Новости

Избранные идиотизмы наглядной агитации

Избранные идиотизмы наглядной агитацииБаннеры, растяжки, слоганы – это не только реклама, но еще и агитация самого что ни на есть наглядного свойства. Наглядная агитация в России появилась позже рекламы – только в начале XX в., вместе с либерализацией общественной жизни после 1905 года. Советская власть сразу круто взялась за дело продвижения лозунгов. В Конституции РСФСР 1918 г. в разделе "Общие положения" в ст.18 прямо был записан один такой лозунг нового времени – "Не трудящийся да не ест!".

Время расцвета наглядной агитации и пропаганды пришлось на 20-30-е годы прошлого века. Даже великий поэт Маяковский поучаствовал в процессе. Кроме всем известного "Нигде кроме, как в Моссельпроме" или "Я славлю Отечество, которое есть, но трижды – которое будет", он сотворил маленький, но забытый шедевр: "Баба, не будь дурой – занимайся физкультурой". Затем идеологическая машина потеряла былой креатив и к 70-м годам закостенела в бесконечных кондовых "Слава труду! (КПСС, советской науке etc.)" и "Наша цель – коммунизм".

Сегодня многие образцы советской наглядной агитации вызывают смех. Чего, например, стоит производственное садо-мазо 50-х годов "Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми", где троица побитых жизнью морд с явным садистским наслаждением смотрит сверху вниз на молодого трудягу у станка. Внизу подпись: "Молодого рабочего обучим и подымем". Остается только догадываться, что имел виду автор под "обучением".

Традиционно занимательной была санитарно-просветительская ниша наглядной агитации. Пациентов пугали геморроем и желтухой, а заодно поясняли, как избежать болезней на практике. Особенным вниманием почему-то пользовались запор и понос. В детских санаториях можно было встретить лозунг "У запора два врага – чернослив и курага", а в поликлиниках висели страшноватые желтые плакатики "Наши дети не должны болеть поносами", на которых желтый малыш держал в руке игрушку, подозрительно похожую на клизму.

Примета нынешнего времени – возрождение традиции наглядной агитации от имени государства и ведомств. В нашу жизнь снова входят лозунги. Как правило, новый российский лозунг в части устойчивых оборотов явно или неявно копирует советские образцы. То ли пропагандисты остались с тех времен, то ли это уже передается на генетическом уровне. Иначе чем объяснишь появление призывов типа "Ни пяди родной земли врагу не отдадим". И это в Подмосковье, которое уже пять веков не граничит ни с одним иностранным государством. Может, речь на довольно безвкусно оформленном плакате идет о преемственности воинских традиций со времен Великой Отечественной войны, когда плакаты подобного содержания появлялись в тылу. Но тогда они несли иную функцию. Или Подмосковье все-таки с кем-то воюет?

Сдается нам, "новая-старая" агитация появилась неспроста. Как и в советское время, массовое появление плакатов и растяжек на определенную тему приурочивается к какой-нибудь пропагандистской кампании. Началась в 60-е годы в СССР кампания по борьбе с пьянством (не путать с кампанией по борьбе с алкоголизмом при Горбачеве) – повсюду появились плакаты с бутылками и пьяницами в разных ракурсах. Точно так же лет пять назад, когда стартовала антинаркотическая кампания, на улицах появились плакаты с протокольными слоганами "Наркотики – это смерть" или "Молодежь против наркотиков". Сейчас они вроде бы сошли на нет: то ли наркоманию победили, то деньги на проведение пропаганды через наглядную агитацию кончились.

Плакат, как и лет двадцать назад, выполняет социальный заказ. Вот милиция пытается очистить свой имидж. Получается не очень, зато бывает смешно. По всей Москве можно видеть плакат: "Конфликт в семье? Участковый от слова "участие". Замечательно!

Правда, есть в российской агитации и новые тенденции. Лозунги могут подогревать региональный патриотизм. Так, перед въездом в славный своими огурцами городок Луховицы уже несколько лет красуется слоган: "В России только три столицы: Москва, Питер и Луховицы!". Кстати, замечаете некоторую корявость размера двустишия? Когда-то высказывание звучало как "В России только три столицы: Москва, Рязань и Луховицы!" (Луховицы находятся на полпути в Рязань из Москвы). В некоторых центрах субъектов Федерации висят приветственные баннеры типа "Добро пожаловать в столицу!" без уточнения, в столицу чего.

Вообще, в каждом регионе свои особенности. Вот Владивосток, еще недавно печально знаменитый отключениями воды и электричества, порадовал стилизацией под знаменитый советский плакат "Ты записался добровольцем?". Только теперь парень в буденовке – наверное, служащий жилкомхоза, выбивающий долги из населения – вопрошал: "А ты заплатил за свет и тепло?"

В Интернете легко найти фотографию из Обнинска, где на автосервисе висит советская агитка: "Коммунизм – это право каждого на чужое". Растяжка относительно новая, поэтому, скорее всего, просто копирует неудачный советский лозунг для привлечения внимания.

Случаются и вовсе казусы. Всероссийский интеллектуал Александр Друзь рассказывал в одном из интервью, как на показательном брейн-ринге в одной из колоний Тверской области висела растяжка "Ударим брейн-рингом по ВИЧ-инфекции!"

Молодежное отделение "Единой России" в Вологде недавно разрисовывало лозунгами, нет, не резные палисады, а бетонные секции заводского забора. Среди плодов молодежного творчества выделялись своей репрезентативностью два. На одной секции забора была изображена голова Путина и подпись латиницей "Putin patriot", а на другой призыв – "Помни: Россия – не Америка!". То есть вроде бы мы и не Америка никакая, но "патриот" все равно лучше написать латинским шрифтом.

В отдельную категорию, по нашему мнению, надо занести так называемый "лесной плакат". Многочисленные "шедевры" повествуют о двух вещах: огонь – враг леса, а природа – наша мать, которую надо беречь. Творчество лесхозов не претерпевает изменений со временем, а иногда достигает вершин маразма. В Тюменской области на трассе в лесном массиве установлен плакат следующего содержания: "Искры вылетают из выхлопной трубы – надо ехать в сервис, а не по грибы!" На каких умственно отсталых рассчитана сия пропаганда, пока установить не удалось. Нормальным людям и так понятно, что огонь может поджечь лес, а природу надо беречь. Но лесных дел агитаторы об этом не догадываются. И вместо планов местности и информационных указателей, как в цивилизованных странах, по краям зеленых насаждений появляются очередные плакаты из серии "Лес – всему голова".

Ну а победителем в заочном соревновании забавных лозунгов дня сегодняшнего мы бы выбрали творчество неизвестного широкой общественности автора-муниципала из подмосковной Электростали. Там улицы города украшал баннер с нехитрым житейским призывом: "Завел собаку – убери бяку!"

P.S. Если вы пришлете нам подсмотренные вами образцы забавных лозунгов, то у этой статьи будет продолжение.

Александр ТРИФОНОВ
Yтренняя газета

21.07.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.03.2025 - 00:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация