Новости

РПЦ привлекла губернаторов к созданию православного банка

РПЦ привлекла губернаторов к созданию православного банка

В будущем православные финансисты намерены на уровне закона добиваться того, чтобы капитал банков формировался золотом.

Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин призвал руководителей Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края принять участие в формировании православной финансовой системы и православного банка. В письмах Чаплин также попросил оказать организационную поддержку, привлекая православную бизнес-общественность. Копии обращений есть у «Известий». Главное отличие православного банка от существующих будет заключаться в том, что он не будет выдавать кредиты и принимать вклады. Основная цель банка — посредничество между православными инвесторами. В будущем православные банкиры предложат формировать капиталы банков золотом.

— Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал «Известиям» протоиерей Всеволод Чаплин. — Это губернаторы Владимир Владимиров, Аман Тулеев, Александр Турчак, Евгений Савченко, Леонид Маркелов. Речь идет о регионах и главах регионов, где, как представляется, есть среди общественности и бизнеса определенная поддержка православной церкви и православного образа жизни. Инициатива со стороны бизнесменов есть. Компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Пока никаких конкретных цифр нету. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, и собираем предложения и инициативы от бизнесменов по участию в банке. Будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно.

«Система, основанная и действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции. Это требует взращивания новых, более разумных и справедливых принципов и механизмов работы финансовой системы, основанных на традиционных общественных ценностях. Православные нормы жизни, применяемые и в деловой сфере, должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии», — говорится в тексте писем РПЦ.

Руководитель рабочей группы по созданию православной финансовой системы в рамках Московского патриархата Дмитрий Сурмило пояснил, что пока речь идет о пилотном проекте в нескольких регионах.

— Мы исходили из того, кто кого лично знает, это не избранные губернаторы — просто те люди, с которыми можно переговорить в оперативном режиме. Мы хотим пока не массированно развивать эту инициативу, а сделать сначала действующую модель в нескольких регионах, а потом уже распространять на всю Россию. По сути, губернаторы не будут принимать решение, помогать или не помогать нашей инициативе, — мы просим их только подключиться к мобилизации православной и бизнес-общественности своих регионов, — говорит Сурмило. В администрациях перечисленных регионов «Известиям» сообщили, что письма еще не дошли до получателей.

В материалах рабочей группы говорится, что главными принципами православного банка должны стать «отсутствие ссудного процента», а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должны зависеть от доходности предприятия. При этом «запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства, не создающая продукции (услуг), основанная на разнице цен и ином спекулятивном поведении», «исключаются вложения в сферы деятельности, не соответствующие этическим принципам (игорный бизнес, табак, развратные развлечения, наркотики и т.п.)». Управление банком, который будет заниматься операциями финансового контроля и бюджетирования для предпринимателей, будет поручено независимой от акционеров команде специалистов, которая станет осуществлять свою деятельность на основании доверенности. Банк в целом заявлен как низкорисковый.

Помимо банка в рамках православной финансовой системы намечено создание соответствующих инвестфондов и собственно компаний, в рамках которых предполагается финансирование реального сектора экономики. Также планируется развитие специальной инфраструктуры: управляющие, консалтинговые, юридические, страховые компании, а также создание торговой площадки для объединения православных предпринимателей и формирование партнерской бизнес-среды.

— В православной финансовой системе есть сходство с исламскими банками, но это только сходство. И речь идет не о сходствах или различиях. Мы не можем опираться на западные системы ни в чем, ни на MasterCard с Visa, ни на SWIFT, ни на что-то еще, — говорит Дмитрий Любомудров, один из авторов концепции православной финансовой системы, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ. — Сейчас банки по воле их владельцев превратились в таких дойных коров, они совершают всё больше и больше рисковых операций. В нашем банке мы хотим отказаться от ссудного процента, а банк будет использоваться только в качестве надежной расчетной и контрольной системы, он будет неуязвим и не сможет обанкротиться. Будем пытаться призвать наших соотечественников инвестировать деньги не в депозиты, векселя и другие неизвестно чем обеспеченные ценные бумаги, а в конкретные проекты. То есть мы не возьмем депозитов; когда речь идет о вложениях в проекты, это партнерство. Проектов для инвестиций в нашей стране много. Владельцы будут сами решать, куда инвестировать: в венчурные наномолекулы или обычный магазин. Банк будет гарантом при партнерских сделках — многие бизнесмены опасаются, что их партнер вытащит деньги из крупного проекта обманным путем. Нам приходилось запускать похожие банки, просто это не было национальным делом, то были частные холдинги и группы, а банки в них работали как корпоративное казначейство.

По словам Любомудрова, пока предполагается, что капитал банка составит в районе 400 млн рублей и будет разделен как минимум по 11 равных пакетов, чтобы каждый был меньше 10%.

— Суть в том, чтобы пакеты всегда были равными и никто не думал, что это его единоличный проект. Это должно быть дело соборное, — продолжает собеседник. — Кстати, и права менеджеров банка также будут сильно ограничены. Бюджет и капитал банка, начавшись со скромной суммы, со временем будут расти. Мы предложим частично формировать капитал банков в золоте, но это следующий этап — тут уже необходимы реформы законодательные. Таких низкорисковых спецбанков, работающих по специальной технологии, должно быть много. Мы будем пытаться внедрить его и в других странах — русский мир не ограничивается Россией. Если говорить про христианские ценности, то такая система может и в Европе работать.

Председатель совета директоров группы «Вашъ финансовый попечитель», владелец агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий может стать одним из первых инвесторов православного банка.

— Нам поучаствовать в капитале и развитии такого банка интересно, — сказал «Известиям» Бойко-Великий. — Нельзя достичь совершенства и полного исполнения Божиих заповедей — но нужно стремиться. Существующая порочная банковская система — не исключение. Я полностью поддерживаю идею создать такой банкинг, учитывая, что аналоги этой системы в России существовали: это кассы взаимопомощи или кредитные кооперативы, когда люди объединялись, вкладывали свои деньги и выдавали тем, кому они были нужны, а после возвращали. На сегодняшний день проблема ссудных процентов упирается в инфляцию. Одно дело, когда инфляции нет и всё стабильно, — в таком случае все начисляемые проценты ростовщические. Другое дело — когда деньги быстро обесцениваются. В России это 8–10%, в Западной Европе — 3–4%. От инфляции никуда не уйдешь, а потому понять, как ее отыгрывать, непросто.

В качестве одного из способов получения прибыли банком Бойко указывает комиссионные сборы за операции, также он поднимает ряд вопросов, которые проекту еще предстоит решить.

— Такой банк или кредитный кооператив тоже должен получать какие-то доходы — ему нужно содержать штат сотрудников, арендовать помещения, исполнять Налоговый кодекс, — рассуждает Бойко-Великий. — Но и на одном комиссионном доходе банк не выживет. Такой банк должен участвовать в прибыли предприятия, как это делается у мусульман, но не участвовать в управлении. Далее, возникают вопросы отчетности — международные и российские стандарты разнятся: по МСФО у предприятия может быть прибыль, а по международным стандартам — убытки. В этой системе важно доверие к участникам кредитного кооператива. Хорошо, если духовные лица станут поручителями в проектах.

Некоторые другие известные православные предприниматели не проявили интереса к созданию православного банка.

— К нам по этому вопросу никто не обращался. Без ознакомления с деталями проекта более подробный комментарий не возможен. Но любые проекты по благословению Священноначалия мы приветствуем, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Константина Малофеева, владельца инвестиционного фонда Marshall Capital и учредителя благотворительного Фонда святителя Василия Великого.

Не собираются участвовать в создании православного банка братья Ананьевы, передали их позицию в пресс-службе контролируемого ими Промсвязьбанка.

«Традиционные» банкиры говорят, что многое будет зависеть от качества реализации проекта православного банка.

— 400 млн рублей — это достаточный для создания банка бюджет. С 1 января 2015 года у нас установлен минимум капитала у банков в размере 300 млн рублей, — говорит Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ. — Православный банкинг — явная калька с исламского банкинга, который не просто успешен, а суперуспешен. Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. Справится ли русский поп с такой задачей? Хватит ли у него авторитета для решения спора, например, между кредитором и заемщиком? В России существовал один банк, который позиционировал себя как исламский. Это был Бадр-Форте Банк. Впрочем, такое позиционирование не мешало ему зарабатывать на ссудном проценте, что категорически запрещено исламом. У Бадр-Форте Банка отозвали лицензию в 2006 году за отмыв денег. Кроме того, для российской практики характерен единственный конечный бенефициар малого или среднего банка, иначе начинаются деструктивные конфликты между владельцами. 

Осадчий также отметил, что инициатива создания такого банка кажется конъюнктурной, как ответ на санкции, которые закрыли доступ на западный рынок капитала, и такой ответ кажется эксперту несостоятельным.

— Любопытно, что среди запретных объектов финансирования упоминается производство и торговля табаком, тогда как РПЦ успешно беспошлинно импортировала табак и алкоголь в 1990-х. Кроме того, Московский патриархат является крупным акционером банка «Пересвет», зарабатывающего на ссудном проценте. А ведь в совет директоров банка «Пересвет» в свое время входил и нынешний патриарх Кирилл. Также Московский патриархат является соучредителем столичного банка «Банкхаус Эрбе» (до 2008 года — Международный банк храма Христа Спасителя), который специализируется на обслуживании VIP-клиентов.

Неудачной идея создания православного банка кажется протодиакону Русской православной церкви Андрею Кураеву (этот миссионер обычно не стесняется критиковать действия высшего духовенства).

— Сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 году, — говорит Кураев. — Представьте себе обманутых или обиженных инвесторов или клиентов, которые пикетируют православный банк. Одной этой мысли достаточно, чтобы похоронить эту идею. Второе, если предлагают создать банк без процентов, то эта идея не нова — в СССР существовала касса взаимопомощи. К сожалению, история и современность не дают уверенности в том, что все православные руки намагничены так, что деньги не прилипают, а совсем наоборот, отскакивают. Поэтому глядя на наших чиновников, олигархов и других, любящих называть себя православными, не могу, глядя в их честные лица, сказать, что будут сохранены деньги, а не перейдут их детям. То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора?

Вячеслав Нечаев (Известия)

Advertology.Ru

20.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.11.2024 - 06:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация