Есть мнение ...

Закон без Google - деньги на ветер

Закон без Google - деньги на ветер

Новый закон ударит только по российским интернет-компаниям.

С 1 августа 2014 года интернет-компании обязаны хранить данные об активности пользователей в течение полугода. Причем серверы, содержащие информацию, должны находиться на территории нашей страны. «Лента.ру» разобралась, как нововведение может повлиять на российские и зарубежные компании.

Формально поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» входят в состав «антитеррористического пакета», принятого Госдумой в третьем чтении в апреле. По ним, компании, осуществляющие деятельность по передаче электронных сообщений пользователей сети интернет, обязаны в течение шести месяцев хранить информацию обо всех обработанных ими посланиях. Причем хранить в России, то есть серверы с данными должны быть физически расположены на территории РФ. А подпадают под действие поправок сервисные интернет-компании, эксплуатирующие электронную почту, сервисы мгновенных сообщений (мессенджеры), IP-телефонии, а также социальные сети. В то же время, закон освобождает от выполнения этих требований лицензированных операторов связи, включая операторов передачи данных (интернет-провайдеров), а также государственные информационные системы.

Интернет-компании готовы

Чтобы хранить данные об активности пользователей, компании должны либо иметь собственные серверы и помещения для их установки, либо арендовать все оборудование в центрах обработки данных (ЦОД). Поскольку многие российские интернет-компании уже располагают необходимым количеством серверов, то новый закон не сильно повлияет на их деятельность.

Так, например, Владимир Габриелян, вице-президент и технический директор Mail.Ru Group, заявил «Ленте.ру», что емкость серверов, необходимая для исполнения закона, не является для компании значительной и укладывается в обычное обеспечение операций.

По его словам, в целом, интернет-компаниям выгоднее покупать свои серверы и арендовать для них стойки в ЦОДах. Стоимость оборудования и необходимых для него площадей зависит от количества пользователей сервиса и их активности. При этом вложения денег, нужные для исполнения закона, не будут очень большими.

В «Яндексе» «Ленте.ру» сообщили, что в компании для обслуживания российских пользователей всегда применялись собственные серверы в России. Они расположены в дата-центрах, принадлежащих компании.

Матвей Алексеев, директор по внешним коммуникациям медиахолдинга Rambler&Co, отметил, что у компании есть свои вычислительные мощности и нет нужды арендовать оборудование (для хранения данных - прим. «Ленты.ру»).

Западным же компаниям, возможно, придется арендовать оборудование у хостинг-провайдеров России, полагает Алексеев. Он также добавил, что на данный момент проект закона вызывает больше вопросов, чем решений, поэтому в сентябре начнет действовать рабочая группа по вопросам его применения.

Закон без Google - деньги на ветер

Кто заработает на законе

Позитивно отнеслись к новому закону владельцы ЦОД: они смогут предложить свои услуги компаниям, не располагающим собственными серверами для хранения данных об активности пользователей и местами для их установки.

Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК, подтвердил, что закон выгоден владельцам ЦОД, предоставляющим их в аренду. Однако он отмечает, что в большинстве своем крупные компании, реализующие свои услуги, в том числе, через интернет, обладают собственными мощными вычислительными ресурсами.

Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков также полагает, что новый закон выгоден также для крупнейших интернет-компаний, которые стараются строить собственную инфраструктуру передачи и хранения данных. Но менее крупным фирмам удобнее обращаться к аутсорсингу, то есть аренде нужных мощностей.

Виталий Слизень, член совета директоров компании Inoventica полагает, что однозначно оценить новый закон для российской IT-индустрии затруднительно. Положительное влияние в том, что он привлечет на российский рынок аренды IT-инфраструктуры компании, хранившие данные за границей. Однако, крупные зарубежные компании, такие как Microsoft, уже имеют собственные дата-центры в России, а те, у кого их нет, давно арендуют серверные мощности у провайдеров ЦОД.

«На мой взгляд, ждать какого-то взрыва на рынке от данного закона не стоит. Рост рынка, вероятнее всего, будет обусловлен приходом небольших компаний. Данный закон фактически выгоден производителям систем хранения данных и дисковых накопителей. Вот уж они выигрывают в любом случае», — считает Слизень.

По его словам, стоимость аренды сервера зависит от его конфигурации и модели аренды (система хранения данных или полноценный сервер со своими задачами). Например, выбор в качестве среды хранения данных твердотельных накопителей SSD с интерфейсом SAS увеличивает стоимость абонентской платы арендованного сервера практически в два раза.

Цена виртуального сервера с фиксированными ресурсами с дисковым пространством в размере 500 гигабайт, процессором мощностью в один гигагерц и оперативной памятью в один гигабайт составит от 2 тысяч рублей. С учетом хостинга информационных систем, обрабатывающих персональные данные, стоимость услуги аренды сервера возрастет на 8-10 тысяч рублей в месяц.

По мнению Виталия Слизеня, крупным компаниям, имеющим собственные дата-центры в России, выгоднее расширить существующие системы хранения данных. Тем компаниям, у которых нет собственных серверных мощностей в России, быстрее и выгоднее арендовать уже готовые системы у крупных игроков рынка.

Судьба средних и малых

Таким образом, получается, что российские компании в целом готовы к новому закону и при необходимости к определенным денежным вложениям для его реализации.

По мнению Сергея Андронова, директора Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет», общий информационный фон вокруг данного закона позволяет сделать вывод, что сам полугодовой срок хранения, определенный законом, не пугает крупных операторов, поскольку они уже ее хранят, и, возможно, более длительные периоды.

Однако существует достаточное число малых операторов, играющих роль первичных провайдеров и предоставляющих услуги хранения данных на собственных аппаратных платформах. Именно они, традиционно не хранящие информацию из соображений экономии, вынуждены будут либо озадачиться соблюдением требований закона (а это чревато ростом капитальных расходов), либо поменять формат предоставления услуги и перейти в разряд вторичных провайдеров.

«По большому счету, одним из результатов принятия закона может стать некоторая «чистка» рынка первичных провайдеров, предоставляющих дата-центры в аренду. Число игроков этого рынка может сузиться до числа "средних, ближе к крупным" и крупных игроков», - полагает Андронов.

Закон без Google - деньги на ветер

Молчаливые иностранцы

Вышесказанное касается российских компаний. А вот с иностранными интернет-сервисами дело обстоит намного сложнее, поскольку, судя по всему, их этот закон просто не коснется.

Например, такие компании, как Google (владеет почтой Gmail и видеосервисом YouTube), Facebook или Microsoft (собственник Skype), в принципе обязаны обеспечить хранение переписки пользователей на расположенных в России серверах, однако они зарегистрированы за рубежом и не ведут в России хозяйственной деятельности, а их технологическая инфраструктура тоже расположена за пределами России. Из этого вытекает очевидный вывод, что эти компании, если не захотят, могут не выполнять требования нового закона.

Это стало понятно сразу после принятия закона в апреле. Эксперт в области корпоративного права, председатель коллегии адвокатов Москвы «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе, заявил «Ленте.ру», что зарубежные компании, предоставляющие интернет-сервисы, находятся вне российской юрисдикции. Поэтому юридических инструментов влияния на них у государственных структур России нет», — сказал Трапаидзе «Ленте.ру».

Единственным способом добиться этого в отношении иностранных интернет-компаний является блокирование доступа к их сервисам на территории России. Другого способа заставить выполнить закон тех, кто не согласится сделать это добровольно, просто нет.

В то же время эксперт уверен, что до силовых решений, скорее всего, дело не дойдет, так как закрытие доступа к Gmail, Skype, WhatsApp и другим зарубежным интернет-сервисам станет проявлением откровенного изоляционизма со стороны России.

Но в таком случае новый «антитеррористический» закон, как и некоторые другие до него, окажется ограниченно работающим, потому что одни (российские) компании будут его выполнять, а другие (зарубежные) — нет.

Как на самом деле намерены поступать иностранные компании по отношению к новому российскому закону, неизвестно. Ни в Google, ни в Facebook, ни в Twitter «Ленте.ру» на этот вопрос не ответили.

Кроме того, поскольку закон в первую очередь направлен на то, чтобы информация об активности пользователя была доступна спецслужбам в течение полугода, многие интернетчики, возможно, предпочтут перейти на использование зарубежных сервисов для сохранения конфиденциальности своих данных. Это может негативно сказаться на доходах российских интернет-компаний.

Таким образом, после начала действия закона может получиться так, что только российские интернет-компании понесут затраты на его выполнение. Причем эти расходы окажутся не просто непроизводительными, но и будут сопровождаться потерями из-за уменьшения числа пользователей. Такая ситуация станет следствием фактического выведения зарубежных игроков из-под действия российского законодательства.

Инна Кудрина 
Lenta.ru
Advertology.Ru

01.08.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.12.2024 - 17:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация