Статьи

Хард-дискаунтеры завоевывают российский ритейл: как на это влияет мерчандайзинг?

Хард-дискаунтеры завоевывают российский ритейл: как на это влияет мерчандайзинг?

Социально-экономическая ситуация последних лет изменила потребительские привычки россиян. Ритейлеры пытаются подстроиться под потребителей и форматируют каналы продаж. Отсюда и растущая популярность жестких дискаунтеров.

Если в 2022 году крупнейшие торговые сети открыли сотни магазинов этого формата, то в 2023-м их планируется уже тысячи. Число претендентов на тощие кошельки россиян в 2024 году, по мнению аналитиков, достигнет 7%.

О хард-дискаунтерах сложилось мнение, как о неопрятных магазинах, с плохим качеством обслуживания и низким уровнем инфраструктуры, куда идут только те, кто перешел границу бедности и не может позволить себе даже магазин у дома. Но это не совсем и не всегда соответствует истинному положению вещей.

О причинах роста популярности хард-дискаунтеров и значении мерчандайзинга в превращении «нищемаркетов» в привлекательные торговые точки, рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства Планограмма.

Рационализации спроса

Аналитики объясняют рост популярности жестких дискаунтеров не столько бедностью, сколько более рациональным отношением к потреблению в стесненных экономических условиях. Все меньше людей, которым нравится посещать гипермаркеты и делать закупки на месяц. Тем более, если человек знает, что аналогичный товар он может купить гораздо дешевле. Европа, кстати, уже давно оценила тренд на разумное потребление. По этому пути идет и Россия. Отечественный потребитель при покупке меньше стал придавать значение бренду и яркой упаковке. Его больше интересует цена, которая должна быть меньше, но чтобы качество товара оставалось достаточно хорошим.

Почему в хард-дискаунтерах дешево

Главное правило дискаунтера – жесточайшая экономия на всем. Дешевая аренда площадей, минималистичное обустройство, небольшой персонал, отсутствие рекламных материалов внутри и снаружи. Никто не рекламирует хард-дискаунтеры на телевидении, потребители не видят красочных рекламных щитов на центральных улицах городов. Вся надежда на «сарафанное радио», которое, надо отдать ему должное, прекрасно работает. Но и сами магазины стараются сделать себе репутацию и преуспевают в убеждении покупателей, что у них самые низкие цены, из-за которых не стоит обращать внимание на отсутствие уюта и комфорта.

Есть и другие возможности предлагать товары по низким ценам. Производитель по заказу ритейлера может делать товар, очень похожий на известный бренд. Для чего придумывается новая упаковка, этикетка и даже название торговой марки. Покупатель не обращает внимания на все эти «мелочи». Для него главное – это цена. А она будет минимальной.

Из маргиналов в значимые игроки

Первые хард-дискаунтеры открывались в отдаленных городских районах, жители которых не могли похвастаться тугими кошельками. К тому же арендная плата в таких локациях ложилась совсем нетяжким беременем на сети. Постепенно «нищемаркеты» стали смелеть и приближаться к достаточно денежным районам. Количество их увеличивалось, что привело к конкуренции не только с другими форматами магазинов, но и между собой. Изменилось к хард-дискаунтерам и отношение покупателей: они уже привыкли к стрессу и согласны за минимальную цену меньше выбирать. Они становятся и более лояльными к ретейлеру, предлагающему недорогие товары.

Мерчандайзинг в хард-дискаунтерах

Чтобы продавать товары по низким ценам, нужно очень строго выстроить цепочку процессов, в которых должно быть место и мерчандайзингу. Его необходимость пока проверяется опытным путем.

Сегодня и завтра покупатели, скорее всего, еще будут приходить в жесткие дискаунтеры. Но не факт, что грязные торговые залы, неряшливый персонал и небрежно наваленная продукция будут так же привлекательны в условном послезавтра. Поэтому предусмотрительные ритейлеры и поставщики помнят такие понятия, как планограмма, стандарты выкладки, показатели фейсингов. И сегодня уже есть тенденция организовать мерчандайзинг в хард-дискаунтерах. К этому подталкивает и возрастающая конкуренция между производителями и поставщиками товаров магазинах этого формата.

Жесткие дискаунтеры, в принципе, работают по тем же правилам, что и традиционные магазины. Товар должен быть в наличии, правильно расположен и хорошо представлен.

Пока компании, предоставляющие услуги мерчандайзинга тестируют варианты работы мерчандайзеров. Для начала пробуют визитный и стационарный. Первый подходит для слабой категории, с ограниченным ассортиментом и небольшой целевой аудиторией. Визитный мерчандайзер посещает точку один раз в неделю, заполняет полку и на том его обязанности заканчиваются. Стационарный мерчандайзер работает в точках, где высока доля алкоголя, чипсов, бакалеи, снеков, пива. Эксперимент находится на начальной стадии. Кто выиграет, станет понятно через некоторое время.

Но ряд правил мерчандайзинга на хард-дискаунтеры можно распространить и без тестирования. Например, высота выкладки коробок, как и в обычных магазинах – 1-1,5 метра. Верхние коробки должны быть хорошо видны и открыты. Так у покупателя создается впечатление, что этот товар популярный и быстро раскупается. Скоропортящуюся продукцию обязательно следует выставлять вперед и наверх. Вообще, продажа просрочки для хард-дискаунтеров очень актуальна. Даже 2 SKU, но в больших объемах, к примеру, пива, нужно успеть продать до того, как закончится срок его хранения. А это задача очень нелегкая.

В процессе погружения в работу жестких дискаунтеров, скорее всего, обнаружатся еще какие-то нюансы. Мерчандайзинг, в силу своей гибкости, постарается учесть все и настроить алгоритмы обслуживания конкретно для этого формата.

Пока работа с хард-дискаунтерами у нас в стране считается непрестижной. Но бывалые продавцы говорят, что самые большие деньги можно сделать на дешевых товарах, поступившись качеством, но взяв количеством. Наблюдая взрывной рост доли жестких дискаунтеров, с этим утверждением уже не поспоришь,  и обслуживание магазинов подобного формата становится очень привлекательным.

17.04.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 14:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация