Статьи

Плата за переход: как Parallels выиграла конкуренцию у Apple и VMware

Плата за переход: как Parallels выиграла конкуренцию у Apple и VMware

Российская компания завоевала 90% рынка приложений для запуска Windows-программ на Apple. Как удалось обойти глобальных конкурентов?

Совладельцы малоизвестной российской IT-компании Parallels Николай Добровольский и Сергей Белоусов сидели в переговорной в офисе Apple в Купертино (Калифорния). Переговоры шли уже полчаса, и предпринимателям было понятно, что они в тупике. Они привезли в Штаты разработку Добровольского — систему Parallels Desktop, позволяющую пользователю компьютеров с операционной системой Mac OS работать с программами, написанными под Windows. «Мы пробовали попасть в канал продаж Apple», — рассказывает Добровольский о событиях шестилетней давности. Главный разработчик Mac OS Бертран Серле и маркетолог Apple Фил Шиллер внимательно слушали, но к обсуждению практических шагов не переходили. Неожиданно в комнатку заглянул основатель Apple Стив Джобс. Поинтересовался, с кем общаются его менеджеры, стал задавать вопросы, а потом заявил: «Думаю, это имеет смысл сделать!» Так вспоминает тот переломный для него день Николай. Продавцы Apple стали предлагать его программу по всему миру.

Яблоку негде упасть

Массовые компьютерные программы — например, приложения Microsoft Office (Outlook, Word, Excel, PowerPoint и пр.) — давно создали для Apple, однако многих пользователей не устраивает их функциональная усеченность в отличие от Windows-версий. Несовместимость с Windows отрезала «яблочников» от огромного количества компьютерных игр и сайтов. Еще хуже с узкопрофессиональными задачами. Достаточно сказать, что массовый отечественный бухгалтерский пакет 1C до сих пор не имеет Apple-версии. В этом случае и требуется продукт Parallels Desktop. «Мне нужно было работать в клиенте 1C и Microsoft Project», — рассказывает руководитель дирекции системного интегратора TopS BI Тахир Абаев, воспользовавшийся в прошлом году Parallels Desktop для своего «Мака».

Весь мир увидел значок работающей Parallels на мониторах NASA во время трансляции с марсохода Curiosity в августе 2012 года.

Всего системой Parallels Desktop пользуется уже 4,5 млн человек; компания Добровольского и Белоусова контролирует около 90% продаж мирового рынка приложений для запуска Windows-программ на Apple. За прошлый год выручка от продажи копий программы, по словам источника, близкого к компании, составила около $60 млн — это примерно 25–30% бизнеса Parallels.

Добровольский был одним из создателей ООО «Параллели» в 1999 году и разработчиком отечественной технологии «виртуальных машин», которая легла в основу продукта. Технология нужна была создателям сайтов и программ, чтобы одновременно тестировать на компьютере запуск продукта в разных браузерах в  разных операционных системах. В 2004 году он сумел заинтересовать известного венчурного предпринимателя, соучредителя фонда Runa Capital, совладельца компаний Acronis (резервное копирование данных) и SWsoft (решения для веб-хостинга) Сергея Белоусова. «Это была отличная команда, большинство людей из которой до сих пор работают с нами», — говорит Белоусов.

После завершения длившейся несколько лет реорганизации, объединения с SWsoft и привлечения финансирования владельцами контрольного пакета в новой компании Parallels, зарегистрированной в Швейцарии, стали Белоусов и его партнер Илья Зубарев. Последний с состоянием $550 млн занимает 181-е место в рейтинге богатейших россиян Forbes, а вот Белоусов в рейтинг не входит, поскольку получил гражданство Сингапура. Основателям «Параллелей» и сотрудникам, получившим опционы, принадлежит 25% компании, еще четверть распределена между венчурными фондами (Bessemer, Insight VP, Intel Capital, Almaz,  Russia Partners).

По данным Parallels, основные рынки сбыта продукта — США (40%), Европа (40%), Япония (20%), а Россия занимает около 1%. Как российским предпринимателям удалось удержаться на мировом рынке, притом что почти одновременно с их программой появились предназначенные для тех же задач продукты Fusion от американской компании VMware и Boot Camp от самой Apple?

Встречный бой

В январе 2006 года Apple объявила о смене процессора PowerPC на Intel и с помпой представила первый плоский iMac. Именно тогда у Добровольского и Белоусова возникла идея: профессиональный программный продукт Parallels, немного доработав, можно продавать владельцам «Маков», чтобы те могли запускать программы для Windows. Уже через несколько месяцев Parallels представила решение в бета-версии. Ее продажи по $40 за копию за два месяца окупили $2 млн инвестиций в разработку.

Вышедшая одновременно Boot Сamp от Apple не смогла вытеснить Parallels с рынка, поскольку оказалась функционально слабее: она требовала перезагрузки компьютера при каждом переходе с Mac OS на Windows и обратно. Джобс оценил преимущества российской программы, включив Parallels в пакет для корпоративных клиентов Apple. Коммерческая Parallels Desktop стартовала в июне за $80, цена с тех пор не менялась.

Проблемы начались через год, когда первопроходца догнала VMware, выпустившая аналогичный продукт Fusion. Parallels к этому времени уже продала 600 000 копий, выпустила апгрейд и не подозревала, как дорого ей обойдется недооценка роли маркетинга — до сих пор на него не было потрачено ни рубля.

На старте VMware предложила американцам переподключение с российской программы за $50. Чуть позже на сайте о технологиях CNET вышел отчет, согласно которому Desktop проигрывал Fusion в скорости работы. Атака шла по всем фронтам: временами цена на Fusion падала до $10, а в интернете крутились вирусные ролики со «страшилками» о проблемах с работой «Маков», где закадровый голос сообщал: «Не хотите, чтобы у вас было так же, работайте на Fusion». К концу 2008 года, по данным агентства NPD, VMware отняла у Parallels половину ключевого американского рынка, на который приходилось 80% мировых продаж Parallels Desktop.

Сделав выводы, Parallels развернула ответную кампанию, предварительно «подкрутив» производительность продукта. Атаку начали в 2009 году с публикации вирусного ролика «I am on Mac», привлекшего внимание модным рэп-речитативом о преимуществах «Маков». За два месяца он собрал 1 млн просмотров, а совладелец и президент Parallels Яков Зубарев (брат Ильи) уверен, что благодаря ролику удалось продать несколько десятков тысяч копий продукта. В 2009 году обзоры отраслевых изданий, следившие за продуктами с подачи VMware, стали выходить в пользу Parallels.

MacTech посчитал, что Desktop на 14–20% быстрее Fusion и лучше подходит для 3D-игр.

Второй шаг Parallels — налаживание прямых продаж в крупнейших сетях потребительской электроники США, таких как Apple Store, Best Buy, Fry, Staples. До этого Parallels продавал Desktop в офлайне только через дистрибьютора, в разы теряя маржу и не контролируя обратную связь с потребителем. При этом маркетологи Parallels придумали «фишку», выпустив еще одну «коробку» с продуктом Parallels Desktop Switch to Mac. По сути, это тот же Desktop, но укомплектованный USB-кабелем и инструкцией, как быстро перенести данные с Windows-компьютера на Mac. На Switch to Mac пришлось не больше 10% продаж, но Parallels получил два места на полках Apple Store, а затем и других ритейлеров, что обеспечило большее присутствие, чем у VMware c «коробкой» Fusion. «Мы даже пытались заинтересовать продавцов Best Buy бонусами с продаж», — вспоминает Добровольский. Но получение наград плохо поддавалось контролю, и в Parallels ограничились обучением продавцов сетей.

VMware попыталась навязать конкуренту ценовую войну: в 2010 году она снизила цену на Fusion с $80 до $50, а затем запустила продукт Fusion Family Pack, позволяющий устанавливать одну лицензию на три компьютера в семье. У Parallels такого предложения не было, со всеми скидками три копии обходились покупателю в $130. «На этот раз наши продажи не просели», — радуется Добровольский.

Сегодня примерно 70% покупок программы Parallels Desktop идет через магазины, а VMware в 2012 году решила свернуть продажи в рознице. Как пояснил представитель VMware, Fusion — нишевый продукт и компания не видит смысла продавать его в магазинах. Экс-директор по маркетингу Deep Apple (поставщик Apple для IKEA, Счетной палаты РФ и др.) Дмитрий Дружинин считает, что у VMware просто «закончилось топливо»: «Видимо, они не достигли окупаемости, а бюджет на раскрутку продукта закончился».

Сейчас пользователи говорят на форумах, что программы одинаковы по скорости, но Fusion не хватает функционала: русификации, экспорта любого документа из Windows в PDF, а также приложения для iPad для работы в удаленном доступе. Parallels, наоборот, расширяет возможности продуктов. Новая разработка Parallels Access позволяет через iPad работать со всеми своими устройствами, будь то офисный компьютер или личный ноутбук, и набирает популярность быстрее, чем Desktop. Но сегодня владельцы Parallels уже не забывают направлять «десятки миллионов» долларов в год на маркетинг.

25.02.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (750)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Источник видео. Цитата: Источник видео. Цитата: ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (132)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». В России, в силу знака преобладания Систем ИСО>ЕСО, проблема адекватности ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (225)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата:Цитата: Zelensky’s Star Power Fades on Capitol Hill As the war drags ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...

на правах рекламы

27.09.2024 - 19:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация