Новости

Избранные идиотизмы наглядной агитации

Избранные идиотизмы наглядной агитацииБаннеры, растяжки, слоганы – это не только реклама, но еще и агитация самого что ни на есть наглядного свойства. Наглядная агитация в России появилась позже рекламы – только в начале XX в., вместе с либерализацией общественной жизни после 1905 года. Советская власть сразу круто взялась за дело продвижения лозунгов. В Конституции РСФСР 1918 г. в разделе "Общие положения" в ст.18 прямо был записан один такой лозунг нового времени – "Не трудящийся да не ест!".

Время расцвета наглядной агитации и пропаганды пришлось на 20-30-е годы прошлого века. Даже великий поэт Маяковский поучаствовал в процессе. Кроме всем известного "Нигде кроме, как в Моссельпроме" или "Я славлю Отечество, которое есть, но трижды – которое будет", он сотворил маленький, но забытый шедевр: "Баба, не будь дурой – занимайся физкультурой". Затем идеологическая машина потеряла былой креатив и к 70-м годам закостенела в бесконечных кондовых "Слава труду! (КПСС, советской науке etc.)" и "Наша цель – коммунизм".

Сегодня многие образцы советской наглядной агитации вызывают смех. Чего, например, стоит производственное садо-мазо 50-х годов "Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми", где троица побитых жизнью морд с явным садистским наслаждением смотрит сверху вниз на молодого трудягу у станка. Внизу подпись: "Молодого рабочего обучим и подымем". Остается только догадываться, что имел виду автор под "обучением".

Традиционно занимательной была санитарно-просветительская ниша наглядной агитации. Пациентов пугали геморроем и желтухой, а заодно поясняли, как избежать болезней на практике. Особенным вниманием почему-то пользовались запор и понос. В детских санаториях можно было встретить лозунг "У запора два врага – чернослив и курага", а в поликлиниках висели страшноватые желтые плакатики "Наши дети не должны болеть поносами", на которых желтый малыш держал в руке игрушку, подозрительно похожую на клизму.

Примета нынешнего времени – возрождение традиции наглядной агитации от имени государства и ведомств. В нашу жизнь снова входят лозунги. Как правило, новый российский лозунг в части устойчивых оборотов явно или неявно копирует советские образцы. То ли пропагандисты остались с тех времен, то ли это уже передается на генетическом уровне. Иначе чем объяснишь появление призывов типа "Ни пяди родной земли врагу не отдадим". И это в Подмосковье, которое уже пять веков не граничит ни с одним иностранным государством. Может, речь на довольно безвкусно оформленном плакате идет о преемственности воинских традиций со времен Великой Отечественной войны, когда плакаты подобного содержания появлялись в тылу. Но тогда они несли иную функцию. Или Подмосковье все-таки с кем-то воюет?

Сдается нам, "новая-старая" агитация появилась неспроста. Как и в советское время, массовое появление плакатов и растяжек на определенную тему приурочивается к какой-нибудь пропагандистской кампании. Началась в 60-е годы в СССР кампания по борьбе с пьянством (не путать с кампанией по борьбе с алкоголизмом при Горбачеве) – повсюду появились плакаты с бутылками и пьяницами в разных ракурсах. Точно так же лет пять назад, когда стартовала антинаркотическая кампания, на улицах появились плакаты с протокольными слоганами "Наркотики – это смерть" или "Молодежь против наркотиков". Сейчас они вроде бы сошли на нет: то ли наркоманию победили, то деньги на проведение пропаганды через наглядную агитацию кончились.

Плакат, как и лет двадцать назад, выполняет социальный заказ. Вот милиция пытается очистить свой имидж. Получается не очень, зато бывает смешно. По всей Москве можно видеть плакат: "Конфликт в семье? Участковый от слова "участие". Замечательно!

Правда, есть в российской агитации и новые тенденции. Лозунги могут подогревать региональный патриотизм. Так, перед въездом в славный своими огурцами городок Луховицы уже несколько лет красуется слоган: "В России только три столицы: Москва, Питер и Луховицы!". Кстати, замечаете некоторую корявость размера двустишия? Когда-то высказывание звучало как "В России только три столицы: Москва, Рязань и Луховицы!" (Луховицы находятся на полпути в Рязань из Москвы). В некоторых центрах субъектов Федерации висят приветственные баннеры типа "Добро пожаловать в столицу!" без уточнения, в столицу чего.

Вообще, в каждом регионе свои особенности. Вот Владивосток, еще недавно печально знаменитый отключениями воды и электричества, порадовал стилизацией под знаменитый советский плакат "Ты записался добровольцем?". Только теперь парень в буденовке – наверное, служащий жилкомхоза, выбивающий долги из населения – вопрошал: "А ты заплатил за свет и тепло?"

В Интернете легко найти фотографию из Обнинска, где на автосервисе висит советская агитка: "Коммунизм – это право каждого на чужое". Растяжка относительно новая, поэтому, скорее всего, просто копирует неудачный советский лозунг для привлечения внимания.

Случаются и вовсе казусы. Всероссийский интеллектуал Александр Друзь рассказывал в одном из интервью, как на показательном брейн-ринге в одной из колоний Тверской области висела растяжка "Ударим брейн-рингом по ВИЧ-инфекции!"

Молодежное отделение "Единой России" в Вологде недавно разрисовывало лозунгами, нет, не резные палисады, а бетонные секции заводского забора. Среди плодов молодежного творчества выделялись своей репрезентативностью два. На одной секции забора была изображена голова Путина и подпись латиницей "Putin patriot", а на другой призыв – "Помни: Россия – не Америка!". То есть вроде бы мы и не Америка никакая, но "патриот" все равно лучше написать латинским шрифтом.

В отдельную категорию, по нашему мнению, надо занести так называемый "лесной плакат". Многочисленные "шедевры" повествуют о двух вещах: огонь – враг леса, а природа – наша мать, которую надо беречь. Творчество лесхозов не претерпевает изменений со временем, а иногда достигает вершин маразма. В Тюменской области на трассе в лесном массиве установлен плакат следующего содержания: "Искры вылетают из выхлопной трубы – надо ехать в сервис, а не по грибы!" На каких умственно отсталых рассчитана сия пропаганда, пока установить не удалось. Нормальным людям и так понятно, что огонь может поджечь лес, а природу надо беречь. Но лесных дел агитаторы об этом не догадываются. И вместо планов местности и информационных указателей, как в цивилизованных странах, по краям зеленых насаждений появляются очередные плакаты из серии "Лес – всему голова".

Ну а победителем в заочном соревновании забавных лозунгов дня сегодняшнего мы бы выбрали творчество неизвестного широкой общественности автора-муниципала из подмосковной Электростали. Там улицы города украшал баннер с нехитрым житейским призывом: "Завел собаку – убери бяку!"

P.S. Если вы пришлете нам подсмотренные вами образцы забавных лозунгов, то у этой статьи будет продолжение.

Александр ТРИФОНОВ
Yтренняя газета

21.07.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 05:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация