Рейтинги

Реклама нуждается в лекарствах

Реклама нуждается в лекарствах

Производители лекарств и биологически активных добавок стали ключевой товарной категорией на рекламном рынке. Именно ее представители в прошлом году были наиболее активны на телевидении, а в десятку крупнейших рекламодателей страны впервые по итогам года вошел фармпроизводитель — швейцарская Novartis.

“Ъ” в пятый раз публикует рейтинг крупнейших рекламодателей страны. Как и год назад, приводятся затраты 50 компаний на закупки рекламы на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете. Вместе они потратили в 2013 году 136,5 млрд руб. с НДС, общие же затраты на рекламу в этих медиа (без учета контекстной интернет-рекламы), по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, достигли почти 319,2 млрд руб. также с НДС. Тем самым на присутствующих в топ-50 пришлось до 43% всех расходов на рекламу.

Традиционно рейтинг возглавляет американская Procter & Gamble (P&G) с бюджетом почти 8,079 млрд руб. Но на рекламном рынке существуют закупочные союзы, когда несколько компаний объединяют свои бюджеты, чтобы получить лучшие условия. Та же P&G уже второй год закупает рекламу вместе с Teva Pharmaceuticals, с которой производитель товаров повседневного спроса еще в 2011 году создал совместное предприятие для ведения общего бизнеса за пределами Северной Америки. Бюджет Teva (1,155 млрд руб.) рассчитывался исходя из тех условий, которые имеет P&G, и общие затраты двух компаний составили 9,234 млрд руб. По этому показателю P&G с Teva уступают другому альянсу — L’Oreal—Nestle. Эти два неизменно присутствующих в первой десятке рекламодателя вместе потратили в 2013 году 9,592 млрд руб., кроме того, еще почти 229 млн руб. пришлось на их совместный бизнес — косметологическую компанию Galderma. Таким образом, крупнейшим рекламодателем в России в прошлом году был все-таки альянс L’Oreal—Nestle. Среди других крупных закупочных союзов стоит отметить «Вымпелком» и «Евросеть», совладельцем которой является оператор связи. Вместе их рекламный бюджет, по версии AdIndex, равняется 4,626 млрд руб., что ставит этот альянс на пятое место после L’Oreal—Nestle, P&G с Teva, Mars Inc. и Unilever. Наконец, стоит отметить и союз Renault—Nissan, чьи общие затраты достигают почти 4,162 млрд руб. Это позволяет занять автоальянсу в рейтинге седьмое место.

Прокомментировать подсчеты AdIndex “Ъ” попросил фигурирующие в первой десятке компании. В P&G, PepsiCo и Nestle отказались от комментариев. В МТС отметили, что в 2013 году, как и планировали, сохранили рекламные затраты на уровне предыдущего года. В «Вымпелкоме» заявили, что получившийся у AdIndex рост рекламного бюджета компании «в целом переоценен», но, если говорить об общей картине, «вектор цифр по затратам похож на действительность». Остальные компании проигнорировали запросы “Ъ”.

Событием предыдущего рейтинга стало попадание в первую десятку по итогам 2012 года компании PepsiCo: с бюджетом 5,806 млрд руб. этот рекламодатель, ранее в топ-10 никогда не фигурировавший, занял сразу четвертое место. Просто перед этим американский производитель напитков и снеков консолидировал российский «Вимм-Билль-Данн», чьи рекламные бюджеты всегда были больше, чем у PepsiCo. По итогам 2013 года рекламодатель еще больше упрочил свои позиции — теперь он с бюджетом 7,073 млрд руб. занимает второе место, если рассматривать компании по отдельности, и третье — если учитывать закупочные союзы.

Но этот взлет прежде всего обусловлен методикой подсчета бюджетов. Год назад, при подготовке предыдущего рейтинга, большинство экспертов из рекламных агентств решили, что PepsiCo, наряду с P&G, L’Oreal—Nestle Unilever и Mars Inc., относится к первой группе рекламодателей, которая из-за большого объема закупок имеет на ТВ наилучшие условия (см. справку «Как считался рейтинг»). В этом году все опрошенные эксперты рекомендовали причислить PepsiCo ко второй группе рекламодателей, что автоматически подразумевает менее выгодные условия и, следовательно, большие затраты на телерекламу. Возможно, перевод в менее привилегированную группу связан с демаршем PepsiCo в четвертом квартале 2011 года. В конце того года компания, перед этим консолидировавшая рекламные рекламы для всех брендов PepsiCo и «Вимм-Билль-Данна» в одном агентстве, отозвала с телеканалов практически всю запланированную на тот период рекламу. Это не могло не испортить взаимоотношения рекламодателя и его агентства с телеканалами и их сейлз-хаусами: по сути, PepsiCo перечеркнула всю накопленную ранее «Вимм-Билль-Данном» историю закупок.

Главным событием этого рейтинга является появление в первой десятке фармпроизводителя. Впервые расположившаяся на девятом месте, если рассматривать компании по отдельности, и на десятом, если принимать во внимание закупочные союзы, швейцарская Novartis с бюджетом 3,984 млрд руб. символизирует ту ключевую роль, которую теперь на рекламном рынке играют производители лекарств и биологически активных добавок. По итогам 2013 года фармкомпании впервые по общим затратам на ТВ опередили многолетнего лидера среди товарных категорий — производителей продуктов питания, ранее констатировал аналитический центр «Видео Интернешнл» (АЦВИ). Бюджеты в первой категории увеличились за год сразу на 32%, до 25,3 млрд руб. с НДС, во второй — лишь на 3%, до 23,4 млрд руб., при этом в целом рекламные доходы телевещателей выросли на 9%, до 184,3 млрд руб.

Крупнейшей категорией рекламодателей фармкомпании являются и в центральной прессе: по данным АЦВИ, в 2013 году их общий рекламный бюджет в столичных и федеральных изданиях достиг 3,98 млрд руб., что на 3% больше, чем в 2012-м. В целом же рекламные доходы издателей упали почти на 11%, до 29,4 млрд руб. Высока зависимость от производителей лекарств и добавок и у радиовещателей. В сегменте московской и сетевой (когда один и тот же ролик транслируется во всех городах вещания) рекламы «медицина и фармацевтика» является второй по величине бюджета категорией с долей около 15—17%, что соответствует 1,4–1,6 млрд руб., оценивают в компании «Зефир медиа». В интернете, в сегменте медийной рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы), доля фармпроизводителей в общих рекламных затратах пока незначительна — по версии агентства Vizeum, всего 3%. Но именно эта категория в прошлом году показала наибольший прирост — сразу на 89%, до 584 млн руб. Лишь в наружной рекламе активность фармкомпаний невысока и, по оценке компании «ЭСПАР-Аналитик», не превышает 1% от общих затрат.

На этом фоне озвученная в прошлом году инициатива Минздрава полностью запретить рекламу безрецептурных препаратов представляет серьезную угрозу для медиакомпаний. Правда, пока до конкретных шагов дело не дошло. После того как в мае 2013 года министр Вероника Скворцова заявила, что «реклама лекарств должна исключиться», в Госдуму был внесен соответствующий законопроект, но он не был поддержан комитетом по охране здоровья и пока не дошел до первого чтения.

Сергей Соболев, "Коммерсант"
Advertology.Ru

18.03.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени

Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени
Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени. Книга нацелена на раскрытие существенных закономерностей европейского садово-паркового искусства Нового времени (в основном раннего Нового времени) – в его взаимодействии с историческим ландшафтом как таковым. Географический диапазон охватывает в основном Великобританию, Францию и Италию (равно как и Россию, осваивавшую, а затем и ощутимо дополнявшую западноевропейское садовое искусство), а хронологическая и стилистическая шкала – прежде всего, те столетия (XVI-XVIII вв.) и те художественные эпохи (от Ренессанса до раннего романтизма), когда парк и окружающая природа вовлекались в особенно активное и взаимопреображающее соседство. Сад и дикая природа концептуально намечены в качестве базисных топосов этого соседства и взаимодействия. Если в предыдущей книге доминировал именно «принцип рая» (как блаженной идиллии, предопределяющей ближние и дальние садово-природные виды), то в новых штудиях возобладает принцип «бури в саду», — бури как той универсальной метафоры, которая проявляется в своеобразном деструктивном созидании или созидательной деструкции, внедряющей в искусство вольницу природных стихий. Отдельные разделы посвящены: а) меняющемуся образу Матери-Природы в ее доброй и грозной ипостасях; б) иконографии и поэтике бури, ненастья и тени (с общими выводами о той «драме ландшафта», которая находит свое выражение и в поэтике садов); в) архитектуре и символике дикого сада, в том числе садовых руин; г) «руинам природы», т.е. тем компонентам художественного ландшафта (таким как гроты, водные каскады, заросли, скалы, фейерверки и т.д.), которые вносили в парк возвышенное обаяние дикой природы. Для исследования были привлечены многочисленные примеры из литературы, философии, изобразительных и прикладных искусств. Книга продолжает исследования, представленные в книге «Принцип рая. Главы из истории сада, парка и прекрасного вида» Книга будет интересна и философам, и историкам, и специалистам-искусствоведам (в том числе специалистам по ландшафтному дизайну), а также и всем тем, кому интересна тема символики природы в искусстве Нового времени. Данный труд создал Соколов Михаил Николаевич —  Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.04.2025 - 03:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация