Куда смещаются акценты: тенденции развития мировых маркетинговых коммуникаций
В 2002 году расходы на маркетинговые коммуникации в мире, включая все виды рекламы и другие формы информационного воздействия на потребителей, достигли астрономической цифры в 1 триллион долларов. При этом доля специальных, в основном немассовых видов коммуникаций, куда входит и директ-маркетинг, составила более двух третей от этой суммы. Классическая реклама в средствах массовой информации - телевидение, радио, пресса, наружная реклама - составила лишь одну треть этих расходов.
Такая тенденция набирает силу уже в течение ряда лет и определяет динамику развития в большинстве стран с массовым потребительским рынком, к которым относится и Россия.Объяснение этому можно найти в двух факторах:
- рост стоимости рекламы в средствах массовой информации при одновременной фрагментации и сужении целевых аудиторий
- развитие новых технологий, которые влияют на перенос акцентов с массовой безадресной рекламы (с заведомо непредсказуемым и количественно не определяемым результатом) на точечные, прицельные коммуникации с использованием большего арсенала средств и возможностью обратной связи.
Возникает вопрос: а не пора ли в этой связи и нам пересмотреть подходы и отказаться от практики планирования бюджетов по шаблонной схеме "определение целей - разработка стратегий - создание креатива - подготовка медиа-плана и размещение в СМИ"?
Такая схема была хороша для 80-х-90-х годов, но вряд ли подходит в век новых информационных технологий и преобладания все более фрагментарных целевых аудиторий.
Эффективность масс-медиа коммуникаций, как мы знаем, измеряется довольно неопределенными для реальных продаж параметрами - охват, frequency, GRPs, осведомленность, восприятие бренда и т.п.
Пришло время, когда на первый план выходит количественно измеряемая эффективность, в основе которой - завоевание прямого контакта с потребителем, ведущий непосредственно к продажам, росту лояльности, стимулированию обратной связи, созданию баз данных и использованию на этой основе всего потребительского потенциала покупателя на возможно более долгую перспективу (LTV - lifetime value).
Разумеется, речь не идет о роли классической массовой рекламы в создании и укреплении бренда. Эта роль неоспорима на всех этапах запуска, строительства и закрепления в сознании образа бренда и его эмоциональной составляющей, поддержания знания о нем и стимулирования спроса. В мире немало примеров, когда благодаря созданию успешного бренда он начинает "сам себя продавать" за счет созданного имиджа и эмоционального восприятия его потребителем.
Однако в силу ряда причин, прежде всего борьбы за долю внимания к нашей продукции со стороны потребителей, дальнейший рост лояльности к бренду все меньше зависит от традиционной рекламы и все больше - от прямой коммуникации и обратной связи с потребителем, знания его удовлетворенности и реального опыта общения с брендом (brand experience).
Когда в центре внимания коммуникационной стратегии оказывается не бренд, который односторонне информирует о себе через средства массовой информации, а Его Величество Потребитель, тогда на первый план выходит непосредственный опыт покупки, потребления и коммуникации с брендом. Это, в свою очередь, предполагает совершенно иной арсенал средств, нежели прямолинейная имиджевая реклама.
Прошли те времена, когда производитель диктовал свои условия на рынке. Наступило время потребителя. Теперь он диктует правила и хочет, чтобы производитель знал и учитывал именно его потребности и интересы. Решающую роль в битве за такого потребителя приобретает не столько знание и восприятие бренда, вскормленное дорогостоящей имиджевой рекламой, сколько сам опыт покупки, владения или взаимодействия с товаром, за которым стоит бренд.
Brand experience определяет теперь и brand-building и силу бренда. Задача производителя состоит в том, чтобы умело коммуницировать, управлять и влиять на отношения потребителя с брендом, лояльность к которому прямо пропорциональна положительному опыту, который сопровождает общение с ним на протяжении всего времени потребительской активности.
С помощью новых арсеналов средств, рассчитанных на прямой контакт и обратную связь с потребителем, мы не просто охватываем массы новых вероятных покупателей, но и консолидируем отношения с теми, кто уже стал покупателем нашей продукции или нашим клиентом. А это, как известно, дорогого стоит. Стоимость завоевания нового покупателя несоизмеримо выше, чем сохранение и развитие потенциала уже существующего, который, по закону Парето, при своей доле в 20%, определяет до 80% доходов компании-производителя.
Теперь вместо того, чтобы отправлять поток массовых рекламных сообщений людям, о которых мы мало что знаем, мы можем четко определить наши целевые группы и разделить их на возможных и уже существующих покупателей. При этом мы освобождаемся от неизбежного балласта в виде "потерянной" аудитории (waste audience), которая сопровождает любую традиционную рекламу в масс-медиа. Вооружившись знаниями о нашем потребителе, мы можем довольно точно определить и долгосрочный потребительский потенциал целевой аудитории (LTV) и строить наши отношения с ней на основе совершенно иных посланий и предложений, нежели в массовой анонимной рекламе.
За счет действенных механизмов обратной связи (Интернет, телемаркетинг, мобильная связь и др.) мы можем получать или инициировать отклик на нашу коммуникацию с любым потребителем. Очередная революция не за горами: в ближайшие годы появится цифровое телевидение с возможностью персонализации и прямого общения с потребителем. Таким образом, возникают все новые возможности поддержания отношений и непосредственного диалога с потребителем, который предполагает рост отношений и, соответственно, лояльности.
Однако никакой диалог и отношения с потребителем не заменят удовлетворенности или неудовлетворенности вашим товаром, основанной на непосредственном опыте покупки и пользования. Но как можно определить удовлетворенность или что-то изменить в предлагаемом вами товаре или услуге, не имея обратной связи? Знание потребительских предпочтений и конкретных нужд - первый шаг к удовлетворению этих потребностей.
Сами по себе отношения c покупателем никому не нужны. Представьте, что вы покупаете или берете в аренду в течение ряда лет автомобиль какой-либо известной марки. Разве вам нужны при этом отношения с самой компанией-производителем? Вам нужно, чтобы там знали о вашей машине, об истории ее сервиса, форме оплаты и т.п. на основе информации, которая накапливается в процессе ее эксплуатации. Тогда вы можете рассчитывать, что к вашим нуждам подойдут индивидуально, со знанием именно ваших потребностей, что помимо быстрого и качественного сервиса и помощи на дороге вам предоставят наилучшие условия по оплате и скидкам, отправят действительно полезные предложения и напоминания, тем самым напрямую содействуя росту удовлетворенности клиента в расчете на дальнейшую лояльность.
Что же представляют собой эти новые инструменты коммуникации с рынком и каково их место среди других маркетинговых средств?
По определению американской Ассоциации директ-маркетинга (DMA), с точки зрения распространения информации директ-маркетинг (ДМ) представляет собой любую прямую коммуникацию, обращенную к конечному потребителю или бизнесу и имеющую цель вызвать отклик в виде прямого заказа (direct order), запроса на дополнительную информацию (lead generation) или посещения торговой точки, мероприятия или сервиса (traffic generation).
В соответствии с определением другой авторитетной организации - Европейской Ассоциации директ-маркетинга (FEDMA) каналами распространения ДМ-коммуникаций являются:
- прямая рассылка (direct mail), включая каталоги и электронную рассылку
- телемаркетинг
- реклама в СМИ с механизмом обратной связи (direct response advertising)
- реклама в Интернете
- промоушн и коммуникации в местах продаж.
Все это призвано:
- стимулировать получение заказа на приобретение продукции/сервиса
- добиваться получения запросов на информацию, дающую возможность дальнейшей работы с потенциальным клиентом вплоть до покупки им товара или заключения сделки
- привлекать покупателей в торговую точку для стимулирования продаж рекламируемых товаров.
Теперь посмотрим на статистику эффективности директ-маркетинга в США и других странах.
Расходы на директ-маркетинг в США с разбивкой по каналам распространения и целевым рынкам (в млрд. долл.)
|
1997 |
2001 |
2002 |
2003 |
2007 |
97 02 |
02 07 |
Прямая рассылка |
36,9 |
44,7 |
46,0 |
48,6 |
59,6 |
4,5% |
5,3% |
Потребитель |
22,9 |
27,2 |
28,0 |
29,2 |
35,1 |
4,1% |
4,6% |
Business to Business |
14,0 |
17,5 |
18,0 |
19,5 |
24,5 |
5,2% |
6,4% |
Телемаркетинг |
58,2 |
72,1 |
75,3 |
79,7 |
99,7 |
5,3% |
5,8% |
Потребитель |
21,7 |
26,0 |
27,1 |
28,1 |
34,9 |
4,5% |
5,2% |
Business to Business |
36,5 |
46,1 |
48,2 |
51,6 |
64,8 |
5,7% |
6,1% |
Газеты |
15,1 |
17,0 |
17,4 |
18,5 |
22,5 |
2,9% |
5,3% |
Потребитель |
9,3 |
10,1 |
10,4 |
10,9 |
13,1 |
2,3% |
4,7% |
Business to Business |
5,9 |
6,8 |
7,0 |
7,6 |
9,4 |
3,5% |
6,1% |
Журналы |
7,8 |
9,2 |
9,2 |
9,8 |
12,3 |
3,4% |
6,0% |
Потребитель |
3,7 |
4,3 |
4,3 |
4,6 |
5,7 |
3,1% |
5,8% |
Business to Business |
4,1 |
4,9 |
4,9 |
5,2 |
6,6 |
3,6% |
6,1% |
Телевидение |
17,1 |
21,9 |
22,7 |
24,3 |
31,0 |
5,8% |
6,4% |
Потребитель |
8,9 |
11,3 |
11,7 |
12,4 |
15,8 |
5,6% |
6,2% |
Business to Business |
8,1 |
10,6 |
11,0 |
11,9 |
15,2 |
6,3% |
6,7% |
Радио |
5,4 |
6,8 |
7,1 |
7,7 |
9,8 |
5,6% |
6,7% |
Потребитель |
2,6 |
3,2 |
3,3 |
3,6 |
4,6 |
4,9% |
6,9% |
Business to Business |
2,8 |
3,6 |
3,8 |
4,1 |
5,2 |
6,3% |
6,5% |
Другие виды |
12,2 |
14,9 |
15,2 |
16,1 |
20,6 |
4,5% |
6,3% |
Потребитель |
6,8 |
8,1 |
8,3 |
8,6 |
10,9 |
4,1% |
5,6% |
Business to Business |
5,4 |
6,8 |
6,9 |
7,5 |
9,7 |
5,0% |
7,0% |
Всего |
152,6 |
186,6 |
193,0 |
204,8 |
255,4 |
4,8% |
5,8% |
Потребитель |
75,8 |
90,3 |
93,2 |
97,4 |
120,0 |
4,2% |
5,2% |
Business to Business |
76,9 |
96,3 |
99,9 |
107,4 |
135,4 |
5,4% |
6,3% |
Стоимость реализованной продукции и услуг за счет средств, относящихся к директ-маркетингу, с разбивкой по каналам распространения и целевым рынкам (в млрд. долл.)
Ежегодный рост |
1997* |
2001* |
2002* |
2003* |
2007* |
97 02* |
02 07* |
Прямая рассылка* |
399,6* |
590,3* |
634,4* |
689,3* |
954,7* |
9,7%* |
8,5%* |
Потребитель * |
251,5* |
365,1* |
393,6* |
423,8* |
576,9* |
9,4* |
7,9* |
Business to Business* |
148,1* |
225,3* |
240,8* |
265,5* |
377,8* |
10,2* |
9,4* |
Телемаркетинг |
446,3 |
660,1 |
710,1 |
764,9 |
1,065,5 |
9,7 |
8,5 |
Потребитель |
196,6 |
275,2 |
296,2 |
315,3 |
435,4 |
8,5 |
8,0 |
Business to Business |
249,7 |
384,9 |
413,9 |
449,5 |
630,1 |
10,6 |
8,8 |
Газеты |
181,1 |
247,9 |
264,1 |
285,5 |
387,7 |
7,8 |
8,0 |
Потребитель |
118,3 |
159,0 |
169,6 |
181,5 |
243,0 |
7,5 |
7,5 |
Business to Business |
62,8 |
88,9 |
94,6 |
104,0 |
144,6 |
8,5 |
8,9 |
Журналы |
67,5 |
96,2 |
100,4 |
107,8 |
150,4 |
8,3 |
8,4 |
Потребитель |
36,1 |
49,9 |
52,2 |
55,6 |
76,6 |
7,7 |
8,0 |
Business to Business |
31,5 |
46,3 |
48,2 |
52,2 |
73,7 |
8,9 |
8,9 |
Телевидение |
85,3 |
131,9 |
142,1 |
154,1 |
218,2 |
10,7 |
9,0 |
Потребитель |
51,7 |
78,2 |
84,4 |
91,0 |
127,1 |
10,3 |
8,5 |
Business to Business |
33,5 |
53,7 |
57,7 |
63,2 |
91,0 |
11,5 |
9,5 |
Радио |
32,6 |
49,9 |
54,2 |
59,7 |
84,8 |
10,7 |
9,4 |
Потребитель |
18,7 |
28,1 |
30,6 |
33,5 |
47,0 |
10,4 |
9,0 |
Business to Business |
13,9 |
21,9 |
23,7 |
26,2 |
37,8 |
11,3 |
9,8 |
Другие виды |
60,8 |
90,3 |
97,2 |
105,0 |
146,4 |
9,8 |
8,5 |
Потребитель |
40,0 |
58,1 |
62,7 |
67,2 |
92,0 |
9,4 |
8,0 |
Business to Business |
20,8 |
32,2 |
34,5 |
37,7 |
54,4 |
10,6 |
9,5 |
Всего |
1,273,2 |
1,866,8 |
2,002,6 |
2,166,3 |
3,007,7 |
9,5 |
8,5 |
Потребитель |
713,0 |
1,013,5 |
1,089,2 |
1,168,0 |
1,598,1 |
8,8 |
8,0 |
Business to Business |
560,3 |
853,2 |
913,4 |
998,4 |
1,409,6 |
10,3 |
9,1 |
Расходы на директ-маркетинг в других странах (в млн. долл.)
Место |
Страна |
1995 |
2000 |
2001 |
2005 |
CAGR 95 00 |
CAGR 00 05 |
1 |
Япония |
107,851 |
67,278 |
69,985 |
87,090 |
-9,01% |
5,30% |
2 |
Германия |
29,381 |
22,733 |
25,591 |
36,886 |
-5,00% |
10,16% |
3 |
Великобритания |
12,847 |
16,530 |
17,671 |
24,312 |
5,17% |
8,02% |
4 |
Франция |
16,331 |
13,969 |
15,711 |
21,614 |
-3,08% |
9,12% |
5 |
Италия |
11,942 |
11,611 |
13,098 |
18,951 |
-0,56% |
10,29% |
6 |
Канада |
5,590 |
6,422 |
6,791 |
8,846 |
2,81% |
6,61% |
7 |
Нидерланды |
5,716 |
4,808 |
5,517 |
8,003 |
-3,40% |
10,73% |
8 |
Швейцария |
6,487 |
4,801 |
5,098 |
5,898 |
-5,84% |
4,20% |
9 |
Тайвань |
3,327 |
4,310 |
5,081 |
10,554 |
5,31% |
19,62% |
10 |
Испания |
4,628 |
4,065 |
4,563 |
6,703 |
-2,56% |
10,52% |
11 |
Австралия |
3,636 |
4,045 |
4,507 |
6,406 |
2,15% |
9,63% |
12 |
Южная Корея |
3,318 |
3,618 |
4,271 |
7,634 |
1,75% |
16,11% |
13 |
Бельгия |
4,447 |
3,588 |
4,044 |
5,895 |
-4,20% |
10,44% |
14 |
Швеция |
3,100 |
3,132 |
3,574 |
5,347 |
0,21% |
11,29% |
15 |
Гонконг |
2,632 |
2,694 |
2,939 |
5,386 |
0,47% |
14,86% |
16 |
Австрия |
2,904 |
2,408 |
2,706 |
3,840 |
-3,68% |
9,78% |
17 |
Норвегия |
1,880 |
2,389 |
2,599 |
3,274 |
4,91% |
6,51% |
18 |
Финляндия |
1,832 |
1,797 |
2,088 |
3,242 |
-0,39% |
12,53% |
19 |
Дания |
2,015 |
1,799 |
2,026 |
2,942 |
-2,24% |
10,34% |
20 |
Ирландия |
$882 |
1,408 |
1,744 |
3,309 |
9,81% |
18,64% |
21 |
Мексика |
$385 |
1,473 |
1,716 |
3,238 |
30,78% |
17,06% |
22 |
Аргентина |
1,139 |
1,073 |
1,139 |
1,479 |
-1,19% |
6,63% |
23 |
Бразилия |
$693 |
$810 |
$926 |
1,475 |
3,17% |
12,74% |
24 |
Португалия |
$477 |
$474 |
$545 |
$858 |
-0,13% |
12,60% |
25 |
Греция |
$360 |
$435 |
$506 |
$797 |
3,86% |
12,87% |
26 |
Новая Зеландия |
$582 |
$493 |
$493 |
$661 |
-3,26% |
6,04% |
27 |
Малайзия |
$359 |
$341 |
$388 |
$725 |
-1,02% |
16,28% |
28 |
ЮАР |
$270 |
$334 |
$372 |
$489 |
4,35% |
7,92% |
29 |
Тайланд |
$186 |
$137 |
$149 |
$229 |
-5,93% |
10,82% |
30 |
Филиппины |
$34 |
$45 |
$52 |
$95 |
5,77% |
16,12% |
В США в 2002 на ДМ было израсходовано 193 млрд. долл., или 56% от всех расходов на рекламу, которые в целом составили 344,8 млрд. долл.; в 2003 г. на ДМ было потрачено уже 204,8 млрд. долл. Эффективность этих расходов имеет четкое количественное подтверждение: по оценке DMA, за счет всех видов директ-маркетинга было реализовано продукции и услуг более чем на 2 триллиона долл. в 2002 и почти на 2,2 триллиона в 2003.
Расходы на ДМ в 19 ведущих странах Европы составили 46,3 млрд. евро, или 55% от всех рекламных расходов на сумму 84,5 млрд. евро.
В Японии, являющейся второй после США рекламной державой мира, расходы на ДМ в 2001 г. составили 70 млрд. долл.
Как видно из прилагаемых таблиц, динамика развития директ-маркетинга в мире убедительно свидетельствует о смещении акцентов в пользу коммуникаций, основанных на прямых контактах, возможности обратной связи и выстраивании долгосрочных отношений с потребителем.
Возвращаясь к реалиям российского бизнеса и практики планирования маркетинговых коммуникаций, хотелось бы отметить, что директ-маркетинг вряд ли может рассматриваться как вспомогательный инструмент, имеющий подчиненное значение к планированию "основной" рекламы средствами ATL и массовых коммуникаций. Для достижения оптимальных результатов следует постепенно отходить от категорий "above- and below-the-line" и планировать маркетинговые акции независимо по отношению к каналам распространения (media-neutral) и совместно, руководствуясь стоящими перед компанией целями.
Реализация выработанных стратегий будет иметь свою специфику и соответствовать логике и арсеналу имеющихся средств. В этом смысле директ-маркетинг не может оставаться тактическим сопутствующим инструментом. Его роль в современном маркетинге вполне самостоятельна и определяется именно ориентацией на развитие и построение взаимовыгодных долгосрочных отношений с потребителем.
Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations"
12.09.2005
Комментарии
Написать комментарий