Отказ от продажи ОСАГО обойдется страховщикам в 500 тыс. рублей
ОНФ вносит законопроект о штрафах для недобросовестных страховщиков.
«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, который вводит финансовую ответственность за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг при продаже «автогражданки». Проект уже прошел экспертизу в экспертном сообществе и до конца недели будет внесен в Госдуму. Об этом «Известиям» рассказал лидер движения ОНФ «За права заемщиков», зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. Ожидается, что поправки вступят в силу до конца текущего года.
Законопроект «Народного фронта» (есть у «Известий») предусматривает наказание для страховых компаний в виде штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. При этом под действие законопроекта попадет также деятельность страховых агентов и брокеров, так как чаще всего граждане покупают страховой полис ОСАГО именно через них. Поскольку на агентов и брокеров не распространяется обязанность по заключению публичного договора страхования, законопроектом предлагается ввести положение об ответственности физических лиц за навязывание дополнительных услуг при продаже полиса ОСАГО. В случае принятия законопроекта штраф для них составит 5 тыс. рублей.
В настоящее время ответственность за данные правонарушения распространяется только на должностных лиц страховых компаний и влечет наложение штрафа в размере 50 тыс. рублей. Введение этого штрафа также стало результатом усилий активистов ОНФ, которые были в прошлом году поддержаны комитетом Госдумы по финансовому рынку. Однако анализ правоприменительной практики показал, что привлечь должностное лицо к ответственности и доказать его вину достаточно сложно. Тем более что большое количество сотрудников страховых компаний осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правовых договоров и, соответственно, не могут рассматриваться как должностные лица.
Тем не менее только в IV квартале 2014 года — I квартале 2015 года в службу по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России пришло около 16 тыс. жалоб от граждан на страховые компании. Три четверти всех жалоб на страховщиков связаны с ОСАГО.
— По прошествии года с момента принятия поправок касательно должностных лиц жизнь доказала нашу правоту — ситуация с отказом от выдачи полисов ОСАГО почти не изменилась. Именно поэтому мы вернулись к нашей прошлогодней инициативе, — пояснил «Известиям» член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев.
В ОНФ отмечают, что страховщики по-прежнему намеренно затягивают сроки выдачи полисов ОСАГО, в том числе продажу по письменному заявлению, которое должно рассматриваться до 30 дней, продают полис лишь после осмотра транспортного средства, которого нужно дожидаться в многочасовой очереди, навязывают дополнительные услуги в виде страховки жизни или имущества. В офисе страховщиков нередко заявляют об отсутствии полисов ОСАГО либо о невозможности продавать полисы, ссылаясь при этом на технические сбои программного обеспечения. А некоторые компании перенесли точки продаж в удаленные населенные пункты, которые находятся за сотни километров от региональных центров.
— Банк России в ходе заседания экспертного совета с участниками рынка 11 июня уже высказался в поддержку нашего предложения. Надеемся, что законопроект будет рассмотрен и принят в ходе осенней сессии, — говорит Виктор Климов. — Принятие законопроекта позволит повысить ответственность страховщиков и, надеемся, резко снизит число отказов от заключения договоров ОСАГО, а также случаев навязывания клиентам ненужных услуг.
В пресс-службе Банка России заявили, что официальная позиция ЦБ будет представлена при обсуждении данного вопроса в профильном комитете Государственной думы. В ФАС и Роспотребнадзоре поддерживают предложение ОНФ.
— Поправки ОНФ вполне логичны, — считает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. — ОСАГО предполагает довольно специфические взаимоотношения между сторонами: гражданин обязан застраховаться и заплатить деньги в пользу третьих лиц, коммерческой компании. При этом отсутствие санкции за нарушение закона для юридических и небольшой штраф для должностных лиц не стимулирует компании вести себя добросовестно. Многие из них понуждают вместе с договором ОСАГО заключить и иные договоры, нарушая все базовые положения гражданского законодательства. Поправки ОНФ ликвидируют этот дисбаланс.
— Мы считаем, что дискуссия о штрафах за нарушения при продаже полисов автогражданской ответственности вполне актуальна, — отмечает и заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. — Мы ранее сами предлагали аналогичную норму. Однако сейчас наиболее остро стоит проблема навязывания дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО. И, на наш взгляд, для борьбы с этим явлением было бы более эффективно ввести так называемый период охлаждения, когда клиент будет вправе в течение 14 дней отказаться без финансовых потерь от любых дополнительных услуг.
В самих страховых компаниях считают предложение ОНФ избыточным.
— Договор ОСАГО является публичным, — напоминает первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин. — То есть обе стороны по договору страхования не могут уклониться от заключения договора страхования. Одна сторона не может эксплуатировать транспортное средство без полиса ОСАГО, вторая сторона может лишиться лицензии по ОСАГО из-за уклонения от заключения публичного договора страхования. Угроза потери лицензии по ОСАГО является намного более действенной мерой воздействия, чем штраф.
— Грань между кросс-продажами и навязыванием очень тонкая, — соглашается директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — У нас вызывает опасение ситуация, когда все пойдет под одну гребенку. На наш взгляд, наиболее целесообразно урегулировать проблемы навязывания введением «периода охлаждения», когда страхователь сможет свободно расторгнуть договор, если посчитает, что он был навязан.
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс надеется, что предлагаемая ОНФ мера не потребуется.
— Мы прикладываем все усилия, чтобы выправить ситуацию методами саморегулирования, — говорит он. — Разрабатываем изменения в правила профессиональной деятельности РСА, которые обязательны к применению всеми участниками рынка. В начале июля мы планируем утвердить соответствующие правила и разослать страховщикам.
Юргенс также напомнил, что скоро граждане получат возможность покупать электронные полисы ОСАГО.
—В соответствии с законом электронные продажи станут возможны с 1 июля 2015 года. Этот механизм позволит снизить напряженность с заключением договоров ОСАГО. Страхователь будет заходить на сайт страховщика, и от воли последнего ничего не будет зависеть, не будет возможности отказать в заключении договора ОСАГО, — надеется он.
Advertology.Ru
24.06.2015
Еще статьи по теме
- Либерализация ОСАГО - последний шанс на спасение отрасли - 06.06.2018
- Мошенникам-автоюристам осталось полгода - 13.02.2017
- Реклама финансовых пирамид может обойтись в миллион рублей (2) - 17.02.2016
- Суд отказал лоукостеру "Победа" в отмене решения ФАС о штрафе за недобросовестную рекламу - 26.01.2016
- Реклама на НТВ становится громче - 26.01.2016
- ФАС продолжает борьбу с рекламой в печати - 26.01.2016
- ФАС Германии оштрафовала Lego за запрет продавать продукцию со скидкой - 13.01.2016
- Реклама волшебных бутылочек обошлась в 100 тысяч рублей - 17.12.2015
- "Эльдорадо" оштрафовано на 100 тысяч рублей - 29.10.2015
- ФАС впервые признала телеканал, нарушившим закон из-за превышения громкости звука рекламы - 28.10.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий