Крепкий алкоголь предлагают оставить в шаговой доступности
В Минэкономразвития считают, что предлагаемое ужесточение розничной продажи алкоголя при сохранении текущего спроса приведет к увеличению доли нелегального рынка.
Министерство экономического развития подвергло критике законопроект Росалкогольрегулирования об ужесточении розничной продажи алкоголя. Реализация предлагаемых мер, по мнению экономического ведомства, может привести в целом к росту цен на продукты (многие магазины зарабатывают преимущественно на алкоголе — и либо закроются, либо повысят цены на продовольствие) и развитию нелегального рынка алкоголя.
Проектом закона от Росалкогольрегулирования предлагается, в частности, ввести запрет на продажу алкогольной продукции крепостью более 16,5% в парках, скверах, городских лесах, на пляжах. Сейчас законом предусмотрен запрет на потребление алкоголя в «зонах рекреационного назначения», в том числе в парках, скверах и пр. Вместе с тем распитие алкоголя в рамках этих локаций разрешено в точках общепита, при этом вне зависимости от крепости напитков. Предложение Росалкогольрегулирования запрещает кафе, расположенные в парках и скверах, продавать крепкий алкоголь (более 16,5%).
Также законопроектом вводится запрет на продажу алкоголя крепостью более 16,5% в магазинах и иных заведениях, расположенных на первых этажах многоэтажных домов. Кроме того, проектом предусмотрено повышение до 500 тыс. рублей минимального уставного капитала организаций, которые продают в розницу крепкий алкоголь с содержанием этилового спирта свыше 28%. Сейчас только в пяти российских регионах (Москва, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ) требования к минимальному размеру уставного капитала для торговых компаний, продающих крепкий алкоголь, установлены на уровне 1 млн рублей. В остальных субъектах России этот показатель составляет 300 тыс. рублей.
Минэкономразвития в своем заключении на законопроект указывает на то, что в представленном виде предложение не может быть реализовано. Прежде всего в экономическом ведомстве полагают необходимым не устанавливать предельную крепость алкоголя, который разрешено продавать в местах общественного питания, расположенных в парках и скверах, а то получится, что распивать алкоголь любой крепости в таких местах можно, тогда как продавать будет нельзя. «Обоснований такого дифференцированного подхода разработчиком не представлено», — говорится в заключении.
Также, по мнению Минэкономразвития, запрет на продажу алкоголя крепостью более 16,5% может касаться только магазинов, расположенных на первых этажах многоэтажек, но не должен распространяться на кафе и рестораны, расположенные на первых этажах.
В целом в министерстве, ссылаясь на экспертные оценки, указывают, что
в городах с населением более 500 тыс. человек более 60% магазинов и точек общепита (без учета формата «гипермаркет») располагается на первых этажах многоквартирных домов. В областных центрах с населением до 500 тыс. человек этот показатель может достигать 75%. В ведомстве полагают, что реализация предлагаемых мер без анализа экономических последствий приведет к существенному сокращению доходов розничных магазинов шаговой доступности. Ведь крепкий алкоголь относится к наиболее прибыльным категориям продаж. Представители бизнеса, которые участвовали в консультациях, указывали, что предлагаемые ограничения приведут к сокращению активной клиентской базы на 40%. Как следствие, возможно сокращение количества таких магазинов шаговой доступности, что приведет к росту цен на продукты. «В современных экономических условиях такие меры являются несвоевременными», — говорится в заключении.
Наконец, в документе отмечается, что увеличение минимального размера уставного капитала с 300 тыс. до 500 тыс. рублей для организаций, продающих населению крепкий алкоголь, приведет к переделу рынка розничной торговли в пользу крупных сетевых торговых организаций. В Минэкономразвития подчеркивают, что «проектируемые нормы приведут в первую очередь к сокращению количества организаций розничной торговли, что при сохранении текущего спроса на алкогольную продукцию может найти отражение в увеличении доли нелегального рынка».
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз отметил, что предложения Росалкогольрегулирования содержат здравый смысл, но в замечаниях Минэкономразвития его еще больше.
— Предложение вовсе убрать крепкий алкоголь из парков и скверов является правильной мерой, поскольку продаваемая в подобных местах крепкая алкогольная продукция зачастую является нелегальной. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что весомая часть организаций, реализующего в розницу алкоголь, сосредоточена как раз на первых этажах многоэтажных домов. И предлагаемые ограничения вынудят часть бизнеса уйти с рынка. Понятно, что предлагаемые Росалкогольрегулированием изменения нацелены на укрупнение рынка розничной продажи алкогольной продукции. Другой вопрос, будет ли при этом легче его регулировать, — говорит Дробиз.
Он также отметил, что из киосков, которые также находятся в шаговой доступности, уже убрали пиво и сигареты, но продажа данной алкогольной продукции при этом не только не сократилась, а наоборот, выросла — на 3,5% с начала этого года. В числе прочего население в сетевых магазинах покупает впрок и потребляет больше.
Зампредседателя комиссии Общественной палаты по поддержке молодежных инициатив Султан Хамзаев считает, что позиция Минэкономразвития сформирована исключительно исходя из интересов бизнеса. Тогда как при реализации любой инициативы следует учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Эксперт отметил, что предложение убрать алкоголь из магазинов, расположенных на первых этажах многоэтажек, неоднократно поступали от самих граждан. При этом в предлагаемой Росалкогольрегулированием редакции законопроекта, по его словам, речь не идет о полном запрете алкогольной продукции в этих местах, а лишь о введении ограничений. С рынком же нелегальной алкогольной продукции должны вести борьбу соответствующие органы, и методы борьбы не должны касаться антиалкогольной программы. Хамзаев напомнил, что, по данным Минздрава, главной причиной смерти российских мужчин является алкоголь и связанные с ним несчастные случаи.
Аналитик Grand Capital Юрий Прокудин отметил, что повышение требований к уровню уставного капитала в текущей экономической ситуации станет ударом по организациям, которые занимаются реализацией крепкого алкоголя.
Advertology.Ru
22.12.2014
Еще статьи по теме
- Тему ответственного потребления алкоголя считают важной более 70% россиян - 30.10.2023
- Особенности выкладки товаров в алкогольном магазине - 09.10.2023
- Российские бренды алкогольных новинок резко наращивают долю в структуре продаж - 30.11.2022
- Сразу пять брендов Группы компаний "Руст" признаны наиболее популярными в мире - 08.04.2020
- Бренд BUD представил новый продукт на рынке России (1) - 27.02.2019
- В России стали меньше потреблять алкогольные напитки - 24.10.2016
- СМИ поддержат рекламой алкоголя, лекарств и БАД - 15.03.2016
- Эксперты предлагают вернуть рекламу алкоголя и лекарств - 22.12.2015
- "Ладога Дистрибьюшен" показала рост - 02.10.2015
- Среди сторонников торговли алкоголем в интернете все больше чиновников - 28.08.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий