Куда смещаются акценты: тенденции развития мировых маркетинговых коммуникацийДата публикации: 12.09.2005 Раздел: Статьи В 2002 году расходы на маркетинговые коммуникации в мире, включая все виды рекламы и другие формы информационного воздействия на потребителей, достигли астрономической цифры в 1 триллион долларов. При этом доля специальных, в основном немассовых видов коммуникаций, куда входит и директ-маркетинг, составила более двух третей от этой суммы. Классическая реклама в средствах массовой информации - телевидение, радио, пресса, наружная реклама - составила лишь одну треть этих расходов. Такая тенденция набирает силу уже в течение ряда лет и определяет динамику развития в большинстве стран с массовым потребительским рынком, к которым относится и Россия.Объяснение этому можно найти в двух факторах:
- рост стоимости рекламы в средствах массовой информации при одновременной фрагментации и сужении целевых аудиторий
- развитие новых технологий, которые влияют на перенос акцентов с массовой безадресной рекламы (с заведомо непредсказуемым и количественно не определяемым результатом) на точечные, прицельные коммуникации с использованием большего арсенала средств и возможностью обратной связи.
Возникает вопрос: а не пора ли в этой связи и нам пересмотреть подходы и отказаться от практики планирования бюджетов по шаблонной схеме "определение целей - разработка стратегий - создание креатива - подготовка медиа-плана и размещение в СМИ"?
Такая схема была хороша для 80-х-90-х годов, но вряд ли подходит в век новых информационных технологий и преобладания все более фрагментарных целевых аудиторий.
Эффективность масс-медиа коммуникаций, как мы знаем, измеряется довольно неопределенными для реальных продаж параметрами - охват, frequency, GRPs, осведомленность, восприятие бренда и т.п.
Пришло время, когда на первый план выходит количественно измеряемая эффективность, в основе которой - завоевание прямого контакта с потребителем, ведущий непосредственно к продажам, росту лояльности, стимулированию обратной связи, созданию баз данных и использованию на этой основе всего потребительского потенциала покупателя на возможно более долгую перспективу (LTV - lifetime value).
Разумеется, речь не идет о роли классической массовой рекламы в создании и укреплении бренда. Эта роль неоспорима на всех этапах запуска, строительства и закрепления в сознании образа бренда и его эмоциональной составляющей, поддержания знания о нем и стимулирования спроса. В мире немало примеров, когда благодаря созданию успешного бренда он начинает "сам себя продавать" за счет созданного имиджа и эмоционального восприятия его потребителем.
Однако в силу ряда причин, прежде всего борьбы за долю внимания к нашей продукции со стороны потребителей, дальнейший рост лояльности к бренду все меньше зависит от традиционной рекламы и все больше - от прямой коммуникации и обратной связи с потребителем, знания его удовлетворенности и реального опыта общения с брендом (brand experience).
Когда в центре внимания коммуникационной стратегии оказывается не бренд, который односторонне информирует о себе через средства массовой информации, а Его Величество Потребитель, тогда на первый план выходит непосредственный опыт покупки, потребления и коммуникации с брендом. Это, в свою очередь, предполагает совершенно иной арсенал средств, нежели прямолинейная имиджевая реклама.
Прошли те времена, когда производитель диктовал свои условия на рынке. Наступило время потребителя. Теперь он диктует правила и хочет, чтобы производитель знал и учитывал именно его потребности и интересы. Решающую роль в битве за такого потребителя приобретает не столько знание и восприятие бренда, вскормленное дорогостоящей имиджевой рекламой, сколько сам опыт покупки, владения или взаимодействия с товаром, за которым стоит бренд.
Brand experience определяет теперь и brand-building и силу бренда. Задача производителя состоит в том, чтобы умело коммуницировать, управлять и влиять на отношения потребителя с брендом, лояльность к которому прямо пропорциональна положительному опыту, который сопровождает общение с ним на протяжении всего времени потребительской активности.
С помощью новых арсеналов средств, рассчитанных на прямой контакт и обратную связь с потребителем, мы не просто охватываем массы новых вероятных покупателей, но и консолидируем отношения с теми, кто уже стал покупателем нашей продукции или нашим клиентом. А это, как известно, дорогого стоит. Стоимость завоевания нового покупателя несоизмеримо выше, чем сохранение и развитие потенциала уже существующего, который, по закону Парето, при своей доле в 20%, определяет до 80% доходов компании-производителя.
Теперь вместо того, чтобы отправлять поток массовых рекламных сообщений людям, о которых мы мало что знаем, мы можем четко определить наши целевые группы и разделить их на возможных и уже существующих покупателей. При этом мы освобождаемся от неизбежного балласта в виде "потерянной" аудитории (waste audience), которая сопровождает любую традиционную рекламу в масс-медиа. Вооружившись знаниями о нашем потребителе, мы можем довольно точно определить и долгосрочный потребительский потенциал целевой аудитории (LTV) и строить наши отношения с ней на основе совершенно иных посланий и предложений, нежели в массовой анонимной рекламе.
За счет действенных механизмов обратной связи (Интернет, телемаркетинг, мобильная связь и др.) мы можем получать или инициировать отклик на нашу коммуникацию с любым потребителем. Очередная революция не за горами: в ближайшие годы появится цифровое телевидение с возможностью персонализации и прямого общения с потребителем. Таким образом, возникают все новые возможности поддержания отношений и непосредственного диалога с потребителем, который предполагает рост отношений и, соответственно, лояльности.
Однако никакой диалог и отношения с потребителем не заменят удовлетворенности или неудовлетворенности вашим товаром, основанной на непосредственном опыте покупки и пользования. Но как можно определить удовлетворенность или что-то изменить в предлагаемом вами товаре или услуге, не имея обратной связи? Знание потребительских предпочтений и конкретных нужд - первый шаг к удовлетворению этих потребностей.
Сами по себе отношения c покупателем никому не нужны. Представьте, что вы покупаете или берете в аренду в течение ряда лет автомобиль какой-либо известной марки. Разве вам нужны при этом отношения с самой компанией-производителем? Вам нужно, чтобы там знали о вашей машине, об истории ее сервиса, форме оплаты и т.п. на основе информации, которая накапливается в процессе ее эксплуатации. Тогда вы можете рассчитывать, что к вашим нуждам подойдут индивидуально, со знанием именно ваших потребностей, что помимо быстрого и качественного сервиса и помощи на дороге вам предоставят наилучшие условия по оплате и скидкам, отправят действительно полезные предложения и напоминания, тем самым напрямую содействуя росту удовлетворенности клиента в расчете на дальнейшую лояльность.
Что же представляют собой эти новые инструменты коммуникации с рынком и каково их место среди других маркетинговых средств?
По определению американской Ассоциации директ-маркетинга (DMA), с точки зрения распространения информации директ-маркетинг (ДМ) представляет собой любую прямую коммуникацию, обращенную к конечному потребителю или бизнесу и имеющую цель вызвать отклик в виде прямого заказа (direct order), запроса на дополнительную информацию (lead generation) или посещения торговой точки, мероприятия или сервиса (traffic generation).
В соответствии с определением другой авторитетной организации - Европейской Ассоциации директ-маркетинга (FEDMA) каналами распространения ДМ-коммуникаций являются:
- прямая рассылка (direct mail), включая каталоги и электронную рассылку
- телемаркетинг
- реклама в СМИ с механизмом обратной связи (direct response advertising)
- реклама в Интернете
- промоушн и коммуникации в местах продаж.
Все это призвано:
- стимулировать получение заказа на приобретение продукции/сервиса
- добиваться получения запросов на информацию, дающую возможность дальнейшей работы с потенциальным клиентом вплоть до покупки им товара или заключения сделки
- привлекать покупателей в торговую точку для стимулирования продаж рекламируемых товаров.
Теперь посмотрим на статистику эффективности директ-маркетинга в США и других странах.
Расходы на директ-маркетинг в США с разбивкой по каналам распространения и целевым рынкам (в млрд. долл.)
|
1997
|
2001
|
2002
|
2003
|
2007
|
97 02
|
02 07
|
Прямая рассылка
|
36,9
|
44,7
|
46,0
|
48,6
|
59,6
|
4,5%
|
5,3%
|
Потребитель
|
22,9
|
27,2
|
28,0
|
29,2
|
35,1
|
4,1%
|
4,6%
|
Business to Business
|
14,0
|
17,5
|
18,0
|
19,5
|
24,5
|
5,2%
|
6,4%
|
Телемаркетинг
|
58,2
|
72,1
|
75,3
|
79,7
|
99,7
|
5,3%
|
5,8%
|
Потребитель
|
21,7
|
26,0
|
27,1
|
28,1
|
34,9
|
4,5%
|
5,2%
|
Business to Business
|
36,5
|
46,1
|
48,2
|
51,6
|
64,8
|
5,7%
|
6,1%
|
Газеты
|
15,1
|
17,0
|
17,4
|
18,5
|
22,5
|
2,9%
|
5,3%
|
Потребитель
|
9,3
|
10,1
|
10,4
|
10,9
|
13,1
|
2,3%
|
4,7%
|
Business to Business
|
5,9
|
6,8
|
7,0
|
7,6
|
9,4
|
3,5%
|
6,1%
|
Журналы
|
7,8
|
9,2
|
9,2
|
9,8
|
12,3
|
3,4%
|
6,0%
|
Потребитель
|
3,7
|
4,3
|
4,3
|
4,6
|
5,7
|
3,1%
|
5,8%
|
Business to Business
|
4,1
|
4,9
|
4,9
|
5,2
|
6,6
|
3,6%
|
6,1%
|
Телевидение
|
17,1
|
21,9
|
22,7
|
24,3
|
31,0
|
5,8%
|
6,4%
|
Потребитель
|
8,9
|
11,3
|
11,7
|
12,4
|
15,8
|
5,6%
|
6,2%
|
Business to Business
|
8,1
|
10,6
|
11,0
|
11,9
|
15,2
|
6,3%
|
6,7%
|
Радио
|
5,4
|
6,8
|
7,1
|
7,7
|
9,8
|
5,6%
|
6,7%
|
Потребитель
|
2,6
|
3,2
|
3,3
|
3,6
|
4,6
|
4,9%
|
6,9%
|
Business to Business
|
2,8
|
3,6
|
3,8
|
4,1
|
5,2
|
6,3%
|
6,5%
|
Другие виды
|
12,2
|
14,9
|
15,2
|
16,1
|
20,6
|
4,5%
|
6,3%
|
Потребитель
|
6,8
|
8,1
|
8,3
|
8,6
|
10,9
|
4,1%
|
5,6%
|
Business to Business
|
5,4
|
6,8
|
6,9
|
7,5
|
9,7
|
5,0%
|
7,0%
|
Всего
|
152,6
|
186,6
|
193,0
|
204,8
|
255,4
|
4,8%
|
5,8%
|
Потребитель
|
75,8
|
90,3
|
93,2
|
97,4
|
120,0
|
4,2%
|
5,2%
|
Business to Business
|
76,9
|
96,3
|
99,9
|
107,4
|
135,4
|
5,4%
|
6,3%
|
Стоимость реализованной продукции и услуг за счет средств, относящихся к директ-маркетингу, с разбивкой по каналам распространения и целевым рынкам (в млрд. долл.)
Ежегодный рост
|
1997*
|
2001*
|
2002*
|
2003*
|
2007*
|
97 02*
|
02 07*
|
Прямая рассылка*
|
399,6*
|
590,3*
|
634,4*
|
689,3*
|
954,7*
|
9,7%*
|
8,5%*
|
Потребитель *
|
251,5*
|
365,1*
|
393,6*
|
423,8*
|
576,9*
|
9,4*
|
7,9*
|
Business to Business*
|
148,1*
|
225,3*
|
240,8*
|
265,5*
|
377,8*
|
10,2*
|
9,4*
|
Телемаркетинг
|
446,3
|
660,1
|
710,1
|
764,9
|
1,065,5
|
9,7
|
8,5
|
Потребитель
|
196,6
|
275,2
|
296,2
|
315,3
|
435,4
|
8,5
|
8,0
|
Business to Business
|
249,7
|
384,9
|
413,9
|
449,5
|
630,1
|
10,6
|
8,8
|
Газеты
|
181,1
|
247,9
|
264,1
|
285,5
|
387,7
|
7,8
|
8,0
|
Потребитель
|
118,3
|
159,0
|
169,6
|
181,5
|
243,0
|
7,5
|
7,5
|
Business to Business
|
62,8
|
88,9
|
94,6
|
104,0
|
144,6
|
8,5
|
8,9
|
Журналы
|
67,5
|
96,2
|
100,4
|
107,8
|
150,4
|
8,3
|
8,4
|
Потребитель
|
36,1
|
49,9
|
52,2
|
55,6
|
76,6
|
7,7
|
8,0
|
Business to Business
|
31,5
|
46,3
|
48,2
|
52,2
|
73,7
|
8,9
|
8,9
|
Телевидение
|
85,3
|
131,9
|
142,1
|
154,1
|
218,2
|
10,7
|
9,0
|
Потребитель
|
51,7
|
78,2
|
84,4
|
91,0
|
127,1
|
10,3
|
8,5
|
Business to Business
|
33,5
|
53,7
|
57,7
|
63,2
|
91,0
|
11,5
|
9,5
|
Радио
|
32,6
|
49,9
|
54,2
|
59,7
|
84,8
|
10,7
|
9,4
|
Потребитель
|
18,7
|
28,1
|
30,6
|
33,5
|
47,0
|
10,4
|
9,0
|
Business to Business
|
13,9
|
21,9
|
23,7
|
26,2
|
37,8
|
11,3
|
9,8
|
Другие виды
|
60,8
|
90,3
|
97,2
|
105,0
|
146,4
|
9,8
|
8,5
|
Потребитель
|
40,0
|
58,1
|
62,7
|
67,2
|
92,0
|
9,4
|
8,0
|
Business to Business
|
20,8
|
32,2
|
34,5
|
37,7
|
54,4
|
10,6
|
9,5
|
Всего
|
1,273,2
|
1,866,8
|
2,002,6
|
2,166,3
|
3,007,7
|
9,5
|
8,5
|
Потребитель
|
713,0
|
1,013,5
|
1,089,2
|
1,168,0
|
1,598,1
|
8,8
|
8,0
|
Business to Business
|
560,3
|
853,2
|
913,4
|
998,4
|
1,409,6
|
10,3
|
9,1
|
Расходы на директ-маркетинг в других странах (в млн. долл.)
Место
|
Страна
|
1995
|
2000
|
2001
|
2005
|
CAGR 95 00
|
CAGR 00 05
|
1
|
Япония
|
107,851
|
67,278
|
69,985
|
87,090
|
-9,01%
|
5,30%
|
2
|
Германия
|
29,381
|
22,733
|
25,591
|
36,886
|
-5,00%
|
10,16%
|
3
|
Великобритания
|
12,847
|
16,530
|
17,671
|
24,312
|
5,17%
|
8,02%
|
4
|
Франция
|
16,331
|
13,969
|
15,711
|
21,614
|
-3,08%
|
9,12%
|
5
|
Италия
|
11,942
|
11,611
|
13,098
|
18,951
|
-0,56%
|
10,29%
|
6
|
Канада
|
5,590
|
6,422
|
6,791
|
8,846
|
2,81%
|
6,61%
|
7
|
Нидерланды
|
5,716
|
4,808
|
5,517
|
8,003
|
-3,40%
|
10,73%
|
8
|
Швейцария
|
6,487
|
4,801
|
5,098
|
5,898
|
-5,84%
|
4,20%
|
9
|
Тайвань
|
3,327
|
4,310
|
5,081
|
10,554
|
5,31%
|
19,62%
|
10
|
Испания
|
4,628
|
4,065
|
4,563
|
6,703
|
-2,56%
|
10,52%
|
11
|
Австралия
|
3,636
|
4,045
|
4,507
|
6,406
|
2,15%
|
9,63%
|
12
|
Южная Корея
|
3,318
|
3,618
|
4,271
|
7,634
|
1,75%
|
16,11%
|
13
|
Бельгия
|
4,447
|
3,588
|
4,044
|
5,895
|
-4,20%
|
10,44%
|
14
|
Швеция
|
3,100
|
3,132
|
3,574
|
5,347
|
0,21%
|
11,29%
|
15
|
Гонконг
|
2,632
|
2,694
|
2,939
|
5,386
|
0,47%
|
14,86%
|
16
|
Австрия
|
2,904
|
2,408
|
2,706
|
3,840
|
-3,68%
|
9,78%
|
17
|
Норвегия
|
1,880
|
2,389
|
2,599
|
3,274
|
4,91%
|
6,51%
|
18
|
Финляндия
|
1,832
|
1,797
|
2,088
|
3,242
|
-0,39%
|
12,53%
|
19
|
Дания
|
2,015
|
1,799
|
2,026
|
2,942
|
-2,24%
|
10,34%
|
20
|
Ирландия
|
$882
|
1,408
|
1,744
|
3,309
|
9,81%
|
18,64%
|
21
|
Мексика
|
$385
|
1,473
|
1,716
|
3,238
|
30,78%
|
17,06%
|
22
|
Аргентина
|
1,139
|
1,073
|
1,139
|
1,479
|
-1,19%
|
6,63%
|
23
|
Бразилия
|
$693
|
$810
|
$926
|
1,475
|
3,17%
|
12,74%
|
24
|
Португалия
|
$477
|
$474
|
$545
|
$858
|
-0,13%
|
12,60%
|
25
|
Греция
|
$360
|
$435
|
$506
|
$797
|
3,86%
|
12,87%
|
26
|
Новая Зеландия
|
$582
|
$493
|
$493
|
$661
|
-3,26%
|
6,04%
|
27
|
Малайзия
|
$359
|
$341
|
$388
|
$725
|
-1,02%
|
16,28%
|
28
|
ЮАР
|
$270
|
$334
|
$372
|
$489
|
4,35%
|
7,92%
|
29
|
Тайланд
|
$186
|
$137
|
$149
|
$229
|
-5,93%
|
10,82%
|
30
|
Филиппины
|
$34
|
$45
|
$52
|
$95
|
5,77%
|
16,12%
|
В США в 2002 на ДМ было израсходовано 193 млрд. долл., или 56% от всех расходов на рекламу, которые в целом составили 344,8 млрд. долл.; в 2003 г. на ДМ было потрачено уже 204,8 млрд. долл. Эффективность этих расходов имеет четкое количественное подтверждение: по оценке DMA, за счет всех видов директ-маркетинга было реализовано продукции и услуг более чем на 2 триллиона долл. в 2002 и почти на 2,2 триллиона в 2003.
Расходы на ДМ в 19 ведущих странах Европы составили 46,3 млрд. евро, или 55% от всех рекламных расходов на сумму 84,5 млрд. евро.
В Японии, являющейся второй после США рекламной державой мира, расходы на ДМ в 2001 г. составили 70 млрд. долл.
Как видно из прилагаемых таблиц, динамика развития директ-маркетинга в мире убедительно свидетельствует о смещении акцентов в пользу коммуникаций, основанных на прямых контактах, возможности обратной связи и выстраивании долгосрочных отношений с потребителем.
Возвращаясь к реалиям российского бизнеса и практики планирования маркетинговых коммуникаций, хотелось бы отметить, что директ-маркетинг вряд ли может рассматриваться как вспомогательный инструмент, имеющий подчиненное значение к планированию "основной" рекламы средствами ATL и массовых коммуникаций. Для достижения оптимальных результатов следует постепенно отходить от категорий "above- and below-the-line" и планировать маркетинговые акции независимо по отношению к каналам распространения (media-neutral) и совместно, руководствуясь стоящими перед компанией целями.
Реализация выработанных стратегий будет иметь свою специфику и соответствовать логике и арсеналу имеющихся средств. В этом смысле директ-маркетинг не может оставаться тактическим сопутствующим инструментом. Его роль в современном маркетинге вполне самостоятельна и определяется именно ориентацией на развитие и построение взаимовыгодных долгосрочных отношений с потребителем.
Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и PR" Владимир Тихоненков Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations" Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article18173.htm |