошего адвоката, с которым мы выведем их на чистую воду, чего бы нам это не стоило! Я не сдамся, не отступлю и не смирюсь с этой историей».
Легче сказать, чем сделать – выдвижение судебного обвинения по нарушению авторских прав, возможно, только сыграет ворам на руку. По словам Джима Крауна, директора отдела тяжб Американской организации по вопросам интеллектуальной собственности (AIPLA), вполне может оказаться, что у дизайнера нет полностью оформленного копирайта на конкретную украденную работу. Да, в американской правовой системе любая работа, созданная автором, автоматически становится его интеллектуальной собственностью, но максимум, что грозит ворам по результатам суда, апеллирующего этим общим правом – выплата тех 7% - 10% с каждой продажи.
При этом сам иск выливается для истца в безумные деньги – в среднем от 200 до 350 тыс. долларов. «Я думаю, стоит дважды подумать, стоит ли оно того, дай Б-г иск окупится», - утверждает Краун. Воры все это отлично понимают, и чувствуют себя спокойно – мало какой независимый художник сможет потянуть такую сумму, да еще и доказать в суде факт кражи дизайна, который очень тонкая и неочевидная материя сам по себе.
Не все так безнадежно. Есть то, что ударит по ворам сильнее, чем любая судебная тяжба – публичная огласка. Например, бруклинский дизайн-ритейлер West Elm после всей этой истории уже публично разорвал все соглашения с Cody Foster. Еще один клиент жуликов, компания Anthropologie, ранее неоднократно попадавшая в беду из-за дизайн-воровста, сейчас наверняка обдумывает, не поступить ли так же, как их бруклинские коллеги.
Ни одна большая, публичная компания не захочет попасть в кошмарную ситуацию, завязанную на кражах дизайнов. Серьезно навредить Cody Foster сможет обширная молва – распространение слухов и жалобы в большие розничные компании. Фэшн-индустрия быстро научилась самоорганизовываться против подобного, и сейчас уже близка к рассмотрению в Конгрессе США специального закона о запрете дизайн-воровства, но только про одежду. Индустрия цацек должна работать сообща, повторить этот славный путь, и тогда воров забьют камнями и все будет хорошо.
Advertology.Ru
25.10.2013
Еще статьи по теме
- Дизайн-образование: креативность и практика - 19.11.2024
- На что обращать внимание при составлении договора с разработчиками - 26.03.2024
- Дизайн в техническом мерчандайзинге - 24.08.2022
- 7 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн - 28.06.2021
- Авторам оставят половину - 05.03.2018
- Права старого образца - 31.01.2017
- Минкульт предложил новый вариант реформы авторских прав - 30.01.2017
- Новый дизайн российских автомобильных номеров - 28.11.2016
- Девять примеров дизайна упаковки для "скучных" товаров - 15.11.2016
- "Дизайн станет новой Big Data" - 14.11.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий