"Черемушки" хотят вырасти в три раза
Как сообщили в московской группе компаний "Черемушки", на днях предприятие выиграло тендер на покупку 25% акций Люберецкого хлебозавода. В компании утверждают, что это приобретение – лишь шаг на пути к стратегической цели (захвату 30% московского рынка хлебобулочных изделий). Аналитики считают, что "Черемушки" вполне могут добиться поставленных целей, но уже в этом году у них может появиться серьезный конкурент в лице финской Fazer.
Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" образован в 1973 г. Сегодня группа компаний "Черемушки" включает в себя ОАО "КБК "Черемушки", "ОАО "Хлебозавод № 6" и ОАО "КБК "Простор". В 2004 г. оборот группы составил 2 млрд 181 млн руб., что на 564 млн руб. больше, чем годом ранее. В 2005 г., по предварительным подсчетам, этот показатель достиг 2 млрд 221 млн руб. Наиболее известные бренды компании – "Чародейка" и "Сдобная особа". Сейчас, по собственным оценкам группы, ей принадлежит порядка 10% рынка хлеба Москвы, и по этому направлению она является в столице лидером. Также крупнейшими игроками в "хлебном" сегменте являются Хлебозавод № 22 (8% рынка) и Черкизово (7%). По другим сегментам оценок доли компании пока нет. В "Черемушках" сообщили только, что кондитерская продукция группы присутствует в 76% розничных продовольственных точках Москвы, а за последний год этот показатель вырос на 18%.
Как рассказали RBC daily в компании, группа "Черемушки" на днях стала победителем аукциона по продаже 25% акций ОАО "Люберецкий хлебокомбинат", годовой оборот которого в 2005 г. составил около 130 млн руб. Сумма сделки относительно небольшая – 14 млн руб. "Эта сделка – один из шагов, направленных на достижение стратегической цели группы – увеличения доли на московском рынке хлеба до 30% в течение пяти лет", – прокомментировала сделку RBC daily финансовый директор ОАО "КБК "Черемушки" Жанна Гамова.
По словам г-жи Гамовой, в направлении кондитерских изделий стратегическая цель группы "Черемушки" на ближайшие пять лет – вхождение в пятерку крупнейших российских производителей мучных кондитерских изделий, а также покупка новых предприятий. Однако пока в "Черемушках" не анонсируют последующие поглощения. По словам Жанны Гамовой, объем инвестиций в создание крупнейшего игрока хлебобулочного рынка пока в компании не оценивается. Судя по программе развития предприятия в регионах, покупки возможны на всей территории страны. С 2004 г., как отметила г-жа Гамова, продукция "Черемушек" поставляется в 36 регионов России. К концу 2005 г. был сформирован штат региональных представителей компании в Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Казани. Поэтому специалисты не берутся рисовать карту возможных приобретений компании. Аналитик ИГ "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин отмечает только, что как в Москве, так и в регионах достаточно объектов для "недорогого" поглощения – небольших хлебозаводов с оборотом в 4-5 млн долл. в год.
Средства на развитие в "Черемушках" решили привлекать путем публичных заимствований на рынке ценных бумаг – в ближайшее время компания планирует разместить дебютный трехлетний облигационный заем объемом 700 млн руб. Организатором займа является КБ "Русский Банк Развития" В марте прошлого года группа сделала первую попытку формирования публичной истории, выпустив векселя ОАО "КБК "Черемушки" на 100 млн руб. По словам г-жи Гамовой, доходность ценных бумаг составила 13% годовых. По мнению Михаила Ганелина, облигационный заем, который, в отличие от вексельного, является долгосрочным заимствованием, компания сможет разместить под меньшие проценты – порядка 11% годовых. "До недавнего времени "Черемушки" развивались за счет собственной выручки и банковских кредитов. Выпуск облигационного займа – вполне ожидаемый шаг, поскольку он позволит компании снизить расходы по обслуживанию долга", – говорит аналитик брокерского дома "Открытие" Александр Афонин.
По мнению г-на Афонина, объем размещения на уровне 700 млн руб. оптимален для компании, так как большие заимствования могут ухудшить финансовые показатели "Черемушек". Вырученные от размещения облигаций средства и пойдут на достижение стратегических целей компании Согласно собственным прогнозам, объем продаж группы к 2008 г. вырастет на 45%, а рентабельность бизнеса увеличится вдвое. По мнению аналитиков, занять 30% московского рынка "Черемушки" смогут при условии грамотно разработанной маркетинговой политики. По словам Александра Афонина, сейчас компании имеет смысл сделать акцент на производство кондитерских изделий.
По данным Росстата, потребление хлеба в России начиная с 2000 г. сокращается на 5-7% ежегодно, а потребление кондитерских изделий стабильно растет – ежегодное увеличение составляет 6-7%. "В последние годы комбинат демонстрирует устойчивый рост основных финансовых показателей, например, чистая прибыль ежегодно увеличивается на 25-30% и, по предварительным данным, за 2005 г. должна составить порядка 64 млн руб. Помимо этого, у комбината достаточно высокие коэффициенты ликвидности", – оценивает результаты "Черемушек" г-н Афонин. Однако аналитики отмечают, что к покупке небольших московских хлебозаводов необходимо относиться осторожно, так как многие из них требуют реконструкции, и небольшой объем сделки при покупке может вылиться в серьезные вложения в техническое переоснащение.
Следует отметить, что московский рынок интересен не только для местных игроков, поэтому группу "Черемушки" ожидает уже в ближайшем будущем серьезная конкуренция. Также на 30% рынка претендует финский концерн Fazer Group (по предварительным оценкам, оборот компании в 2005 г. в мире составит порядка 1 млрд евро, в России – 100 млн евро), который уже владеет в России 75% акций петербургского предприятия "Хлебный дом". Сколько собирается вложить финская компания в освоение московского рынка, не раскрывается, однако, по прогнозам экспертов, в этом году Fazer может купить в столице 2-3 предприятия.
RBC daily
09.02.2006
Комментарии
Написать комментарий