Финансовые пирамиды уходят в тень
В отсутствие законодательного запрета на финансовые пирамиды, который уже несколько лет буксует в профильных ведомствах, эту проблему частично попытались решить поправками к Гражданскому кодексу (ГК). Они запретили, нефинансовым организациям привлекать средства физлиц в рамках публичной оферты. Впрочем, по мнению экспертов, это — полумера, в погоне за средствами граждан мошенники найдут способы рекламировать себя "прицельно" — например, через сетевой маркетинг.
О том, что в ГК появилась поправка, ограничивающая круг лиц, которые имеют право привлекать средства граждан под проценты, рассказал вчера глава юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов. Соответствующая норма вступила в силу с 1 июля. "Речь идет об ограничении возможности привлекать займы от граждан на основании публичной оферты либо предложения о такой оферте, направленные неопределенному кругу лиц,— пояснил он.— Мы надеемся, что изменится практика, связанная с тем, что та или иная организация, например, моет окна и одновременно привлекает займы населения под невиданные проценты". По его словам, оценить масштаб проблемы затруднительно, но опросный метод показал наличие подобных схем практически в каждом регионе.
До поправок юрлица имели право привлекать средства граждан на любые суммы по договору займа. Именно эта лазейка давала возможность недобросовестным компаниям привлекать средства под 120% годовых при доходности, например, банковских вкладов 11,49% (средняя ставка по топ-10 банков). При этом, не являясь участниками финрынка, подобные компании не попадают под контроль ЦБ. Это использовалось, как правило, в двух схемах. "Первая — финансовая пирамида, когда юрлицо предлагает высокие проценты по инвестициям в высокодоходные проекты, а на самом деле выплачивает проценты новым вкладчикам из средств предыдущих, пока они есть",— говорит глава СРО "МиР" Андрей Паранич. Такая схема практиковалась, например, в "кредитно-производственной компании "Рост"", деятельность которой пресекли МВД и ЦБ. Она работала в 23 субъектах и привлекала средства граждан под инвестиции в высокодоходные финансовые проекты, которые якобы осуществляли шесть входящих в нее предприятий (см. "Ъ" от 14 марта).
Другой яркий пример — "Социальная группа взаимопомощи "Витязи России"". По версии следствия, через интернет и рекламу в печати учредители пирамиды гарантировали гражданам доходы до 30% в месяц также за счет инвестирования в финансовые проекты. Другая схема — с участием МФО, обходящих ограничение по минимальному размеру инвестиций от граждан (1,5 млн руб.). Так, в 2013-2014 годах компания "Кредиторъ" привлекала средства физлиц под 120% годовых. Под ее брендом работали две компании, одна из которых — обычное юрлицо — привлекала средства граждан, а вторая, как МФО, их выдавала.
Об ограничении права привлечения средств граждан неподконтрольными ему компаниями ЦБ задумался еще осенью 2014 года. Однако реализовать инициативу удалось лишь сейчас. "Теперь как минимум запрещена широкая реклама недобросовестных компаний",— считает Андрей Паранич. "Когда речь идет о привлечении средств граждан, регулирование необходимо,— соглашается главный исполнительный директор MoneyMan Борис Батин. — Новация правильная, она снизит репутационные риски добросовестных МФО".
В то же время полностью перекрыть незаконное привлечение займов от населения новая норма ГК не сможет. Она сформулирована не самым жестким образом, чтобы оставить собственникам обычных компаний возможность финансировать свои компании через договор займа. Ограничение на прием вкладов через публичную оферту — это запрет на широкую рекламу, в такой ситуации мошенники могут пользоваться другими способами привлечения клиентов. "Недобросовестные организации могут использовать, например, сетевой маркетинг, что не является предложением неограниченному кругу лиц",— отмечает Андрей Паранич. Перекрыть эту лазейку может только уголовная ответственность за организацию финансовых пирамид, отмечает собеседник "Ъ", знакомый с позицией ЦБ. Впрочем, этот законопроект обсуждается в профильных ведомствах не первый год и пока буксует.
Advertology.Ru
10.07.2015
Еще статьи по теме
- Депутаты придумали новый способ увеличить рождаемость. Будут заходить с рекламы - 03.04.2023
- Неужели конкуренты и правда объединятся? - 20.07.2022
- Ведущие операторы наружной рекламы выступили с резолюцией против внесённой редакции поправок в ФЗ "О рекламе" - 18.07.2022
- Автор законопроекта о монополизации рынка наружной рекламы не пришел на встречу с представителями отрасли - 18.07.2022
- Рекламу на домах теперь нельзя будет размещать без согласия жильцов - 14.04.2022
- В iPhone установят российский софт - 16.03.2021
- Депутаты предложили ставить российские вина на лучшие места в магазинах (3) - 19.11.2019
- Столичные компании могут получить субсидию правительства Москвы на участие в выставках - 23.07.2019
- Новый ГОСТ ставит почти весь рынок "наружки" вне закона - 11.03.2019
- Верховный суд разрешил бизнесу бесплатно работать на государство - 20.02.2017
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий