Голландский быт да русский дух: встреча в Манеже
В ЦВЗ "Манеж" встретились голландский быт и русский дух. Обменяться бы им, как при Петре Великом, опытом. Голландцам - нашей веры и патриотизма, а нам - заморской дизайнерской хватки.
Голландский быт
Может быть, колониальная Европа в свое время подсмотрела у жителей восточных колоний, а, может быть, додумалась сама, но сегодня в моде не авторский дизайн, а ….аватарский. Выставка в Манеже «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма» намекает еще на одну причину явления: кризис.
Организатор выставки - Московский музей дизайна. Экспозиция представляет 41 перерождение предметов повседневности в нечто новое, эксклюзивное, душевное и полезное. Если говорить о приемах, то это соединение и растворение. Смотришь на вещи, и кажется, идея пришла мгновенно, а решение принято спонтанно.
Например, составить, сложить, склеить, связать несколько вещей, а лучше, их обломков вместе – и получить функциональное, но необычное целое. Особенно хорошо выходят кресла, скамейки, комоды, лежаки.
Или, наоборот, взять фрагмент, часть, ерунду какую-нибудь и «расколбасить», растянуть его до целого. Стул из авоськи, «облитые» единым цветом разномастные тарелки, шторы из обрезков ткани и так далее.
Есть замечательный ковер, рисунок на котором постепенно складывается из элементов и исчезает в созерцательной пустоте (совсем как человеческая жизнь). Белое поле символизирует младенчество. Потом появляются детские рисунки, которые сменяются юношеской экспрессией и, наконец – классическим ковровым орнаментом, а тот уходит в девственную пустоту то ли мудрости, то ли беспамятства.
Есть китайская ваза. Но не совсем. Как известно, в Китае все на свете тиражируется – особенность такая. Голландцы пошли дальше: взяли традиционную форму китайской вазы, а вместо цветочков и рыбок нанесли градиентом краски – в традиционном количестве. Получился китайский штрих-код.
Неповторимость этих вещиц в том, что они обозначают границу прежнего бытия, застывая на ней, будто в психоделическом сне. А типичность – в том, что они по-прежнему добротно сшиты, сбиты и склеены, как родные, и смогут послужить и детям вашим, и внукам. Только вот во что будут превращен этот бытовой бестиарий новой волной дизайна, сказать могут только голландцы – в рамках научной программы лекций и мастер-классов участников выставки. Среди них - и звезды, и начинающие. Выставка продлится до 12 января.
Русский дух
А до 19 января продлена другая выставка в Манеже – «Православная Русь. Романовы». Голландская выставка вещей и историческая выставка о русских царях совпали случайно. И вышло соседство не только мирского и имперского, голландского и русского, а соседство дизайна профессионального и любительского. Что, конечно, обидно, учитывая богатство содержания, высокий статус (выставка получила благословение патриарха, ее посетил президент, в ее составе – уникальный экспонат – чудотворная икона Федоровская – покровительница дома Романовых) и ориентацию на широкие массы детей и взрослых.
Взгляд художника и дизайнера мгновенно чувствует дискомфорт. Вот ряд замеченных недостатков.
Обширное пространство Манежа разделено на маленькие клетушки и создают эффект коммуналки, некоего бессистемного хаоса с весьма бледной навигацией, где не сразу поймешь, куда идти и где выход. А между тем, материал нуждается в последовательном и внимательном изучении.
Визуал непропорционально громоздок и тяжел – и по отношению к человеческому модулю, и по отношению к интерактивным устройствам – тач-скринам и т.д. Тут есть чему поучиться, например, у Еврейского музея, над которым работал опытный дизайнер-музейщик Ральф Аппельбаум. В Центре толерантности, как еще называют Еврейский музей, ничего не давит на зрителя и все располагает к диалогу, хотя предмет для разговора у «Романовых» неизмеримо больше.
Баннеры подсвечены красным и напоминают советские детские светильнички – все выглядит «сусально» и доморощенно. А экспонаты и документы поданы, что называется неаккуратно (есть такое понятие у выставочников). Стоит сравнить «Романовых» с экспозициями в Историческом музее – выводы будут не в пользу «Манежа».
Выставка призвана показать жизнь династии Романовых без прикрас, однако драматичность увеличенных во много раз фотографий в общем «дизайн-компоте» лишает выставку той торжественной ноты, которая ожидается при встрече с историей русских царей. Проект уникален тем. что балансирует на грани музея и храма. Но и музей, и храм предполагают четкую, ясную структуру повествования, яркие маркеры и сильное воздействие пространства. Даже если история трагична – дизайн должен организовать и поднять дух.
На "Романовых" громадные очереди - востребованность события сравнима с приездом в Москву "Пояса Богородицы". Что бы не воспользоваться случаем продемонстрировать аристократизм и вкус? Не будем судить и рядить, в чем тут дело, просто отметим: встретились случайно в Манеже голландский быт да русский дух. Обменяться бы им, как при Петре Великом, опытом. Голландцам бы - нашей веры и патриотизма отмерить, а нам - заморской дизайнерской жилки.
Advertology.Ru
15.11.2013
Еще статьи по теме
- В Санкт-Петербурге открылась выставка о киновселенной культового режиссера - 13.10.2022
- Выставка картин Ирины Савкиной в Порше - 19.05.2021
- РЕКТЭК 2021: масштабный нетворкинг рекламистов онлайн - 08.04.2021
- Первая экспозиция в ТРЦ "Щёлковский" будет посвящена экологическим проблемам - 15.01.2021
- В парке "Сокольники" открылась фотовыставка с участием известных спортивных тренеров - 19.10.2020
- Городская феерия. Русский плакат конца XIX - начала XX века - 19.02.2020
- К 155-летию Московский зоопарк представит выставку "Анималистика в графике" (1) - 23.01.2019
- Московские художники проведут тайную выставку-продажу своих работ в "Ашане" - 16.01.2019
- Открытие уникальной телевизионной выставки в Санкт-Петербурге! - 29.06.2018
- 12 апреля открывается выставка "Дизайн и Реклама" - 08.04.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий