ИПА: повседневное потребление стабилизировалось
В июне 2014 года повседневные потребительские расходы снизились на 7% по сравнению с маем и на 2,3% по сравнению с апрелем. Это нормальное, традиционное сезонное снижение потребительской активности.
По сравнению с июнем 2013 повседневные расходы номинально выросли на 4%. Увеличение расходов в годовом выражении фиксируется второй месяц подряд (в мае было +6%). Таким образом, тенденция к снижению потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года, наблюдавшаяся семь месяцев подряд, сменилась небольшим ростом. С учетом годовой инфляции в 7-7,5% реальные расходы в июне сократились на 3% по сравнению с июнем 2013 года. Наихудшие показатели по потребительской активности уже в который раз продемонстрировали москвичи, где повседневные расходы в июне снизились на 9% относительно мая. В полном объеме традиционный сезонный спад также демонстрируют горожане с высокими доходами – видимо, отпуска у них начались по расписанию.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в июне 2014 года повседневные расходы снизились на 7% в номинальном выражении по сравнению с показателями мая. Напомним, что в мае они выросли на 5% по сравнению с апрелем, что весьма необычно для этого месяца. Обычно уже в мае начинается сезонный спад потребительской активности, продолжающийся до осени. В этом году снижение началось только в июне.
По сравнению с апрелем повседневные расходы в июне сократились только на 2,3%. В прошлом году аналогичный показатель составлял 10%. В 2011 и 2012 гг. снижение июнь к апрелю было в пределах 5-6%. А в 2010 составило рекордные 11%. Так что нынешнее сезонное снижение даже можно назвать незначительным.
По сравнению с июнем 2013 года повседневные расходы населения в июне 2014 года выросли на 4% в номинальном выражении. С учетом инфляции потребительского рынка (7-7,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов в пределах 3%.
Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже девять месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда. Но если с октября по апрель снижение реальных повседневных расходов составляло 5-10% (месяц к месяцу предыдущего года), то в мае и июне оно составило только 1,5-3%. А вот заметный рост номинальных расходов в формате «месяц к месяцу предыдущего года» фиксируется второй месяц подряд. Этот факт дает надежду на перелом ситуации в сторону стабилизации, а затем, возможно, и восстановления роста повседневного потребления. Об этом же могут говорить и возобновившие рост после продолжительной стабилизации показатели среднего чека.
За пять лет (с июня 2009 года) номинальные расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 68,5%. Накопленная инфляция за этот период (по данным Росстата) составила 45%. В реальном выражении повседневные расходы в июне 2014 оказались на 16% выше, чем в июне 2009.
Средняя начисленная заработная плата по экономике в целом выросла за эти пять лет в номинальном выражении на 75%, а средняя пенсия увеличилась в два раза. Таким образом, номинальный рост повседневных расходов за пять лет практически совпал с номинальным ростом заработной платы и доходов населения. Поскольку заработная плата составляет две трети от совокупных доходов населения, то доля расходов на повседневное потребление в совокупных потребительских расходах фактически вернулась к значениям пятилетней давности.
В 2010, 2011 и 2013 годах (до сентября) повседневные расходы росли опережающими темпами по сравнению с ростом доходов, и доля повседневного потребления в совокупных расходах росла. В 2012 повседневные расходы росли вровень с ростом номинальных доходов, и ситуация была стабильна. А с октября 2013 рост номинальных доходов существенно опережает рост номинальных повседневных расходов, и их доля в совокупном потреблении сократилась.
Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – июнь 2014 100% = январь 2008 года
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, июнь 2014
Доля продовольствия
В июне 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) немного возросла по сравнению с июнем 2013 и составила 57% против 53% годом ранее. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась и составила 43%.
С учетом изменения структуры можно сказать, что расходы на продукты питания за год выросли на 12%, а на непродовольственные товары повседневного спроса сократились на 5%. Это новая тенденция. С октября 2013 по март 2014 доля расходов на продукты снижалась в годовом выражении. В отдельные месяцы наблюдалось даже сокращение номинальных расходов на продукты питания на 12-15%. И вот теперь расходы на продукты начали восстанавливаться.
Города
В Москве в июне 2014 продолжилось снижение потребительской активности - минус 9% к маю, минус 11% к апрелю и минус 17% к марту. В столице сезонный спад идет по полной программе. И номинальное значение июня оказалось всего на 1,7% выше значения июня 2013. А с учетом инфляции приходится констатировать снижение реального уровня потребления на 5% в годовом выражении. Именно московские вялые показатели в июне ухудшили картину по стране в целом. За пять лет (с июня 2009) номинальные расходы москвичей выросли на 63%, а реальные – только на 12%. Кстати, последние 5-7 лет номинальная средняя заработная плата в столице растет немного медленнее, чем в других городах страны.
В Санкт-Петербурге повседневные расходы в июне снизились на 5% к маю, на 4% к апрелю и на 10% к марту. Таким образом, в северной столице сезонный спад пока менее сильный, чем в первопрестольной. По сравнению с июнем прошлого года номинальные расходы выросли здесь на 9,5%. Даже с учетом инфляции можно говорить о небольшом росте повседневных расходов – в пределах 2% в годовом выражении. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост повседневных расходов составил в Петербурге 84%, а реальный – около 27%. Кстати, и средняя заработная плата в Петербурге за пять лет выросла ощутимее, чем в Москве, хотя в абсолютном выражении она все еще ниже московской на 25-30%.
В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в июне снизилось к маю на 9%, к апрелю – на 2%, к марту – на 8%. И здесь сезонный спад пока в пределах обычного. По сравнению с июнем 2013 повседневные расходы в этих городах выросли на 10% в номинальном выражении и на 2,3% - в реальном. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 70%, а реальный - около 17-18%.
В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в июне снизились к маю и марту на 2%, а к апрелю, когда наблюдался серьезный спад, выросли на 7,5%. Так что здесь пока говорить о сезонных явлениях еще рано. По сравнению с июнем 2013 повседневное потребление в крупных областных центрах увеличилось номинально на 9,5%, а в реальном выражении – на 2%. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 74%, реальный – около 20%.
В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей повседневные расходы в июне снизились на 4,5% к маю, на 1,5% к апрелю и на 11,5% к марту. По сравнению с июнем прошлого года произошло снижение номинального потребления на 4,5%, а реального – на 11%. Скверные показатели средних городов подпортили годовую статистику по всей стране в целом. Если бы в этих городах был не спад, а хотя бы нулевой рост (в номинальном выражении), то общие цифры оказались бы на уровне майских показателей.
Доходные группы
Потребители с доходами ниже среднего уровня в июне снизили свои повседневные расходы по сравнению с маем только на 2%. А по ранению с апрелем они даже выросли на 12%, по сравнению с мартом – на 4%. Так что в этой группе пока никакого сезонного спада не наблюдается. За год повседневные расходы в этой группе выросли на 17% в номинальном и на 9% в реальном выражении. Вне всякого сомнения, в июне 2014 года именно эта группа потребителей вступила в качестве локомотива роста повседневных потребительских расходов. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил 82%, реальный – около 25%.
У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в июне снизились на 4,5% к маю, на 0,5% к апрелю и на 6% к марту. По сравнению с июнем 2013 номинальные расходы выросли на 4,5%. В реальном выражении (с учетом инфляции) повседневные расходы у этой группы снизились на 2,7% за год. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил только 61%, реальный – около 11%.
У потребителей с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в июне снизились сразу на 10% по сравнению с майским значением, на 7% к апрелю и на 14% к марту. Вот в этой группе сезонный спад проявился в полной мере. И летние отпуска, судя по всему, начались по расписанию. По сравнению с июнем прошлого года номинальные повседневные расходы у этой группы потребителей не изменились. В реальном выражении имеет место снижение расходов на 7 – 7,5%. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил только 45,5% - т.е. совпал с уровнем официальной потребительской инфляции.
Более скромные темпы роста повседневных расходов у этой группы, вероятно, не столько более медленными темпами роста доходов, сколько номинально относительно высоким уровнем повседневного потребления, достигнутого уже 5-7 лет назад. Из экономической теории давно известно, что после достижения точки насыщения дальнейший рост номинальных доходов приводит к пропорционально меньшему росту расходов на блага низшего порядка. А товары повседневного потребления, без сомнения, относятся именно к этой группе. Многолетние наблюдения Ромир уже многократно приносили многочисленные статические подтверждения основных постулатов экономической теории потребительского поведения.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Advertology.Ru
14.07.2014
Еще статьи по теме
- Взгляд на самые актуальные тренды рекламы Российского рынка 2024 (1) - 16.07.2024
- Шесть маркетинговых тенденций, за которыми стоит следить в 2024 году - 27.02.2024
- Тренды в мобильном маркетинге-2024 - 31.01.2024
- Тренды цифрового маркетинга в 2024 - 27.12.2023
- 5 трендов в промышленном дизайне 2023-2024 - 27.12.2023
- Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году - 22.12.2023
- Развитие рынка ивент-индустрии в 2023 году: тенденции и что ждать - 01.03.2023
- Future 5. Пять потребительских трендов на 2023 год - 24.01.2023
- 15 PR-трендов 2023 года – прогнозы для маркетинга и связей с общественностью - 24.12.2022
- 10 маркетинговых трендов, которые помогут завоевать аудиторию в 2023 году - 09.12.2022
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий