Авторынок переехал на треть
Продажи автомобилей в России в прошлом году выросли на 30% и приблизились к 2 млн машин. Однако в целом бренды первой десятки показали рост продаж ниже среднерыночного, а ряд японских марок - падение. Дилеры и участники рынка продолжают говорить о его неустойчивости и необходимости продления госпрограмм поддержки спроса, хотя и ждут продолжения роста в 2011 году.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах автомобилей в России в 2010 году - 1,9 млн машин, на 30% больше, чем в кризисном 2009 году. Самой продаваемой стала российская Lada. Среди иномарок наиболее популярны были Chevrolet, Kia и Renault. То, что рынок показал рост после крайне тяжелого 2009 года, "вселяет в нас оптимизм", тем более что цены на нефть остаются высокими, экономика укрепляется и вместе с тем растет уверенность потребителя, сказал вчера глава Ford в России Марк Овенден.
То, что продажи автомобилей в России в 2010 году вырастут, было ясно еще в сентябре - именно тогда рынок преодолел планку в 1,5 млн машин (уровень 2009 года). Вопрос был лишь в том, каким окажется рост. Причем этот вопрос оставался открытым до конца - АЕБ, например, несколько раз повышала прогноз продаж в сторону увеличения, и последний раз аналитики ассоциации повысили его в ноябре, потерпев очередную неудачу (прогноз был на уровне 1,8 млн машин).
Никаких сенсаций - перераспределения рыночных долей или прорывного старта продаж тех или иных моделей - рынок не преподнес. Lada, которая весь год пользовалась ажиотажным спросом по госпрограмме утилизации, а также Chevrolet, Kia и Renault лидировали в продажах уже по итогам первого полугодия. Из первой десятки брендов можно отметить лишь успех Nissan, который в предновогодние месяцы продавал столько же, сколько традиционно продают массовые марки в России (например, больше, чем Hyundai в декабре), и в результате в декабре сумел обойти Toyota, поднявшись с восьмое на седьмое место.
Но в целом марки первой десятки не показывают экстраординарных результатов: динамика продаж превышает рыночную только у Lada, Kia и Daewoo (48, 49 и 45% соответственно). Ряд японских марок даже показали падение: у Mazda продажи в 2010 году снизились на 19%, у Honda - на 22%, у Subaru - на 11%. Их положение усугубляется тем, что падение высчитывается к уже падающим продажам 2009 года, при этом, как уже неоднократно сообщал "Ъ", сбыт японских марок от кризиса пострадал сильнее всего (из-за курсовых разниц). В Mazda вчера пояснили "Ъ", что снижение в 2010 году объясняется недопоставкой автомобилей в Россию в первом полугодии, и подчеркнули, что сбыт марки во втором полугодии рос. Также падение в 2010 году показали традиционные аутсайдеры, например Geely, Alfa Romeo, Dodge или Chrysler, а также дорогие Cadillac, Hummer и Jaguar.
Самыми крупным игроком остается альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ (Renault владеет 25% акций завода), рыночная доля которого в 2010 году составила 36,5%, в первую очередь благодаря лидерству Lada. Второе место занимает концерн General Motors (8,3% рынка), у которого лучше всего продаются бренды Chevrolet и Opel. Третье место занимает VW AG (6,9% рынка) благодаря успешным продажам VW, Skoda и Audi.
Самыми продаваемыми автомобилями в 2010 году были машины Lada "классика" (влияние программы утилизации). Из иномарок самой популярной стал Ford Focus, причем, как отметили вчера в Ford, почти 40% продаж Focus пришлось на топовую комплектацию этой машины Titanium (680 тыс. руб. без действующих скидок). В Ford это трактуют как один из признаков роста уверенности потребителя. Второе место занял Renault Logan (был бестселлером в кризис).
То, что в АЕБ не смогли правильно спрогнозировать рост рынка в 2010 году, в ассоциации расценили как преимущество - по мнению главы комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, то, что Россия преодолела уровень продаж в 1,9 млн машин, означает, что она "вновь претендует на первенство среди авторынков Европы". В 2011 году, пообещал господин Томас, в России будет продано 2,24 млн машин, то есть рост рынка составит 17,9%, а докризисного уровня продаж в 3 млн машин Россия достигнет в 2012 году. Тогда она сможет обогнать крупнейший в Европе авторынок - Германию (2,9 млн машин в 2010 году, продажи падают). Этого аналитики ожидали до кризиса.
Впрочем, как считает директор по маркетингу "Соллерс" Валерий Тараканов, "прогноз продаж на 2011 год выглядит откровенно заниженным, а на 2012 год - завышенным". Поскольку программа утилизации продолжит действие, считает господин Тараканов, в целом будет продано около 2,4 млн. Но затем из-за отмены программ стимулирования спроса рынок несколько снизит темпы роста. Топ-менеджер напоминает, что если до кризиса прирост реального дохода потребителя в рублях оценивался в 10-12%, то теперь сократился втрое - до 3-4%. На фоне укрепления рубля, а значит, удорожания иномарок, а также сохраняющихся высоких ставок по автокредитам бурного роста рынка без программ стимулирования спроса ожидать не стоит, говорит Валерий Тараканов. То, что рынок вырос на 30% по итогам года,- "это по большому счету эффект низкой базы и ничего больше", соглашается и совладелец холдинга "Км/ч" Ленур Ислямов. Конечно, средний чек покупаемых автомобилей несколько вырос, но все равно рынок неустойчив, и, по мнению дилера, правительство вообще не будет отменять программу утилизации в этом году и "наверняка продлит ее на следующий".
14.01.2011
Комментарии
Написать комментарий