Выгодный скандал, или как заработать $500 тыс. на календарях
Все чаще появляются небольшие компании, которые зарабатывают на имени известного политика. Одними из первых этот тренд заметили экс-студенты журфака МГУ, а сегодня совладельцы издательства «Факультет» Владимир Табак и Максим Перлин.
В прошлом году выпущенный их компанией календарь к дню рождения премьер-министра Владимира Путина вызвал настоящий фурор. Для большинства календарь стал акцией политической: одни поздравляли создателей с удачным пиаром премьера, другие всячески порицали их за ангажированность. Но в календаре было больше бизнеса, чем политики, говорит Владимир Табак. «Маркер» выяснил, сколько денег заработали на календаре его создатели.
Издательство «Факультет» возникло в 2007 году (сегодня ЗАО «Факультет», по информации ЕГРЮЛ, владеют Игорь Меркудинов (51%), Владимир Табак (39%), Максим Перлин (10%)). Студент четвертого курса Владимир Табак и студент второго курса факультета журналистики МГУ Максим Перлин захотели создать собственное дело. Бизнес-идея возникла из специфики учебы на журфаке. «Мы, как все, читали много книжек. В какой-то момент мы поняли, что ниша издания книг молодых писателей не занята, и решили попробовать издать свою книгу», - говорит Табак.
Деньги молодые предприниматели заняли у родителей. Потребовалось 200 тыс. рублей на первый выпуск. «Для нас тогда это была крупная сумма. Пришлось проделать большую работу по обзвону друзей-знакомых, которые работали в каких-то СМИ, в издательствах: «Можешь написать статью, мы издаем книгу, я свои деньги вложил, очень волнуюсь», - вспоминает Перлин.
Проект оказался успешным. Тираж в 5 тыс. экземпляров был распродан, издательство получило небольшую прибыль - 150 тыс. рублей. «Тут важно, что мы смогли вытащить такой крупный проект, потому что многие студенты начинают какое-то дело, но немногие доводят его до конца», - отмечает Табак. Дальше Табак и Перлин выпустили сборник «6 девушек, 6 историй». Книга презентовалась на журфаке МГУ и так же широко обсуждалась в СМИ. Многие говорили, что молодых студенток, произведения которых попали в сборник, выбирали, скорее, не по интеллектуальным, а по внешним факторам. После вышла еще одна книга - «6 девушек. Обнажая души». Для обложки девушки сфотографировались в обнаженном виде, как бы подтверждая теории о том, чем они намерены привлечь читателей.
С коммерческой точки зрения второй проект оказался более успешным - потрачено на выпуск книги тиражом 10 тыс. экземпляров 350 тыс. рублей, при этом заработали издатели уже около миллиона.
В 2009 году о молодых издателях узнали все: на молодежном форуме «Селигер-2009» они смогли донести информацию о своем бизнесе премьер-министру Владимиру Путину, а тот, в свою очередь, даже пообещал написать рецензию на одну из книг «Факультета».
Cейчас Табак утверждает, что календарь, выпущенный к дню рождения премьера через год после той встречи, - только бизнес. «Календарь все взорвал вокруг. На нем мы сделали хорошие деньги - тут речь уже шла примерно о 15 млн рублей», - говорит он. Максим Перлин добавляет, что календарь к дню рождения Путина стал самым продаваемым за всю историю календарей. «Мы напечатали его тиражом 100 тыс. экземпляров. Но потом к нам стали обращаться из-за рубежа, и мы стали продавать права на выпуск календаря на определенной территории. Большой интерес проявили Израиль, США, какие-то западные страны, в общем те, где живут наши соотечественники, - рассказывает Перлин. - Почему это выстрелило? - Потому что у нас в обществе не принято делать что-то забавное о первых лицах государства. У нас все либо боятся и не трогают эту тему, либо делают один сплошной негатив».
«Нас спрашивают - вы против Путина? Нет. Но мы и не за Путина, там нет каких-то призывов», - говорят издатели. Табак и Перлин уверены, что в течение 6 лет на имени премьер-министра можно будет делать неплохие деньги. А может, и в течение всех двенадцати.
Парадоксально, но те, кто не любит премьера, способствовали коммерческому успеху проекта даже больше, чем его поклонники. «Но нам политика неинтересна», - настаивают издатели. «Мы разбираемся в политической обстановке как люди с активной жизненной позицией, но не могу представить нас где-то на митинге», - утверждает Перлин.
Впрочем, журфаковцы и журналисты представить себе Владимира Табака на политических акциях все-таки могут - стоит вспомнить акцию у Белого дома «Пой, как Путин». Или на недавней встрече в МГУ с Дмитрием Медведевым, где, по свидетельствам очевидцев, Табак составлял списки допущенных журфаковцев.
В этом году к дню рождения Владимира Путина «Факультет» выпустил раскраски «Дима и Вова». Это картинки из жизни мальчиков, недвусмысленно напоминающих президента и премьера, которые снабжены простыми надписями. «В этом году Вова получил новый портфель» или «У Димы важная работа, он делает людей счастливыми». Стоимость раскраски от 100 до 150 рублей. «Мы не думаем, что прибыль от раскраски будет такой же, как от продажи календаря, но все-таки себестоимость ее очень маленькая, так что пару-тройку миллионов, наверное, она нам принесет», - отмечает Перлин.
Впрочем, серьезных планов по развитию издательства у владельцев нет. «Издавать художественную литературу мы точно больше не будем, - утверждает Табак. - Это очень муторно, прибыль небольшая. Маленькие игроки на этом рынке проигрывают».
«Именно поэтому мы издали календарь - это был поиск финансово выгодной идеи, - подчеркивает Перлин. - Мы будем концентрироваться на выпуске таких разовых, ярких проектов. Придумать можно очень много всего. Есть, например, книги, которые открываешь, а там объемная картинка. Никто никогда не издавал таких книг для взрослых. Можно выпустить «Камасутру» с такими картинками, люди будут это покупать, будут дарить друг другу».
Был и еще один побочный коммерческий эффект от выпуска календаря со студентками. «Нами заинтересовались компании, которые увидели, что мы можем проводить яркие пиар-акции в интернете, - говорит Табак. - Они понимают, что это минимальный рекламный бюджет и максимальный резонанс. На тот момент рекламных агентств, работающих только в сфере Digital (то есть социальные сети, «Твиттер»), практически не было. Мы предлагаем компаниям креативные решения, но специализируемся на вирусных роликах».
Табак и Перлин говорят, что берут большие деньги за свои услуги. «К нам обращаются серьезные компании, это не малый и не средний бизнес, - отмечает Табак. - Мы берем за свои услуги не меньше миллиона рублей». «При этом самый дорогой заказ - $500 тыс., - рассказывает Перлин. - Эта прибыль, конечно, не вся наша. Зачастую компании хотят, чтобы ролик для них снимал какой-то хороший режиссер, сами съемки могут стоить очень дорого при том, что на выходе они выглядят как любительская съемка».
Табак и Перлин отказываются говорить о своих клиентах, ссылаясь на пункт о неразглашении в договоре. «Но наши ролики периодически попадают в топы «Яндекса». Профессионал, когда видит какой-то качественный вирус, сразу может сказать, кто это сделал», - разъясняют они.
«Маркер» обзвонил несколько известных рекламных агентств, специализирующихся на «вирусах», но понять, какие именно ролики сделали ребята из «Факультета», не удалось. «Я никогда не слышал об их рекламных кампаниях», - говорит директор агентства «Сметана» Андрей Бузина. Он также отметил, что сумма в 15 млн рублей звучит несколько неправдоподобно - заказы в этой сфере редко превышают миллион рублей. Руководитель компании My Duck's vision Юрий Дегтярев говорит, что средняя стоимость вирусной рекламной компании составляет от 150 тыс. рублей до 3 млн. «Вряд ли кто-то в России заплатит за вирусное распространение 15 млн рублей, мне трудно в это поверить. Для рынка вирусной рекламы характерно преувеличение, - говорит Дягтерев. - И участники рынка всегда ссылаются на статью о неразглашении».
Издательство «Факультет» - не единственная попытка использовать премьер-министра для продвижения своей продукции. Летом в интернете появился ролик рэпера Эм Си Донателло, в котором тот рассказывает, как «задружился» с премьером в сети «В контакте», после чего его жизнь серьезно изменилась. Клип собрал более миллиона просмотров за неделю. Не все поняли, что клип создала продакшн-компания My Duck's vision и он будет использован в рекламных целях. «Мы раскрутили Эм Си Донателло и будем его использовать для продвижения какой-то продукции, и меньше всего я хочу кому-то доказывать, что этот проект не проплачен сверху. Стеб над политиками всегда был очень выгодным направлением для вирусных роликов, а особенно в предвыборный год», - рассказал «Маркеру» Дегтярев. Он так подчеркнул, что его не беспокоит, что ролики могут быть использованы политическими партиями в их собственных целях. My Duck's vision и «Факультет» не единственные, кто использовал образы премьера и президента. Компания Progrestar в этом году запустила онлайн-игру «Войнушка», главными героями в которой выступают Владимир Путин и Дмитрий Медведев. В интернете также продаются премьерские аксессуары - «Официальные запонки «Владимир Владимирович».
Advertology.Ru
02.11.2011
Комментарии
Написать комментарий