Новости

В России предложили запретить мусоросжигательные заводы



В России предложили запретить мусоросжигательные заводы



Мусоропереработку могут внедрить административными методами — малым городам, вероятно, придется строить мусороперерабатывающие заводы за свой счет.

К 2025 году Россия должна полностью запретить полигоны твердых бытовых отходов — за исключением небольших свалок рядом с мусороперерабатывающими заводами (МПЗ) и предназначены для неперерабатываемых отходов (пищевых, медицинских, токсичных отходов и др.). Такое предложение содержится в резолюции, принятой на слушаниях Общественной палаты от 24 октября. Эту идею поддерживают в Минприроды. При этом утилизацией мусора, согласно предложениям ОП, смогут заниматься только МПЗ. Сжигание мусора предлагается запретить, а первыми на государственный ресайклинг (переработку) в ОП предлагают перевести города с населением до 150 тыс. человек. Впрочем, сжигание мусора всецело защищают в Росприроднадзоре.

Сжигание считается переработкой

Как рассказал «Известиям» глава комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ Игорь Шпектор, предложения направлены в профильные министерства — Минприроды и Минстрой, а также в Госдуму, Совет Федерации и аппараты президента и премьера страны.

«В Российской Федерации уже скопилось свыше 8 млрд куб. м бытовых и промышленных отходов. Полигоны заполнены в среднем по стране на 50–90%. Объем отходов животноводческих предприятий и птицефабрик в виде навоза, помета и сточных вод составляет около 700 млн куб. м в год, а под хранение этих отходов занято более 2 млн га земли. Достаточно сказать, что по проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) высказывал свои опасения и президент РФ, говоря, что дальнейшее их накопление может привести к весьма серьезным последствиям, — указано в тексте резолюции. — Необходимо ввести постепенный до 2020–2025 года полный запрет на складирование ТБО на свалках и полигонах».

ОП напоминает об отложенных планах создания федерального оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры по обращению отходов, а также Федерального агентства по управлению отходами.

В Минприроды поддерживают ликвидацию свалок в целом, но с переходом от складирования и сжигания к полной переработке не спешат. 

— Мы должны извлекать и перерабатывать из нашего мусора то, что можно, а дальше всё зависит от бизнес-модели, — отметил «Известиям» заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин. — Завод по мусоросжиганию — это очень затратно и энергоемко. Наши московские мусоросжигательные заводы (МСЗ) давно бы остановились, если бы не получали денег из бюджета. При этом после переработки всё равно остается примерно 40% мусора, который приходится либо захоранивать, либо опять же сжигать.

Постепенный запрет полигонов также вписывается в концепцию Комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами до 2030 года (утверждена в августе 2013 года). По ней Минприроды планирует оборудовать все регионы России комплексами по работе с ТБО, на которых будет осуществляться сепарация мусора и его утилизация, перевод и создание МСЗ с выработкой тепловой и электрической энергии, а также запретить сжигание мусора, пригодного для переработки.

Заводов, осуществляющих полный цикл переработки отходов, в России пока нет, сообщил «Известиям» председатель центрального совета экологической политической партии «Альянс зеленых — Народная партия» Олег Митволь.

— Это дорогие предприятия, и каждый такой завод стоит до €300 млн. Таких инвесторов у нас в России пока нет, — говорит Гизатулин.

По данным Росприроднадзора, в России семь мусоросжигательных заводов, но многие называют их мусороперерабатывающими: зола и шлак прессуются и закапываются. Сжигается, по разным данным, 7–10% (4–6 млн т) от общего числа поступающих отходов (60–150 млн т в год, от 300 кг в год с россиянина). На полигонах ТБО (их более 200) просто трамбуют и закапывают, на этих легальных свалках скопилось 31 млрд т неутилизированных отходов. В Росприроднадзоре такие запасы связывают с низкой по сравнению с переработкой и сжиганием стоимостью захоронения: в крупном регионе оно стоит 0,4–1,2 тыс. рублей за 1 т (в зависимости от того, будут ли брикетировать отходы перед захоронением), сжигание — порядка 2 тыс. рублей за 1 т.

Бремя маленьких городов

Процесс перехода от сжигания к переработке может, по мнению ОП, существенно ускориться, если параллельно обязать все малые города (с населением до 150 тыс. человек) ставить и содержать мусороперерабатывающие заводы за свой счет. По словам Шпектора, рассчитывать на то, что небольшие населенные пункты обзаведутся заводами за вложения частных инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства, не стоит из-за низкой рентабельности переработки.

— Завод при большом городе рентабелен, он может вырабатывать энергию. Малые города производят меньше отходов, их переработка не может компенсировать затраты на завод. Поэтому они должны быть взяты на бюджет города, — считают в ОП.

Города с населением менее 150 тыс. человек не могут обеспечить инвесторам МПЗ маржу, в лучшем случае она будет нулевой, соглашается начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Но Минфин вряд ли одобрит предложение, говорит аналитик.

Требуемые предложения могут пройти лишь в случае включения административного ресурса, считает Елена Арсентьева, гендиректор группы компаний «Экотехноменеджмент».

— Предложения ОП об отказе от полигонов и мусоросжигательных заводов реальны, но по-настоящему они заработают лишь тогда, когда государство сможет предоставлять гарантии возврата средств, примет инвестпрограммы и субсидирует инвестиционную составляющую в тарифе, — отмечает эксперт. 

Против предложений ОП выступают собственно мусоропереработчики. По мнению председателя Ассоциации мусорщиков Москвы Лазаря Шубова, отказ от муниципальных полигонов приведет к резкому увеличению несанкционированных свалок. Кроме того, отказываться от свалок нельзя и потому, что даже после самой глубокой переработки остается 25–20% отходов, непригодных даже для сжигания, добавляет директор подмосковного полигона ТБО «Тимохово» Константин Манегин. По его мнению, правительству скорее стоит обратить внимание на дефицит МСЗ в целом и полное отсутствие каких-либо нормативных актов, регулирующих МСЗ с выработкой электро- и теплоэнергии.

Самый грязный бизнес

На данный момент строительство МСЗ стоит на порядок дороже, чем МПЗ. При этом сжигать мусор дороже, чем перерабатывать (€500 против €250 соответственно), говорит Арсентьева из «Экотехноменеджмента». По экспертным оценкам, у МПЗ также меньше срок окупаемости (от 2 лет), а переработка отходов могла бы принести России от $2 млрд до $3,5 млрд в год, рентабельность такого производства может достигать 40%. При этом в части отдаленных непроизводственных регионов (то есть тех, в которых не будет спроса на вторресурсы) всё же лучше сохранить мусоросжигание, считает Арсентьева.

Несмотря на высокий интерес со стороны зарубежных инвесторов к российским отходам, ни один из заявленных российско-европейских проектов до сих пор не был осуществлен, отмечает Кумановский. Он имеет в виду башкирский проект корпорации Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Engineering, проект греческого консорциума, включающего фирмы Aktor S.A., Aktor Concessions S.A., Helector S.A. и российского «ВТБ Капитала». Причину Кумановский видит в отсутствии последовательной госстратегии развития отрасли, а также в разрозненной, противоречивой законодательной базе. 

Росприроднадзор предпочитает жечь

Тем временем Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) оптимальным считает именно сжигание. Согласно докладу службы, сделанному в 2012 году, сжигание выгоднее переработки из-за невозможности получения дополнительной энергии при переработке (тепла и электричества), а также низкой мотивированности населения к первичному разделению мусора.

— Полностью использовать вторсырье нельзя, лишь от 20 до 40%, — сказала «Известиям» начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова. — Развитие мусороперерабатывающих заводов в России невозможно, пока государство не начнет поощрять производителей вторсырья осуществлять у них госзакупки.

При этом предложения ОП об отказе от полигонов до 2025 года при принятии закона об обращении с мусором вполне реальны, считают в службе, отмечая, что небольшие полигоны при МПЗ и МСЗ всё же придется оставить. Законопроект об отходах производства и потребления принят Госдумой в первом чтении в 2011 году; в этом месяце, как ожидается, может наконец состояться второе чтение.

Арсений Погосян (Известия)

Advertology.Ru

05.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.11.2024 - 09:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация