Интервью

Мэриан Гудман: "На арт-рынке искусство отошло на второй план"

Мэриан Гудман: "На арт-рынке искусство отошло на второй план"

На чем зарабатывает один из самых влиятельных в мире арт-дилеров Мэриан Гудман и за что она критикует рынок современного искусства.

Владелица галереи современного искусства в Нью-Йорке Мэриан Гудман входит в число самых известных и влиятельных арт-дилеров мира. Считается, что гений дилера состоит в том, чтобы инстинктивно формировать культурный ландшафт, и это у Гудман получалось более последовательно и успешно, чем у любого другого современного галериста. Она не устраивает громких, пафосных мероприятий, никогда не раскрывает доходы Marian Goodman Gallery (в 2013 году журнал Forbes оценил выручку ее галерей в $150 млн). Галерея Marian Goodman в Нью-Йорке – одна из самых популярных туристических достопримечательностей.

Мэриан Гудман: «На арт-рынке искусство отошло на второй план»

«Я была очень застенчивой и робкой, когда делала первые шаги в мире искусства. Я и до сих пор остаюсь такой», – начинает беседу Мэриан. У нее очень мягкий, располагающий голос, но в цепких карих глазах сквозит ирония. «Некоторые люди рождаются самоуверенными, я такой не была. Каждый должен найти собственный путь, делая то, что он хочет делать, если знает, как это сделать. Я просто ощущала, что инстинктивно чувствую произведения искусства, – объясняет она выбор профессии и добавляет, – но это не означает, что у меня был дар что-то увидеть и определить».

Сейчас Гудман 87 лет (хотя на вид не дашь больше шестидесяти). И Гудман явно скромничает – без такого дара она бы не заработала безупречную репутацию на глобальном арт-рынке. Ее вкус эксперты определяют как «изысканный и бескомпромиссный». Все без исключения выставляемые ею мастера – от художников Герхарда Рихтера и Джона Бальдессари до аргентинского скульптора Адриана Вильяра Рохаса, первая выставка которого открылась на Манхэттене в сентябре, – серьезные концептуальные мыслители.

Для встречи Гудман выбрала Париж, где одна из ее галерей празднует 20-летие. В свои 87 лет она неутомимый и увлеченный человек: за несколько часов до нашей встречи в Париже она успела съездить в Кельн, чтобы посмотреть последние произведения Рихтера, после нашей встречи планирует отправиться на открытие выставки в Лондон, где в прошлом году открылась ее третья галерея.

«Это мой любимый город, – говорит она о Париже. – Лондон похож на Нью-Йорк – там очень жесткая конкуренция. Мне нравится пробовать. Моя французская галерея – одна из самых маленьких, но я очень хочу, чтобы она работала и развивалась. Франция переживает не лучшее время, правительство отобрало у музеев деньги, коллекционеры переместились в другие страны из-за роста налогов».

Нравится ей Париж и тем, что это, по ее словам, «очень сдержанный город». Когда мы заходим в небольшое в старом стиле бистро Le Hangar, официанты приветствуют Гудман дружелюбными улыбками и сразу же предлагают тапенад, тост и минеральную воду. Бистро выдержано в едином стиле: кожаные банкетки, белые скатерти, рукописные меню и плакаты выставок Матисса и Сезанна.

Первое знакомство Гудман с искусством состоялось через плакаты. Ее отец Морис Геллер, потомок первого поколения эмигрантов из Венгрии, хотя и был бухгалтером, но «был действительно увлечен искусством». «Он много читал про искусство, приносил домой плакаты с произведениями французских мастеров, в нашем районе жил и известный нью-йоркский дилер Сидни Дженис», – вспоминает Гудман.

На вопрос, когда она начала профессионально заниматься искусством, моя собеседница отвечает: «Я, честно говоря, не помню совсем. Я действительно не знала, каким будет мой путь».

Мэриан Гудман: «На арт-рынке искусство отошло на второй план»

В 1949 году она окончила Emerson College в Бостоне по специальности «история». В 21 год вышла замуж за инженера Уильяма Гудмана. «Скоро у нас родились сын и дочь», – вспоминает она. Гудман занималась семьей, была членом благотворительного комитета школы, в которой учились ее дети. «Но как-то я встретила художника Франца Клайна – он был хорошим человеком и дал мне пачку своих небольших картин. Мы очень дружили. Все, кому удавалось получить работу Клайна, были в восторге , но мне было просто любопытно, потому что это был совсем другой мир. Тогда я поняла, что мне нравится работать с художниками и я должна быть серьезной и получить образование в области истории искусства», – рассказывает она.

В 1963 году она поехала изучать историю искусств в Колумбийский университет, но проучилась там полтора года – пока не развелась. Развод стал ключевым моментом в ее жизни. «Тогда я поняла, что мне надо будет работать. Я никогда в своей жизни не работала. Женщины тогда вообще не работали, – говорит Гудман и продолжает, – с тех пор многое изменилось, очень многое изменилось в 1960-е гг. – началась борьба за гражданские права, права женщин. Мир философии, литературы стал огромным. В изобразительном искусстве произошел большой скачок, появились новые, фантастические идеи».

Авангардистов больше любили в Европе, в Америке очень мало знали о европейском искусстве, рассказывает Гудман. Это и предопределило ее дальнейший путь. В 1965 г. она открыла свой первый бизнес – стала издавать в США плакаты с произведениями европейских художников, включая Йозефа Бойса и Блинки Палермо и бельгийского сюрреалиста-концептуалиста Марселя Бротарса. «Когда я впервые встретила Бротарса в Берлине, я подумала, что надо представить его замечательные произведения в Нью-Йорке. И глядя на его работы, я подумала, что, если никто не хочет это делать, я это сделаю. Его произведения поражают воображение», – говорит она с улыбкой.

Первую галерею Гудман открыла в 1977 году с выставкой произведений Бротарса. Следующие 10 лет она представила Нью-Йорку многих европейцев, включая Ричарда Дикона, Джузеппе Пеноне и Лотара Баумгартена. А также и американцев, которые работают с нетрадиционными материалами, – Лоуренса Вайнера и др. В 1960–1970-е гг. в мире было много идеализма и это трудно было игнорировать, отмечает она.

Когда она начала работать арт-дилером, эта профессия не приносила быстрого заработка, но была уважаемой: «В XXI в. все изменилось: искусство на арт-рынке отошло на второй план – здесь доминирует реклама, стадное чувство, нереальные цены и уже нет четкой зависимости между качеством и успехом».

«Рынок должен существовать. Художники должны жить и продавать свои произведения, и моя обязанность – помогать им в этом, – говорит моя собеседница, но вдруг задумывается и после паузы продолжает: – Трудно передать это словами... У художников есть дар выражать свой внутренний мир таким образом, что это обогащает окружающих. Искусство может тронуть душу – это действительно звучит банально, но это основа всего». Гудман жалуется, что сегодня молодым художникам труднее выбиться в люди, нет всплеска «новых подходов».

Я спрашиваю, не расстраивает ли ее то, что мир искусства стал чрезмерно материальным? «Я не понимаю, о чем вы», – говорит она, пресекая разговор на эту тему.

Она блестяще играет по законам рынка: на следующий день проводит банкет в честь художника Уильяма Кентриджа на сто человек в номере Pompadour отеля Cafe Royal. Кентридж – «художник с большим сердцем и душой, его произведения прекрасны», замечает Гудман. Одна из его работ напоминает парад беженцев, это как-то не вяжется с позолотой номера Pompadour и шампанским «Вдова Клико», которое подавали на приеме. Сам Кентридж заявил об «оптимизме и великодушии», которые необходимы для художников. Я представила cебе директоров крупнейших музеев по всему миру во главе с Ником Сирота из Tate Modern, которые рассматривают работы Кентриджа. Мне стало ясно, что смесь застенчивости, интеллекта Гудман и помпезности в приемах, граничащей с обольщением, – это и есть главная модель продвижения искусства в XXI в.

Екатерина Кравченко (vedomosti.ru)
Advertology.Ru

16.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015"

Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015"
Каталог национального конкурса дизайна книги "Жар-книга 2015". Каталог «Жар-книги 2015» прекрасен по всем статьям: - дизайнер Мила Ершова превзошла саму себя и сделала потрясающий по своей привлекательности макет (за что ей несомненное спасибо!); - типография УП ПРИНТ превзошла саму себя и напечатала этот каталог так, как не печатала, наверное, еще никогда (за что УП ПРИНТУ и отдельно Татьяне Альтаповой огромное спасибо!); - компания «Анталис» не превосходила никого, а просто предоставила для каталога бумагу, великолепнее которой и на всём земном шаре не сыскать - многие о такой мечтают, но не всем везет (за что ей спасибо не менее огромное, чем предыдущие!). Прилагаемые картинки - лишь слабая тень его великолепия (рассказывают очевидцы, что он даже пахнет прекрасно). ТЕПЕРЬ ОН ДОСТУПЕН ВСЕМ!!!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.03.2025 - 16:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация