Вторая волна Рунета

Дата публикации: 21.03.2006
Раздел: Статьи

События прошлого и начала этого года показали, что крупнейшие российские интернет-компании становятся полноправными участниками IT-рынка. Причем их доля в общем обороте высокотехнологичного сектора стремительно растет: в прошлом году интернет-рынок вырос почти на 100%, и такие же темпы роста, по прогнозам экспертов, ожидают его в этом году. Эту динамику обеспечат крупные рекламодатели, которые в прошлом году осознали наконец привлекательность интернета как рекламной площадки.

Новый поворот
 
Прошлый год оказался для российского интернет-рынка необычайно богатым на события. Такой активности в этом секторе российской экономики не было уже почти пять лет, с тех пор как в начале 2000-х годов на Западе, а вслед за этим и в России случился кризис высокотехнологической отрасли. Самым заметным событием прошлого года эксперты и участники рынка признают первичное размещение акций (IPO) медиахолдинга Rambler на западном рынке, которое принесло компании около $40 млн за 26% акций. Размещение состоялось в июне прошлого года и стало самой крупной финансовой транзакцией для российской интернет-экономики. Следующим заметным событием стала покупка инвесткомпанией "Финам" 100% крупнейшей в России интернет-службы знакомств и общения "Мамба" в октябре минувшего года. Эксперты оценили сделку в $20 млн, однако в комментариях "Деньгам" представители "Финама" уточнили, что ее объем был на несколько миллионов долларов меньше. Так или иначе, со времени интернет-активности начала 2000-х сумма для российского интернет-рынка беспрецедентная.
 
Помимо крупных транзакций в конце прошлого и начале этого года на рынке происходили и менее значительные, скорее даже символические, события. В конце 2005 года компания РБК купила один из самых популярных в России развлекательных сайтов "Анекдоты из России" (Anekdot.ru), а в начале этого года компания Rambler за $200 тыс. приобрела старейшую в российском интернете поисковую систему по компьютерной рознице Price.ru. Об открытии своего российского офиса заявила крупнейшая в мире интернет-компания Google.

В то же время интернет-компании, которые больше 90% своей прибыли получают от размещения рекламы, в один голос говорят, что поворотным моментом для всей индустрии стало объявление фактического монополиста рынка телевизионной рекламы компании "Видео Интернешнл" о том, что с начала этого года через свое подразделение IMHO VI начнет продавать рекламные возможности крупнейшего российского интернет-портала "Яндекс". Аналитики утверждают, что контракт IMHO VI и "Яндекса" носит знаковое значение для рынка. Крупнейший в России медиаселлер обозначил свое отношение к рынку интернет-рекламы, фактически признав, что этот рынок долгое время был недооцененным. "В результате этого соглашения новые рекламные бюджеты получит не только `Яндекс`, но и все крупные интернет-ресурсы",-- полагает Руслан Тагиев, гендиректор компании TNS Gallup AdFact. "Позиция `Видео Интернешнл` очевидно дает понять, что агентство собирается изменить отношение крупных рекламодателей к интернету,-- поддерживает его генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive Елена Молчанова.-- После объявления об этом контракте рынок скорректировал свои прогнозы относительно объемов интернет-рекламы в 2005 и 2006 годах. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка в 2005 году должен составить $70 млн, однако сейчас эта оценка кажется очень сдержанной. Можно сказать, что в 2005 году объем рынка достиг $100 млн, а в этом может превысить $200 млн". 
       
Смена состава
 
Рост объемов интернет-рекламы, как ожидают участники рынка, должен произойти за счет прихода в интернет новых рекламодателей. "На сегодняшний день крупнейшие рекламодатели в интернете -- это мобильные операторы, производители и продавцы мобильных телефонов, цифровой техники, автомобилей, банки и страховые компании,-- рассказывает генеральный директор компании Mail.ru Дмитрий Гришин.-- Напомним, что еще два-три года назад интернет был местом для рекламы преимущественно товаров IT-рынка -- компьютеров, техники, программного обеспечения. Сейчас же мы ждем прихода в интернет крупных потребительских компаний. Например, активную рекламную кампанию в интернете начала компания Gillette (купленная в прошлом году компанией Procter & Gamble.--`Деньги`). В ближайшем будущем можно ожидать притока в сеть еще большего количества рекламодателей этого сектора, в том числе из-за значительной нехватки места в телеэфире, которую породит новый закон о рекламе".

В то же время глава компании IMHO VI Арсен Ревазов отмечает: "Потенциальные рекламодатели уже присутствуют в интернете, но пока малоактивны. Это крупные компании, основная реклама для которых -- телевизионная: Nestle, Procter & Gamble, Unilever, Mars. Конечно, в их бюджетах телевизионная реклама будет преобладать, но, скорее всего, их интернет-бюджеты возрастут. Даже если это будут доли процентов, для рынка интернет-рекламы это будут очень большие вложения".

Особенно громко о своих намерениях увеличивать бюджеты на интернет-рекламу заявили автомобильные дилеры и банки -- бизнес, ориентированный как минимум на средний класс населения. "Интернет-аудитория становится интересной для производителей, ориентированных на верхний слой среднего класса",-- говорит руководитель интернет-направления холдинга "Финам" Сергей Михеев. С ним согласна Ирина Загорнова, руководитель отдела рекламы компаний "Авилон" (официальный дилер Mercedes-Benz) и "Нью-Йорк Моторс-Москва" (официальный дилер Ford): "Интернет-аудитория для нас очень привлекательна. По последним исследованиям, посетители интернет-ресурсов -- это активные потребители: занятые люди, которые используют интернет как средство удобного поиска информации. Больше трети ее -- жители Москвы. В 2005 году на рекламу в интернете мы потратили пятую часть рекламного бюджета, и если сравнивать с 2004 годом, то доля интернет-рекламы в общем рекламном бюджете возросла почти в три раза. В этом году мы планируем увеличить объем интернет-рекламы в два раза по сравнению с 2005 годом".

Олег Дацкив, директор Auto-dealer.ru и "Альфа-Маркетинг-Групп", поясняет: "Сегодня до 40% звонков поступают от клиентов, увидевших рекламу автосалона в интернете. И лишь 25% звонков от читателей автомобильных журналов. В зависимости от автодилера бюджет на интернет-рекламу составляет от $60 тыс. до $240 тыс. в год". "Интернет-реклама начинает играть самостоятельную, а не дополнительную роль,-- рассказывает PR-менеджер Citibank Россия Наталья Мышко.-- В отличие от прессы, интернет позволяет общаться с бизнес-ориентированной аудиторией, которая в последнее время все чаще узнает новости из интернета, а не из печатных изданий. Безусловно, ресурсы, направляемые нашим банком на интернет-рекламу в 2006 году, будут расти".

Интернет-барьеры       

Эксперты называют два главных препятствия на пути развития российского интернет-рынка: недостаточное количество широкополосных каналов связи и нехватка рекламных площадей. Если первую проблему российским интернет-компаниям решить не под силу, то вторую они вполне готовы решить за счет денег, полученных от рекламодателей. Очевидно, именно желанием расширить свои рекламные площади продиктованы приобретения Anekdot.ru и Price.ru. "Главной тенденцией ближайших лет станет активное создание качественных сайтов, которые смогли бы стать интересной площадкой для крупных рекламодателей",-- считает Арсен Ревазов.

Самыми прибыльными интернет-ресурсами участники рынка по-прежнему считают те, что связаны с человеческим общением. "Основные направления развития для нас -- это коммуникационные сервисы и все, что связано с построением сообществ",-- говорит Дмитрий Гришин. "Покупка ресурса знакомств `Мамба.ру` сравнима с приобретением денежных потоков, а его прибыль станет нашей главной статьей дохода, если не учитывать, конечно, финансовую деятельность компании",-- рассказывает Сергей Михеев. "Можно отметить тенденцию `портализации` интернета,-- рассказывает Дмитрий Гришин.-- Аудитория все больше группируется вокруг крупнейших порталов, которые предоставляют все больше сервисов. Учитывая промо-возможности крупного портала, практически любой тематический сервис становится лидером или одним из лидеров в своей категории, привлекая дополнительную аудиторию, а значит, и крупных рекламодателей в этой области".

Эксперты рынка считают, что никаких неожиданных событий в этом году не предвидится. "Основная аудитория будет по-прежнему посещать крупные порталы -- Rambler, `Яндекс`, Mail.Ru,-- говорит директор по развитию компании Adwatch Андрей Чернышов.-- Рынок растет, денег в этом году должно хватить всем, поэтому логично развитие и более мелких ресурсов".

Если брать во внимание темпы роста российского интернет-рынка, неудивительно, что к нему начинают проявлять интерес западные компании. "Ряд мировых игроков переводит на русский язык интерфейсы своих сервисов, в первую очередь поиска и почты,-- рассказывает Елена Колмановская.-- Однако доля мировых компаний в российском интернете пока незначительна, видимо потому, что отечественные компании предоставляют сервис не худшего качества и более удобный для русскоязычной аудитории". Эксперты считают, что будет наблюдаться и обратный процесс: российские интернет-компании начнут экспансию на рынки СНГ, где они уже сейчас пользуются большой популярностью. "Сегодня для российских компаний будет важен выход в страны СНГ и ближнее зарубежье -- для этого придется адаптировать свои сервисы к другому языку,-- говорит Сергей Горбунцов из J`Son & Partners.-- Например, `Яндекс` открыл свое представительство на Украине и весьма успешно там действует".

АЛЕКСАНДРА ШЕВЕЛЕВА
КоммерсантЪ

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article26067.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100