Статьи

Digital-агентства идут в CRM

Digital-агентства идут в CRM

Историю российского рынка eCRM можно отсчитывать с 2005 года, когда в Россию пришло агентство Buongiorno Digital. У него была собственная IT-платформа, позволявшая сегментировать базы данных, осуществлять рассылки, а также вести программы лояльности.

Появление на рынке крупного западного игрока было чем-то вроде лакмусовой бумажки, отмечавшей, что на эту услугу может быть спрос и что ниша пустует. «Россия рассматривалась как один из наиболее быстрорастущих и перспективных рынков, где CRM-экспертизы было не так много, а сам продукт только начинал быть востребованным», - вспоминает Эмин Алиев, генеральный директор Lumata.

В общем, появление западного игрока со специализацией именно в eCRM всколыхнуло рынок. Всколыхнуло, но не более. Бурный рост рынка пришёлся на период 2010-2011 года. Почему именно тогда, а не раньше?

По мнению генерального директора GRAPE Андрея Анищенко, главный драйвер рынка - это «увеличение роли digital: больше интернет-пользователей, более доступный интернет, больше пользователей смартфонов и планшетных компьютеров».

Всё это естественным образом сказывается на росте маркетинговых бюджетов, выделяемых на digital, и, одновременно, приводит к появлению новых инструментов digital-маркетинга. Виталий Быков, соучредитель агентства Red Keds так описывает эту связь:

«Когда возникло много разных инструментов, то сразу появилось много проблем. Во-первых, стало понятно, что многие из этих инструментов работают и могут дать хорошую конверсию в продажу. Во-вторых, понадобилось оценить эффективность разных инструментов. И, в третьих, стало понятно, что конкуренты не дремлют и думают о том же самом.

Перед директорами по маркетингу встал вопрос: «Как нам быть с Интернетом? Там столько разных возможностей. Что из них работает, а что нет? И куда мы придём?».

Так постепенно стал вырисовываться интерес к CRM, понимания того, что целью должны долгосрочные коммуникации с пользователями. То есть не просто промо-сайт, а какой-то постоянно работающий сайт, коммуникация по email, через SMS, через мобильные каналы в целом».

К 2010 году стало очевидно, что рынок такого рода консалтинговых услуг наконец-то «созрел», и в России начали появляться собственные eCRM-агентства: в октябре 2010 -FutureBit, в декабре 2010 - «ЛидМашина».

В 2011 году к ним добавились агентства DigDog (в составе Red Keds Group), «Да!маркетинг» и eCRM-отдел в составе агентства AdWatch/Isobar.

В 2012 году на рынке eCRM произошло два важных события. Во-первых, до создания собственного eCRM-подразделения «дозрел» тяжеловес российского digital-рынка агентство GRAPE (июль 2012). Во-вторых, одна из крупнейших отечественных веб-студий ADV/Web-engineering, приобрела «Да!Маркетинг» (сентябрь 2012).

«По сути, рынок уже сформировался и находится в стадии консолидации», - констатирует Антон Терехов, один из соучредителей агентства «Да!Маркетинг». С Тереховым соглашается и генеральный директор агентства Mindbox Иван Боровиков. «Уверен, что в самое ближайшее будущее вы услышите, как минимум, еще об одной консолидационной сделке на этом рынке», - добавляет он.

Что они предлагают?

eCRM-агентства продают консалтинг, экспертизу в области создания облачных CRM-решений и связанных с ними коммуникаций. В самом широком виде список услуг eCRM-агентства выглядит так:

 Digital-агентства идут в CRM

Как видите, список немаленький и включает в себя едва ли не все услуги, которые есть на рынке digital. Практически все упомянутые в этой статье агентства декларируют этот широкий список услуг, однако на деле каждое специализируется на чем-то своём.

Например, «ЛидМашина» - на маркетинговых стратегиях, Lumata и GRAPE - на создании и поддержке бренд-сообществ, «Да!Маркетинг» - на аналитике баз данных и повышении конверсии интернет-магазинов, «Люди говорят»  - на репутационном менеджменте, FutureBit и DigDog - на email-маркетинге, Mindbox - на аналитике и интеллектуальном анализе баз данных (data-mining), Progression, PMCG, C3Vision - на ведении промо-акций.

Вообще же, важны не столько услуги, сколько вектор. Любую из вышеперечисленных услуг можно оказывать с прицелом на создание базы данных и последующую коммуникацию с клиентом. Для этого, по мнению Боровикова из Mindbox, необходимо предпринять три действия:

- создать CRM-команду и поменять процессы, связанные с прямой коммуникацией с потребителями (промоакции, полевые активности, рассылки и т. п.) так, чтобы в них участвовали CRM-щики;

- создать или приобрести специализированную технологическую платформу

- наладить стратегическое планирование, вести постоянный анализ проводимых мероприятий (в привязке к продажам) и совершенствовать прямую коммуникацию с потребителями на основе полученных данных.

«Это то, что во всём мире называется CRM. Я не использую термин eCRM, потому что, на мой взгляд, это совершенно искусственный термин, созданный продажниками для дифференцирования своей услуги», - поясняет Боровиков.

В чём отличие от традиционного CRM?

Чем eCRM-агентства отличаются от тех, кто занимается не eCRM, а CRM обычным?
В первую очередь тем, что они не столько конкретное IT-решение, сколько консалтинг в сфере выбора и настройки решений.

«Мой опыт общения с традиционными CRM-интеграторами показывает, что они очень плохо представляют себе что такое Интернет-коммуникации, email-маркетинг, мобильные приложения. Всё-таки их основной бизнес - это внедрение CRM-систем.

А мы не привязаны к какому-то конкретному решению, мы тестируем и предлагаем разные мейл-платформы и другие инструменты», - говорит Евгений Вольнов, директор агентства DigDog.

«Digital-агентства первыми готовы идти на риск, применяя и тестируя все то новое, что приходит в индустрию: будь то мобильные каналы коммуникаций, идеи по сегментирования аудитории, или инструменты моделирования поведения», - соглашается Эмин Алиев из Lumata.

Второе важное отличие - акцент на клиентах, а не на бизнес-процессах. «Классический CRM» - это что-то вроде бухгалтерского учёта: контрагенты, дилеры, план продаж, счета, акты и так далее. В первою очередь он подразумевает работу с сотнями и тысячами организаций-покупателей - с соответствующими процессами, логистикой, документооборотом и т. п.

«Маркетинговый CRM» предполагает взаимодействие с сотнями тысяч и миллионами непосредственных потребителей продукции при отстутствии плотного контакта с ними, но зато быстро, в режиме онлайн. По сравнению с «классическим» CRM, мы знаем достаточно мало о нашем потребителе, но даже на основе сравнительно небольшого количества данных можно строить высокоэффективные и контролируемые коммуникационные кампании. Здесь огромное значение имеет высокая скорость обработки данных», - поясняет Боровиков.

Третье отличие - акцент на коммуникациях. Главное обещание eCRM-агентств - это эффективная (а, значит, и прибыльная) коммуникация с клиентами, которая задействует самые разные инструменты digital: от мейл-маркетинга и SMS-рассылок, до таргетированной рекламы и приложений в социальных медиа.

Говоря о разнице в подходах к CRM у digital-агентств и у BTL-агентств, Евгений Вольнов из DigDog, констатирует: «BLT-щики научились собирать личные данные в ходе промо-акций, но я не уверен что они так уж эффективны и опытны в плане выстраивания коммуникаций после сбора этих данных.

Все-таки они «до» коммуникации, а мы - после сбора. По крайней мере, я ещё не видел BTL-щиков, которые рассказывали бы на конференциях про email-маркетинг и CRM какие-то внятные вещи».

С Вольновым соглашается и Анищенко из GRAPE: «В BTL-агентствах работа с потребителями находиться на начальном уровне и как правило ограничена рамками промо-акций, предложениями по механике промо, по подготовки спецпреложений», - отмечает он.

Что востребовано сейчас и на перспективу?

Если вернуться к перечню услуг eCRM, агентств, то выяснится, что далеко не все из них востребованы рынком. «Из того, что однозначно работает на российском рынке - это eCRM в программах лояльности, созданных как для конечных потребителей, так и в области B2B», - высказывает общее мнение игроков рынка Эмин Алиев из Lumata.

У GRAPE, которое тоже ведет крупные бренд-сообщества, интерес к eCRM тоже «вырос» из потребности более эффективно коммуницировать с набранной аудиторией. Тот факт, что на рынке достаточно успешно существуют агентства, специализирующиеся на email-маркетинге (кроме FutureBit, DigDog и «Да!Маркетинг» к ним также можно отнести iAge), доказывает, что эта услуга востребована рынком.

Хуже всего, как ни странно, обстоят дела собственно с CRM. На сегодняшний день ни одно из digital-агентств не предлагает CRM в чистом виде - например, выступая в качестве консультанта по установке Salesforce, Zoho или SugarCRM.

Пока экспертиза сводится к предложению отдельных решений и их интеграции с другими. Например, агентства, специализирующиеся на email-маркетинге предложат нам настроить MailChimp, UniSender, Emailvision или какую-то ещё платформу мейл-маркетинга.

Ряд агентств успешно осваивают западные решения в сфере автоматизации маркетинга - «ЛидМашина» даже стала официальным партнёром HubSpot, крупнейшего игрока на этом рынке. Компания также предлагает собственное CRM-решение Clientobox. Но создания полного комплекса eCRM пока не предлагает ни одно eCRM-агентство.

«В России нет инфрастуктуры, которая бы позволяла продавать большие eCRM-решения, прежде всего потому, что это подразумевает определённый уровень развития спроса и определённый уровень экспертизы у агентств.

Чтобы анализировать базы данных, нужно разрабатывать алгоритмы анализа. Это очень специфический опыт, специфические компетенции, которые пока отсутствуют на рынке», - отмечает Евгений Вольнов из DigDog.

«Ничего, сколько-нибудь напоминающего законченный продукт ни у кого на рынке в РФ, за исключением нас - уж извините - я не видел. Пока все широко рекламируемое на поверку оказывалось «пшиком» или, в лучшем случае, «наполеоновскими» планами», - констатирует Боровиков.

Мечта об облачном CRM-решении, в котором хранится база данных компании и которое легко интегрируется с другими функциональными решениями (будь то email-маркетинг, мобильный маркетинг, системы управления рекламой или контентом в социальных медиа) пока остаётся недостижимой.

Однако digital-агентства уверены, что такие решения появятся. «В ближайшие несколько лет нас ждет появление большого количества инструментов, позволяющих брендам самостоятельно создавать CRM-инициативы.

Новые инструменты будут нацелены на более глубокое сегментирование, улучшение качества контакта, подробную аналитику, позволяющую постоянно совершенствовать диалог с потребителем и создавать по-настоящему релевантные предложения. Эти решения будут жить «в облаке» и обладать легкими, интуитивными интерфейсами», - предсказывает Эмин Алиев из Lumata.

В отношении перспектив рынка мнения его участников расходятся. По сути, «каждый кулик хвалит своё болото». Гендиректор «ЛидМашины» Виталий Мышляев считает, что развитие eCRM будет связано с персонализацией контента на сайте с учётом информации, получаемой из CRM-системы.

Алиев из Lumata уверен, что наиболее перспективное направление CRM - это «всё, что связано с мобильным CRM: возможность таргетирования потребителя по местонахождению и времени суток, на которую накладывается его история общения с брендом».

Анищенко из GRAPE говорит о том, что будущее eCRM - за использование данных CRM для таргетирования рекламы, причем не просто по социально-демографическим характеристикам, а с применением алгоритмов, анализирующих поведение людей в интернете (так называемый look-alike таргетинг).

Впрочем, из этих комментариев становится ясно, что до настоящего eCRM уже рукой подать.

towave.ru 

09.11.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.07.2024 - 23:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация