Между строк PR-отчета: Из "живого" дневника PR-специалиста
И все-таки, у них остается время на ведение личных и корпоративных блогов! Вашему вниманию – свод постов из "Живого Журнала", возникших на протяжении одного цикла сотрудничества с "трудным клиентом".
Вначале было…
КОГДА НЕ НАДО ОБРАЩАТЬСЯ В PR-АГЕНТСТВО
7 Январь, 2007 at 10:14 AM
В PR-агентство обращаться не следует, когда:
- Надо молниеносно привлечь клиентов и что-то быстро продать.
- Надо быстро "протестировать" идею и скрыться.
- Надо освоить бюджет в короткие сроки.
И вообще, если что-то нужно быстро.
Для этого всего есть консалтинговые компании, наверное? И все-таки, они обратились. Клиент крупный, весомый портфолио – поэтому его взяли, несмотря на проблемы "по трем признакам из трех".
СТРАХИ КЛИЕНТОВ PR-АГЕНТСТВ
13 Январь, 2007 at 2:19 PM
Самые распространенные страхи клиентов PR-агентств и вообще тех, кто заказывает услуги по продвижению (раскрутке) фирмы:
1. В начале сотрудничества: "Если мы начнем о себе заявлять, к нам налоговая придет и все закроет. А если не налоговая, так рэкетиры или рейдеры".
Отвечаем по слогам: У государства дел других по горло. А если у фирмы большие обороты, то о вас узнают и без рекламы и статей. И у стен есть уши, ы-ы-ы! (строя "козу"). Или нет – копируя плакат "Не болтай"…
2. При написании пресс-релиза о сотрудничестве с новым клиентом: "Ага, сейчас мы напишем, что это наше богатство новое, и у нас его отберут конкуренты".
Отвечаем по слогам: А договор (с клиентом)? И все же, не просто же так к вам этот клиент обратился?
3. "Мы сейчас все PR-агентству расскажем, а оно уйдет к конкурентам и все наши технологии унесет".
Отвечаем по слогам: А договор-2 (с PR-агентством)? Надо будет написать пост "о выгодах долгосрочного сотрудничества с PR-агентством". В общем, краткосрочный PR, это не PR, так как противоречит своей изначальной сути.
И если все-таки PR-агентство уйдет от вас к другому, значит, либо скажите ему пару ласковых вдогонку и идите в суд. Или молча пеняйте на себя.
4. "А PR - это ведь страшно и больно для общества! Мы будем манипулировать людьми и нас все будут ненавидеть!"
Отвечаем по слогам: Настоящий PR глазу невидим. Он делает вас известным и помогает достигать целей естественным на первый взгляд образом. Короче, те, кто профи, заметит вашего тайного советника, а остальные восхитятся результатами.
5. "Я боюсь получить что-то отличное от рекламы, неэффективное".
Отвечаем по слогам: Ну надо же когда-нибудь начинать делать не то!!!".
МОЙ ЛЮБИМЫЙ АНЕКДОТ
22 Мар, 2007 at 12:35 PM
Одесса. Заключили Рабинович и Абрамович с Одесским пароходством договор, по которому они обязуются в недельный срок покрасить пароход. Через неделю приходят и говорят: "Готово". Приходит проверяющий и видит - пароход покрашен только с одной стороны.
- Это что???!!!
- Вот, сделали как договорились.
- А вторая половина?
- Э, нет, - достает договор и читает:"Абрамович и Рабинович с одной стороны, Одесское пароходство с другой стороны покрасят пароход..."
ВЫВОД: Клиент и его PR-агентство должны оба работать по договору. В идеале.
Жаркая пора
PR-АГЕНТСТВО VS. PR-ОТДЕЛ ФИРМЫ?
10 Февраль, 2007 at 10:20 AM
А вам в рамках, скажем, абонентского PR-обслуживания, приходилось ли когда-нибудь конкурировать с внутренним PR-отделом клиента?
Интересное положение, правда? Заведомо провальное. У менеджера фирмы-клиента больше полномочий, он может "заткнуть" PR-агентство, когда захочет. А в это время ЛПР (лица, принявшие решение о сотрудничестве), вспоминают о PR-агентстве только во время месячных отчетов…
Вариантов два:
1. Это надо пережить и остаться с опытом. Но протянете месяца четыре в лучшем случае.
2. Нужно постараться снова выйти наверх, и – либо, тоже два варианта. Полный крах и разрыв контракта, либо – успех и единоличное управление всеми информационными потоками. Внутреннего PR-менеджера или уволят, или жестко поставят в подчинение PR-агентству.
В общем, "даже если вас съели, выходов минимум два".
UPD: А начиналось все так прелестно, PR-агентство подчинялось отделу по развитию, отвечало только перед руководством компании… А теперь пришлось отчитываться PR-менеджеру.
PR: ТОЛЬКО ДОЛГОСРОЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
23 Февраль, 2007 at 6:46 PM
Это ж понятно, public relations development – процесс, процесс и еще раз процесс. Никакая "пиар-акцийяа" не заменит планомерного промывания мозгов (всем!) в рамках, скажем, абонентского PR-обслуживания. Один раз пукнуть, это не то что, целый год вонять. То есть, я хотел сказать – "Один раз на 8-ое марта подарить женщине цветы, это не тоже самое, что весь год ее баловать всевозможными знаками внимания". Согласитесь, дамы? Извините, но сегодня наш праздник – можно!-)
Какие же еще плюсы у абонентской PR-работы перед разовыми PR-акциями? Под разовыми пиар-акциями я подразумеваю пресс-конференцию, презентацию, распространение одного-единственного пресс-релиза и ... тоже абонентское обслуживание в рамках не более 3-месяцев. А плюсы такие:
- PR-агентству не надо будет сызнова "раскачивать" и мозолить глаза журналистам экспертными мнениями своих клиентов.
- У PR-агентства не будет желания искать аналогичных клиентов в данной отрасли, тех же конкурентов бывшего клиента. А то, навыки наработались, закрепились - не терять же.
- Не будет повышения цен. Договор-то на год обычно заключается. А то так, придет клиент через месяц, решив, что надо бы продолжить... а цены уже бац! и повысили.
В общем, краткосрочный PR, это не PR, так как противоречит своей изначальной сути. Удачных вам долгосрочных отношений! Долго - это классно. Совет себе же: Прерывай отношения первыми! (перефразированный слоган пива Тинькофф)
ПИАРОВА ПОБЕДА
8 Марта, 2007 at 1:10 PM
Даришь всем девушкам – а все наши контактные лица – девушки, и в PR-сфере только девушки… Так, что-то я отвлекся… Короче, мы уже знаем, что прервем сотрудничество, но от праздника не убежишь. Дарим цветы, оставляем о себе приятное впечатление… А что делать?
9 ЖИЗНЕЙ КОММЕНТАРИЕВ ДЛЯ ПРЕССЫ
19 Март, 2007 at 1:10 PM
Казалось бы, кому нужны какие-то там упоминания на сайтах "второго эшелона" и с бесплатных публикаторов? Новость ничего не решит, на общественное мнение не повлияет и исчезнет в небытии через три месяца...
Но это не так, если правильно собрать и подать эти упоминания в клиппинге отчета. Все понятно, PR-агентство отчитается перед заказчиком за количество выходов. И все? Нет, не все. Жизнь упоминаний только начинается.
Клиппинг агентства заказчик может вывесить на корпоративной "доске почета", положить в зону ресепшн для клиентов. Эти же аудитории не знают, в каком месте рейтинга стоят те или иные публикаторы. Главное другое - там упомянута Компания.
Иногда количество упоминаний переходит в качество, когда можно сказать, что у презентуемой фирмы есть Интернет-репутация и на нее ссылаются разные источники.
Есть и другие варианты "выстреливания" казалось бы таких маленьких вещей, как простые упоминания.
PR ПЕРВЫХ ЛИЦ: ОБРАТНАЯ СТОРОНА
16 Апрель, 2007 at 5:14 PM
PR первых лиц нужно делать тонко и качественно. Это один момент.
Второй момент заключается в том, что результаты успешного продвижения первого лица кроме зависти коллег, напряжения жен, восхищения подчиненных и проч. и проч. - имеют и другую сторону. Это называется - персональная ответственность за ВСЮ КОМПАНИЮ.
Представим, что была отлично проведена PR-кампания для первого лица, скажем, Президента России. А она была (и есть) успешна, как мы знаем и видим. И что в итоге? К Президенту лезут со всякой фигней поступают многочисленные запросы не по адресу, такие как: "когда включат горячую воду?", "почему разрисовали забор у дома?" и "когда пойдет маршрут трамвая № 7?" В тоже время от многих журналистов, которые в своих эфирах мониторят подобные запросы мы слышим: "Это вопрос не к президенту" и "президент не может отвечать за все". А ведь так людям и кажется в результате успешного PR первого лица - этот человек, олицетворяющий организацию "Российская федерация", должен отвечать за все.
Смотрится, конечно, круто: Президент управляет один целой страной, Абрамович покупает заводы (приходит, расплачивается чемоданами денег и садится в кресло директора!), Чичваркин открывает 100 магазинов в месяц (своими руками, сам везде бывает!), Тинькофф запускает новый проект (сел, придумал и поехал на велике регистрировать банк!) ну и так далее...
Но вот другой аспект, когда начинается прием рекламаций. Интернета нет - виноват персонально Евтушенко, Билайн не принимает платежи - Изосимова на кол, продали кривозамороженный продукт - соедените меня с Копытиной, в МГУ не прошли по конкурсу - записаться на прием к Садовничему, и так далее.
Так что, люди, вкладывающиеся в персональный PR, будьте готовы к разного рода странным вопросам.
Занавес
ОТЛИЧИ PR ОТ PАRАНОЙИ
4 Май, 2007 at 11:01 AM
Поверхностное знание PR-технологий дает ощущение "Я знаю! Это - ПИАР! Я вас раскусил!"
Более глубокие PR-умения сводятся к тому же, только "не произнося громких звуков"...: "Я все понял... Ничего себе!..." И надвигается тихая паранойя.
Мастера же PR думают... Не знаю, что они думают, т.к. такого уровня еще не достиг.
КЛИЕНТЫ ДИРЕКТОРОВ PR-АГЕНТСТВ
8 Май, 2007 at 10:05 AM
Спрашиваю директора московского PR-агентства: "Каких ты клиентов сам ведешь?" Он отвечает: "Клиент у меня один - мое PR-агентство".
Я выключаюсь из проекта и начинаю вести своего любимого клиента… Хорошая проверка на эффективность предлагаемых тобой же PR-методов.
PR-ПАКЕТЫ
11 Май, 2007 at 8:45 PM
Все пакуется в пакеты: эмоции, сервис, тела, бизнесы, PR-услуги. "Запакованная" вещь - продукт. Только продукт может продаваться.
Маркетинг неизбежен? Думаю над названиями. Слово, как ни крути, было вначале…
ЛЕТНИЕ СМУТАЦИИ
19 Май, 2007 at 8:31 PM
Летом СМИ мутируют. Газеты буквально худеют. В ларьке вместо одного РБК-дейли выдают два, с непривычки.
Журналы выходят сиамскими близнецами - июнь-июль, июль-август или вообще - июнь-июль-август сразу. А еще сейчас прямо у журналов нерест - идет подписная кампания, все бренд-менеджеры и директора по развитию в полном а**е. Телепередачи все в отпуск уходят. Радиоведущие тоже сматывают "на каникулы". ... И в это затишье можно что-то придумать... В мутной водичке ловятся жирные утки или редкая живность, которая во время пика информационного шума просто не на глаза не показывается.
У кого-то мутации, а у кого-то - "выстрелы", вот я к чему.
"А что вы делали прошлым летом?"
PR ДЛЯ БОЛЬШИХ КОРПОРАЦИЙ и ЕДЫ
3 Май, 2007 at 5:42 PM
Есть мнение, что большим компаниям, особенно торговым и особенно-особенно занимающимися едой (продукты питания, всякие добавки, легкий дешевый алкоголь типа пива) PR не нужен вообще. Там главное - реклама, дистрибуция, откатинг, прямые продажи, партнерство и т.п. То есть, все, что не работает на продажи - на фиг не уперлось нецелесообразно.
А вот и нет. Нужно. Не зря же компании типа PR Inc., Имиджленд и др. заключают PR-контракты с производителями пельменей, напитков, каш, продуктов быстрой заморозки и т.п. Одно дело, когда компания готовится к продаже и нужен PR руководства. Но ведь PR самих продуктов реально работает на продажи. Удивительно!
Если бы моя жена не прочитала бы в книге "Тактики выживания...в конкурентном окружении" про каши Дядюшка Бишоп, которые сравнивали с Быстровым и еще кем-то там, я бы никогда на них и не посмотрел.
Все ко мне! PR нужен всем!
Хотя делать PR пельменям не очень интересно. Вот оружие, крепкий алкоголь и государство. Вот в чем можно проверить свои силы.
ПРОСТОР: PR & Консалтинг
Advertology.Ru
06.06.2007
Комментарии
Написать комментарий