Неисправность топливной системы
Наступившая неделя должна принести облегчение участникам российского топливного рынка, которые весь октябрь живут в самой жесткой с марта 2011 года ситуации. Из ремонта выйдут Ангарский и Мозырский НПЗ, в то время как спрос на бензин должен сезонно снизиться. Перебои поставок топлива, которые наблюдались в Сибири, остались локальными и не переросли в полноценный бензиновый кризис. “Ъ” попытался разобраться, почему эти проблемы вообще возникли и какого развития событий можно ожидать в следующем году.
Рынок в ручном режиме
В октябре ряд российских регионов испытал самые серьезные трудности с обеспечением топливом с момента бензинового кризиса в марте 2011 года. В Новосибирской, Иркутской областях и Бурятии существенная часть АЗС вынуждена была прекратить продажи бензина на срок от нескольких дней до двух недель. Напряженность ощутили заправки во всех регионах Сибирского федерального округа. В основном с ней столкнулись независимые АЗС — в условиях нехватки топлива нефтяники стремились обеспечить собственные сбыты. Ажиотажный спрос на бензин поднял оптовые цены до исторических рекордов, заставив владельцев АЗС увеличить цены на 1–2 руб. за литр.
Основной причиной стала нехватка топлива на локальном рынке Сибири. Он снабжается с Омского («Газпром нефть»), Ачинского и Ангарского НПЗ («Роснефть»). Июньская авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что завод до сих пор не выпускает товарные бензины. А в сентябре в ремонт были почти одновременно выведены два других НПЗ, из-за чего выпуск в Омске снизился на 22% по сравнению с августом, а в Ангарске — в несколько раз. При этом в конце сентября начался ремонт на втором крупнейшем заводе «Газпром нефти» — Московском НПЗ, и компания вынуждена была перебрасывать часть объемов с Омска в Центральную Россию.
«Дефицит должен был бы покрываться запасами, но их хватает только для обеспечения поставок бензина на собственные сети АЗС нефтекомпаний»,— говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В результате независимые сети АЗС стали работать с перебоями, а некоторые, как иркутская «Крайснефть», полностью остановились. Встревоженные губернаторы обратились к нефтяникам с просьбой экстренно увеличить поставки, а ФАС направила им предупреждения. «Газпром нефть» и «Роснефть» утверждают, что продолжали в октябре отгружать топливо независимым сетям, а отдельные случаи непоставок связаны с поздней подачей заявок. «Это не так, даже поданные по всем правилам заявки не удовлетворяются в полном объеме, а нефтяники используют ситуацию для борьбы за клиента»,— возражает господин Аркуша. Минэнерго же, напротив, считает, что ситуацию нагнетают владельцы независимых АЗС, которые в условиях высоких оптовых цен хотят дешевого бензина.
На прошлой неделе, по данным “Ъ”, нефтяники вели поставки в Сибири в ручном режиме, с колес, а запасы бензинов АИ-92 и АИ-95 на подавляющем большинстве АЗС не превышали один-два дня. «Газпром нефти» даже пришлось 12 октября на время остановить ряд своих АЗС в Новосибирской области, чтобы выполнить требование ФАС и пропорционально распределять топливо между собственными и независимыми заправками. По мнению опрошенных “Ъ” участников рынка, во многом именно это предотвратило ухудшение ситуации до стадии полноценного бензинового кризиса. Собеседники “Ъ” отмечают, что критическим был период с 10 по 15 октября, а после 20 октября, когда выйдет из ремонта Ангарский НПЗ, ситуация должна улучшиться.
Дефицит предложения
Хотя непосредственной причиной проблем в Сибири стали ремонты на НПЗ, к середине сентября рынок бензина в РФ в целом был разбалансирован и находился в опасном состоянии. Череда аварий на заводах привела к тому, что к началу октября выпуск высокооктановых бензинов, по данным ЦДУ ТЭК, отставал от плана на 700 тыс. тонн. План Минэнерго предусматривает рост выпуска высокооктановых бензинов по сравнению с 2013 годом на 1,6%, до 37,3 млн тонн, но на 7 октября производство все еще отставало на 0,6%. Таким образом, в течение весны—осени, когда спрос на бензин традиционно высок, НПЗ выпускали меньше топлива, чем в 2013 году. После аварии на Ачинском НПЗ резко вырос импорт топлива из Белоруссии, и за январь—сентябрь в РФ было ввезено на 870 тыс. тонн больше, чем в 2013 году, но это позволило только заместить выпавшие объемы. Экспорт высокооктанового бензина, который после введения 90-процентной пошлины в мае 2011 года почти встает в высокий сезон, в этом году был таким же, как в 2013-м (снижение за девять месяцев на 0,8%).
С другой стороны, спрос на бензин в РФ увеличивается не менее чем на 3% в год, а в этом году из-за присоединения Крыма рост должен ускориться. Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов говорил в июне, что на ближайшие годы закладывается увеличение спроса на 4%. Иными словами, импорт из Белоруссии должен был служить постоянным источником бензина для рынка РФ даже в отсутствие аварий на НПЗ. По балансу поставок на 2014 год Россия может получить из Белоруссии 2,1 млн тонн бензина. Однако Минэнерго не настаивает на этом объеме и считает, что 1,5 млн тонн по итогам года будет достаточно.
Многие собеседники “Ъ” в отрасли уверены, что именно бездействие Минэнерго привело к напряженной ситуации на рынке. «Минэнерго в какой-то момент упустило ситуацию и продолжало говорить, что все хорошо, когда рынок шел к дефициту, а теперь боится в этом признаться»,— говорит один из них. У министерства иное мнение (см. интервью на этой странице).
Дисбаланс спроса и предложения на рынке привел к резкому росту цен в течение лета: в ходе торгов на СПбМТСБ бензиновые индексы достигли новых исторических максимумов. По данным ЦДУ ТЭК, по АИ-92 средняя отпускная цена с НПЗ выросла с начала года к 7 октября на 29,4%, по АИ-95 — на 25,4%. Цены на заправках увеличились на 9,7% и 7,5% (2,9 руб. и 2,5 руб. на литр соответственно). По данным Росстата, цены производителей в нефтепереработке выросли за девять месяцев на 10,6% — это самый высокий показатель среди всех отраслей промышленности. Опрошенные “Ъ” крупнейшие нефтяники указывают на то, что оптовые цены на бензин имеют резкую сезонность и в годовом выражении рост меньше — около 15% при инфляции 8%. Кроме того, они напоминают, что в этом году вновь были повышены акцизы, что дало прирост цены еще на 3,2%.
В «Роснефти» считают, что «ключевым фактором, повлиявшим на рост цены, стала биржа». Как сообщили “Ъ” в компании, «на бирже значительное влияние на цену оказывают спекулятивные операции, осуществляемые перепродавцами», и поэтому «необходимо усовершенствовать механизмы проведения торгов, исключив возможность спекулятивных операций». Похожее мнение высказывали и некоторые собеседники “Ъ” в Минэнерго. В то же время источник “Ъ” в другой крупной нефтекомпании полагает, что биржа «является максимально прозрачным индикатором спроса и предложения на рынке», а рост цен вызван сокращением предложения из-за аварий и ремонтов на НПЗ.
Источники “Ъ” на рынке напоминают, что в течение лета «Роснефть» сама активно скупала топливо на бирже, разогнав цены. Вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко заявил “Ъ”, что динамика цен определяется общим балансом спроса и предложения в биржевом и внебиржевом рынке. «Мы знакомы с мнением большого числа участников рынка, которые считают, что повышение оптовых цен в последние месяцы связано с дисбалансом, а именно с дефицитом предложения,— отметил он.— В контексте биржевых торгов мы тоже наблюдаем эту ситуацию: в последние месяцы спрос устойчиво превышает предложение».
Сам по себе рост оптовых цен не угрожает дефицитом, но к нему может привести увеличивающаяся разница в темпах роста между оптовыми и розничными ценами. Собеседники “Ъ” в правительстве признают: есть неформальное указание сдерживать стоимость бензина на заправках, чтобы рост цен не превышал инфляцию. В этой ситуации нефтяники переносят центр прибыли — зарабатывают на оптовых продажах, а в рознице могут торговать по себестоимости или даже в убыток. «Диспаритет оптовых и розничных цен для нефтяников некритичен, они просто переносят центр прибыли в оптовое звено, а для независимой розницы это почти разорение, тем более когда период времени диспаритета превышает, как в этом году, пять месяцев»,— замечает Евгений Аркуша. Собеседники “Ъ” из числа владельцев независимых АЗС в Сибири признавали, что они могли купить топливо на бирже с НПЗ в Центральной России. Но цена так высока, что проще остановить заправку, чем торговать в убыток.
«Все готовятся к росту цен»
Авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что российский рынок за июнь—октябрь недополучит около 450 тыс. тонн высокооктанового бензина — менее 3% производства за этот период. Но, как показала практика, выпадение этого сравнительно небольшого объема стало ключевым как для существенного роста цен в масштабе страны, так и для нехватки топлива на рынках Сибири. В 2015 году произойдут регуляторные изменения, которые могут оказать гораздо большее влияние.
Во-первых, запрещается оборот бензина «Евро-3», который в этом году составляет 17% от плана производства, или 6,35 млн тонн. Больше половины из них (3,6 млн тонн) приходится на НПЗ «Роснефти», остальное примерно в равных долях делят «Сургутнефтегаз», «Газпром нефтехим Салават» и «Орскнефтеоргсинтез». В «Роснефти» заявили “Ъ”, что компания «не видит рисков» и намерена в 2015 году на 30% увеличить выпуск бензинов «Евро-4» и «Евро-5». В этом году, по плану производства, «Роснефть» должна выпустить 6,2 млн тонн бензинов «Евро-4» и «Евро-5». Даже если она реализует намерение увеличить их выпуск на 30% в 2015 году, то общий выпуск товарных бензинов ею все равно сократится на 1,7 млн тонн — это в 2,5 раза больше, чем российский рынок недополучит до конца года из-за аварии на Ачинском НПЗ. Если «Роснефти» не будет хватать своего бензина, она вынуждена будет купить его у других нефтекомпаний, что может привести к взвинчиванию цен.
По словам источников “Ъ” в отрасли, четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ, заключенные с крупнейшими нефтяниками в середине 2011 года, с тех пор были дважды пересмотрены в сторону продления сроков модернизации. На 2015 год выпуск «Евро-4» и «Евро-5» по этим соглашениям должен составить 37 млн тонн — это на 0,8% меньше, чем план по выпуску товарных бензинов в 2014 году. Впрочем, по данным “Ъ”, в Минэнерго ждут, что нефтяники перевыполнят эти обещания и произведут 38,3 млн тонн, что позволит обеспечить спрос с учетом роста потребления в 2015 году на 3%. Но ФАС оптимизм Минэнерго не разделяет (см. интервью на этой странице).
Во-вторых, в 2015 году начнется налоговый маневр, последствия которого для рынка топлива его участники пока не берутся точно предсказать. «Никто не понимает, как это будет работать, но все готовятся к росту цен»,— говорят они. Замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил на прошлой неделе, что маневр приведет к росту розничной цены топлива на 1,8 руб. на литр из-за увеличения стоимости нефти на внутреннем рынке. По оценке Thomson Reuters Kortes, при цене нефти Urals $100 за баррель и курсе 37,5 руб./$ маневр должен привести к росту netback по бензину на 7% по сравнению с действующей системой, то есть привлекательность экспорта должна снизиться. Неясно, окажет ли это существенное влияние на рынок: сейчас нефтяникам и так гораздо выгоднее продавать бензин в стране, чем экспортировать.
Advertology.Ru
20.10.2014
Еще статьи по теме
- Россияне сократили траты на детские товары, сотовую связь и бензин - 22.12.2015
- KAYAK.ru рассказал, из каких аэропортов россиянам выгоднее всего путешествовать по популярным направлениям - 03.12.2015
- Россияне стали покупать больше антидепрессантов - 31.08.2015
- Поставщиков заставят объяснять рост цен на продукты - 27.08.2015
- Шоколадная жизнь: россияне не спешат отказываться от любимого лакомства - 11.08.2015
- ФАС просят установить предельные цены на авиабилеты экономкласса - 24.07.2015
- Coca-Cola освежила ожидания аналитиков - 23.07.2015
- "Мегафон" повышает цены на роуминг - 17.07.2015
- В России подешевело продовольствие – впервые за 12 месяцев - 15.07.2015
- GDR "Мегафона" стоят рекордно дешево - 08.07.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий