Вторая волна Рунета
В то же время интернет-компании, которые больше 90% своей прибыли получают от размещения рекламы, в один голос говорят, что поворотным моментом для всей индустрии стало объявление фактического монополиста рынка телевизионной рекламы компании "Видео Интернешнл" о том, что с начала этого года через свое подразделение IMHO VI начнет продавать рекламные возможности крупнейшего российского интернет-портала "Яндекс". Аналитики утверждают, что контракт IMHO VI и "Яндекса" носит знаковое значение для рынка. Крупнейший в России медиаселлер обозначил свое отношение к рынку интернет-рекламы, фактически признав, что этот рынок долгое время был недооцененным. "В результате этого соглашения новые рекламные бюджеты получит не только 'Яндекс', но и все крупные интернет-ресурсы",-- полагает Руслан Тагиев, гендиректор компании TNS Gallup AdFact. "Позиция 'Видео Интернешнл' очевидно дает понять, что агентство собирается изменить отношение крупных рекламодателей к интернету,-- поддерживает его генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive Елена Молчанова.-- После объявления об этом контракте рынок скорректировал свои прогнозы относительно объемов интернет-рекламы в 2005 и 2006 годах. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка в 2005 году должен составить $70 млн, однако сейчас эта оценка кажется очень сдержанной. Можно сказать, что в 2005 году объем рынка достиг $100 млн, а в этом может превысить $200 млн".
Смена состава
В то же время глава компании IMHO VI Арсен Ревазов отмечает: "Потенциальные рекламодатели уже присутствуют в интернете, но пока малоактивны. Это крупные компании, основная реклама для которых -- телевизионная: Nestle, Procter & Gamble, Unilever, Mars. Конечно, в их бюджетах телевизионная реклама будет преобладать, но, скорее всего, их интернет-бюджеты возрастут. Даже если это будут доли процентов, для рынка интернет-рекламы это будут очень большие вложения".
Особенно громко о своих намерениях увеличивать бюджеты на интернет-рекламу заявили автомобильные дилеры и банки -- бизнес, ориентированный как минимум на средний класс населения. "Интернет-аудитория становится интересной для производителей, ориентированных на верхний слой среднего класса",-- говорит руководитель интернет-направления холдинга "Финам" Сергей Михеев. С ним согласна Ирина Загорнова, руководитель отдела рекламы компаний "Авилон" (официальный дилер Mercedes-Benz) и "Нью-Йорк Моторс-Москва" (официальный дилер Ford): "Интернет-аудитория для нас очень привлекательна. По последним исследованиям, посетители интернет-ресурсов -- это активные потребители: занятые люди, которые используют интернет как средство удобного поиска информации. Больше трети ее -- жители Москвы. В 2005 году на рекламу в интернете мы потратили пятую часть рекламного бюджета, и если сравнивать с 2004 годом, то доля интернет-рекламы в общем рекламном бюджете возросла почти в три раза. В этом году мы планируем увеличить объем интернет-рекламы в два раза по сравнению с 2005 годом".
Олег Дацкив, директор Auto-dealer.ru и "Альфа-Маркетинг-Групп", поясняет: "Сегодня до 40% звонков поступают от клиентов, увидевших рекламу автосалона в интернете. И лишь 25% звонков от читателей автомобильных журналов. В зависимости от автодилера бюджет на интернет-рекламу составляет от $60 тыс. до $240 тыс. в год". "Интернет-реклама начинает играть самостоятельную, а не дополнительную роль,-- рассказывает PR-менеджер Citibank Россия Наталья Мышко.-- В отличие от прессы, интернет позволяет общаться с бизнес-ориентированной аудиторией, которая в последнее время все чаще узнает новости из интернета, а не из печатных изданий. Безусловно, ресурсы, направляемые нашим банком на интернет-рекламу в 2006 году, будут расти".
Интернет-барьеры
Эксперты называют два главных препятствия на пути развития российского интернет-рынка: недостаточное количество широкополосных каналов связи и нехватка рекламных площадей. Если первую проблему российским интернет-компаниям решить не под силу, то вторую они вполне готовы решить за счет денег, полученных от рекламодателей. Очевидно, именно желанием расширить свои рекламные площади продиктованы приобретения Anekdot.ru и Price.ru. "Главной тенденцией ближайших лет станет активное создание качественных сайтов, которые смогли бы стать интересной площадкой для крупных рекламодателей",-- считает Арсен Ревазов.
Самыми прибыльными интернет-ресурсами участники рынка по-прежнему считают те, что связаны с человеческим общением. "Основные направления развития для нас -- это коммуникационные сервисы и все, что связано с построением сообществ",-- говорит Дмитрий Гришин. "Покупка ресурса знакомств 'Мамба.ру' сравнима с приобретением денежных потоков, а его прибыль станет нашей главной статьей дохода, если не учитывать, конечно, финансовую деятельность компании",-- рассказывает Сергей Михеев. "Можно отметить тенденцию 'портализации' интернета,-- рассказывает Дмитрий Гришин.-- Аудитория все больше группируется вокруг крупнейших порталов, которые предоставляют все больше сервисов. Учитывая промо-возможности крупного портала, практически любой тематический сервис становится лидером или одним из лидеров в своей категории, привлекая дополнительную аудиторию, а значит, и крупных рекламодателей в этой области".
Эксперты рынка считают, что никаких неожиданных событий в этом году не предвидится. "Основная аудитория будет по-прежнему посещать крупные порталы -- Rambler, 'Яндекс', Mail.Ru,-- говорит директор по развитию компании Adwatch Андрей Чернышов.-- Рынок растет, денег в этом году должно хватить всем, поэтому логично развитие и более мелких ресурсов".
Если брать во внимание темпы роста российского интернет-рынка, неудивительно, что к нему начинают проявлять интерес западные компании. "Ряд мировых игроков переводит на русский язык интерфейсы своих сервисов, в первую очередь поиска и почты,-- рассказывает Елена Колмановская.-- Однако доля мировых компаний в российском интернете пока незначительна, видимо потому, что отечественные компании предоставляют сервис не худшего качества и более удобный для русскоязычной аудитории". Эксперты считают, что будет наблюдаться и обратный процесс: российские интернет-компании начнут экспансию на рынки СНГ, где они уже сейчас пользуются большой популярностью. "Сегодня для российских компаний будет важен выход в страны СНГ и ближнее зарубежье -- для этого придется адаптировать свои сервисы к другому языку,-- говорит Сергей Горбунцов из J'Son & Partners.-- Например, 'Яндекс' открыл свое представительство на Украине и весьма успешно там действует".
КоммерсантЪ
21.03.2006
Комментарии
Написать комментарий