Анализ рынков

ИПА: повседневное потребление стабилизировалось

ИПА: повседневное потребление стабилизировалось

В июне 2014 года повседневные потребительские расходы снизились на 7% по сравнению с маем и на 2,3% по сравнению с апрелем. Это нормальное, традиционное сезонное снижение потребительской активности. 

По сравнению с июнем 2013 повседневные расходы номинально выросли на 4%. Увеличение расходов в годовом выражении фиксируется второй месяц подряд (в мае было +6%). Таким образом, тенденция к снижению потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года, наблюдавшаяся семь месяцев подряд, сменилась небольшим ростом. С учетом годовой инфляции в 7-7,5% реальные расходы в июне сократились на 3% по сравнению с июнем 2013 года. Наихудшие показатели по потребительской активности уже в который раз продемонстрировали москвичи, где повседневные расходы в июне снизились на 9% относительно мая. В полном объеме традиционный сезонный спад также демонстрируют горожане с высокими доходами – видимо, отпуска у них начались по расписанию.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в июне 2014 года повседневные расходы снизились на 7% в номинальном выражении по сравнению с показателями мая. Напомним, что в мае они выросли на 5% по сравнению с апрелем, что весьма необычно для этого месяца. Обычно уже в мае начинается сезонный спад потребительской активности, продолжающийся до осени. В этом году снижение началось только в июне.

По сравнению с апрелем повседневные расходы в июне сократились только на 2,3%. В прошлом году аналогичный показатель составлял 10%. В 2011 и 2012 гг. снижение июнь к апрелю было в пределах 5-6%. А в 2010 составило рекордные 11%. Так что нынешнее сезонное снижение даже можно назвать незначительным.

По сравнению с июнем 2013 года повседневные расходы населения в июне 2014 года выросли на 4% в номинальном выражении. С учетом инфляции потребительского рынка (7-7,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов в пределах 3%.

Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже девять месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда. Но если с октября по апрель снижение реальных повседневных расходов составляло 5-10% (месяц к месяцу предыдущего года), то в мае и июне оно составило только 1,5-3%. А вот заметный рост номинальных расходов в формате «месяц к месяцу предыдущего года» фиксируется второй месяц подряд. Этот факт дает надежду на перелом ситуации в сторону стабилизации, а затем, возможно, и восстановления роста повседневного потребления. Об этом же могут говорить и возобновившие рост после продолжительной стабилизации показатели среднего чека.

За пять лет (с июня 2009 года) номинальные расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 68,5%. Накопленная инфляция за этот период (по данным Росстата) составила 45%. В реальном выражении повседневные расходы в июне 2014 оказались на 16% выше, чем в июне 2009.

Средняя начисленная заработная плата по экономике в целом выросла за эти пять лет в номинальном выражении на 75%, а средняя пенсия увеличилась в два раза. Таким образом, номинальный рост повседневных расходов за пять лет практически совпал с номинальным ростом заработной платы и доходов населения. Поскольку заработная плата составляет две трети от совокупных доходов населения, то доля расходов на повседневное потребление в совокупных потребительских расходах фактически вернулась к значениям пятилетней давности.

В 2010, 2011 и 2013 годах (до сентября) повседневные расходы росли опережающими темпами по сравнению с ростом доходов, и доля повседневного потребления в совокупных расходах росла. В 2012 повседневные расходы росли вровень с ростом номинальных доходов, и ситуация была стабильна. А с октября 2013 рост номинальных доходов существенно опережает рост номинальных повседневных расходов, и их доля в совокупном потреблении сократилась.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – июнь 2014 100% = январь 2008 года

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, июнь 2014

Доля продовольствия

В июне 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) немного возросла по сравнению с июнем 2013 и составила 57% против 53% годом ранее. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась и составила 43%.

С учетом изменения структуры можно сказать, что расходы на продукты питания за год выросли на 12%, а на непродовольственные товары повседневного спроса сократились на 5%. Это новая тенденция. С октября 2013 по март 2014 доля расходов на продукты снижалась в годовом выражении. В отдельные месяцы наблюдалось даже сокращение номинальных расходов на продукты питания на 12-15%. И вот теперь расходы на продукты начали восстанавливаться.

Города

В Москве в июне 2014 продолжилось снижение потребительской активности - минус 9% к маю, минус 11% к апрелю и минус 17% к марту. В столице сезонный спад идет по полной программе. И номинальное значение июня оказалось всего на 1,7% выше значения июня 2013. А с учетом инфляции приходится констатировать снижение реального уровня потребления на 5% в годовом выражении. Именно московские вялые показатели в июне ухудшили картину по стране в целом. За пять лет (с июня 2009) номинальные расходы москвичей выросли на 63%, а реальные – только на 12%. Кстати, последние 5-7 лет номинальная средняя заработная плата в столице растет немного медленнее, чем в других городах страны.

В Санкт-Петербурге повседневные расходы в июне снизились на 5% к маю, на 4% к апрелю и на 10% к марту. Таким образом, в северной столице сезонный спад пока менее сильный, чем в первопрестольной. По сравнению с июнем прошлого года номинальные расходы выросли здесь на 9,5%. Даже с учетом инфляции можно говорить о небольшом росте повседневных расходов – в пределах 2% в годовом выражении. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост повседневных расходов составил в Петербурге 84%, а реальный – около 27%. Кстати, и средняя заработная плата в Петербурге за пять лет выросла ощутимее, чем в Москве, хотя в абсолютном выражении она все еще ниже московской на 25-30%.

В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в июне снизилось к маю на 9%, к апрелю – на 2%, к марту – на 8%. И здесь сезонный спад пока в пределах обычного. По сравнению с июнем 2013 повседневные расходы в этих городах выросли на 10% в номинальном выражении и на 2,3% - в реальном. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 70%, а реальный - около 17-18%.

В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в июне снизились к маю и марту на 2%, а к апрелю, когда наблюдался серьезный спад, выросли на 7,5%. Так что здесь пока говорить о сезонных явлениях еще рано. По сравнению с июнем 2013 повседневное потребление в крупных областных центрах увеличилось номинально на 9,5%, а в реальном выражении – на 2%. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 74%, реальный – около 20%.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей повседневные расходы в июне снизились на 4,5% к маю, на 1,5% к апрелю и на 11,5% к марту. По сравнению с июнем прошлого года произошло снижение номинального потребления на 4,5%, а реального – на 11%. Скверные показатели средних городов подпортили годовую статистику по всей стране в целом. Если бы в этих городах был не спад, а хотя бы нулевой рост (в номинальном выражении), то общие цифры оказались бы на уровне майских показателей.

Доходные группы

Потребители с доходами ниже среднего уровня в июне снизили свои повседневные расходы по сравнению с маем только на 2%. А по ранению с апрелем они даже выросли на 12%, по сравнению с мартом – на 4%. Так что в этой группе пока никакого сезонного спада не наблюдается. За год повседневные расходы в этой группе выросли на 17% в номинальном и на 9% в реальном выражении. Вне всякого сомнения, в июне 2014 года именно эта группа потребителей вступила в качестве локомотива роста повседневных потребительских расходов. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил 82%, реальный – около 25%.

У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в июне снизились на 4,5% к маю, на 0,5% к апрелю и на 6% к марту. По сравнению с июнем 2013 номинальные расходы выросли на 4,5%. В реальном выражении (с учетом инфляции) повседневные расходы у этой группы снизились на 2,7% за год. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил только 61%, реальный – около 11%.

У потребителей с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в июне снизились сразу на 10% по сравнению с майским значением, на 7% к апрелю и на 14% к марту. Вот в этой группе сезонный спад проявился в полной мере. И летние отпуска, судя по всему, начались по расписанию. По сравнению с июнем прошлого года номинальные повседневные расходы у этой группы потребителей не изменились. В реальном выражении имеет место снижение расходов на 7 – 7,5%. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил только 45,5% - т.е. совпал с уровнем официальной потребительской инфляции.

Более скромные темпы роста повседневных расходов у этой группы, вероятно, не столько более медленными темпами роста доходов, сколько номинально относительно высоким уровнем повседневного потребления, достигнутого уже 5-7 лет назад. Из экономической теории давно известно, что после достижения точки насыщения дальнейший рост номинальных доходов приводит к пропорционально меньшему росту расходов на блага низшего порядка. А товары повседневного потребления, без сомнения, относятся именно к этой группе. Многолетние наблюдения Ромир уже многократно приносили многочисленные статические подтверждения основных постулатов экономической теории потребительского поведения.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

unipack.ru
Advertology.Ru

14.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.03.2025 - 21:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация