Статьи

Синдром WikiLeaks: технологию вызывали?

Синдром WikiLeaks: технологию вызывали?

Итак, создатель скандально известного сайта WikiLeaks австралиец Джулиан Ассанж добровольно явился вчера в лондонскую полицию, и был оставлен под стражей как минимум на неделю. Его сторонники атакуют разнообразные сайты, газеты публикуют новые порции разоблачений от WikiLeaks.

История далеко не закончена. Геополитический и социальный анализ происходящего будет, безусловно, познавателен и полезен, но неполон без понимания удивительно "вывернутой" логики мира информационных технологий.

Новые варвары у ворот старого Рима

Электронный документооборот принес в нашу жизнь невиданную ранее масштабируемость. Десятки тысяч оцифрованных документов можно в течение считанных минут сбросить на внешний носитель размером со спичечный коробок. Или за тот же срок слить во внешнюю сеть.

То, на что прежде потребовалось бы несколько суток напряженной работы целого коллектива, кубометр бумаги и ресурс нескольких копировальных аппаратов, ныне делается в одиночку, тихо и "без отрыва от производства".

А главное - цифровые материалы могут легко тиражироваться: технология копирования информации в сети по-прежнему совершенно бесплатна, хотя, кажется, далеко не всем это нравится. Такое положение вещей сохранится до тех пор, пока вся сколь бы то ни было конфиденциальная информация обрабатывается на более-менее стандартных компьютерах с типовым программным обеспечением.

Переводить же весь электронный документооборот на защищенные по самому высокому классу терминалы с полным журналированием всех транзакций (особенно же - фактов копирования информации) и запретов действий, в явном виде неразрешенных, выйдет слишком накладно.

Впрочем, там, где необходимо, это будет сделано и уже делается. Недаром в базе WikiLeaks отсутствуют документы верхних уровней секретности, к которым относятся несколько более внимательно, нежели к телеграммам о нравах президентов заморских режимов.

"С баб-ягами никчемушная борьба..."

Естественно, что после столь наглого афронта в виде опубликования дипломатической переписки веб-ресурс Ассанжа тут же принялись гнобить всеми располагаемыми силами и средствами. Силы государственным структурам не занимать, а вот со средствами дела обстоят гораздо хуже.

Степень остервенения, с которой принялись "регулировать" деятельность WikiLeaks, сопоставима разве что с бессодержательностью предпринимаемых действий.

Умиление вызывают "веерные отключения" национальных "зеркал" WikiLeaks. Сайт по-прежнему совершенно спокойно доступен по своему IP-адресу, который пресса уже успела окрестить "цифровым". Это тоже, по-видимому, временное явление. Центральный сайт, безусловно, задавят, но это уже не будет иметь никакого значения.

Особенно расстарался в деле борьбы с "вики-кротами" американский провайдер, хостивший головной домен WikiLeaks.org. Он решил не ограничиваться приостановлением доступа к сайту, а, ничтоже сумняшеся, сразу отозвал делегирование доменного имени, сославшись на шквал распределенных DoS-атак хакеров, парализующий работу сайта и "несущий критические риски для всей инфраструктуры хостинга".

Это, чтобы было понятно, выглядит примерно как отказ ГИБДД официально ставить на учет ваш новый автомобиль под предлогом того, что ваши машины слишком часто угоняют.

Вполне возможно, в ближайшее время возымеет эффект и давление на основные поисковые системы, которые перестанут индексировать крамольные материалы. Заодно окончательно перекроют официальные электронные "счета" для сбора пожертвований. Все это тоже не будет иметь никакого значения.

Не будите спящую собаку

Информация, распространяемая WikiLeaks, уже сохранена из сети локально и в случае тотальной блокады централизованного веб-доступа начнет распространяться иными способами. Через файлообменые сервисы с выкладыванием ссылок на скачивание на Интернет-форумах. Через распределенные пиринговые сети - и пусть кто-нибудь попробует побороться с десятками тысяч конечных пользователей, порционно раздающих эти материалы всем желающим.

Теми же способами будет доставляться конечному потребителю и новая "клубничка" из жизни мировой дипломатии - и первыми в очередь встанут представители СМИ, создавая спрос на рынке электронных утечек. Это даже не считая того, что одновременно с сетевой публикацией информация была разослана по редакциям крупнейших мировых газет. И это не считая обнародованных угроз Ассанжа в случае ареста "автоматически" опубликовать новые пакеты секретной переписки, уже заложенные в сети по правилу "мертвой руки" (в самое ближайшее время мы увидим цену этим обещаниям).

Грубая, но абсолютно достоверная аналогия, которая приходит в голову при первом взгляде на бессмысленную и беспощадную борьбу с сайтом WikiLeaks - легендарное залечивание первых симптомов сифилиса раствором марганцовки. Поначалу даже полегчает, но потом гарантированно будет еще хуже.

То же самое касается и ареста самого Ассанжа. К счастью для него самого (и к сожалению для его оппонентов), WikiLeaks на глазах перестает быть просто Интернет-ресурсом. Мощнейшая бесплатная реклама, сделанная делу Ассанжа истерическими и рефлекторными рывками правительственных чиновников, испытывающих нестерпимое аппаратное давление разгневанных "высших эшелонов", кажется, уже готова перевести количество в качество.

WikiLeaks из веб-сайта стал технологией и вполне может стать родом занятий (а для кого-то, быть может, и образом жизни). Чем больше его преследуют, и чем громче это делается, тем больше скоординированных последователей найдется у Джулиана Ассанжа по всему миру.

Сеть велика, и в ней живут тысячи людей, которые недовольны сложившейся ситуацией. В данном случае совершенно неважны причины, по которым это происходит - даже если этих людей всего лишь недолюбили в детстве. Согласно классической драматургии сюжета, достаточно было только один раз как следует надавить и создать яркий символ, а желательно - внести в картинку оттенок страданий за правое дело.

Похоже, государственные мужи управились с этой задачей на отлично. По законам жанра остается только "случайная" смерть основного фигуранта "от естественных причин" (например, "апоплексического удара" тупым и тяжелым предметом по голове), чтобы окончательно превратить его в чистого мученика. Впрочем, и эта смерть вряд ли радикально изменит уже сложившуюся картинку.

Для иллюстрации: можете ли вы себе представить размер очереди желающих поделиться приватной внутрикорпоративной информацией с человеком, который, подобно Ассанжу, рискнет ее опубликовать? С той-то легкостью "выноса с территории", которую мы уже обсуждали?
Сколько в мире среднего и средне-верхнего персонала, искренне ненавидящего собственное высшее руководство (причины неважны) и исподтишка желающего ему нагадить (важна возможность этого), если представится такой шанс?

Мелкая "подноготная" посольских депеш покажется невинными шуточками в сравнении с массивом грязного белья транснационального бизнеса, плотно увязанного с первыми политиками ведущих стран мира.

Забыть Герострата?

Современный Интернет живет в эпоху чистого, ничем не замутненного варварства, мощного, грубого, жизнелюбивого. Он упивается своим чисто детским ощущением всесильности и всезнания, зло посмеиваясь над "непродвинутыми" общественными институтами, то мешая им, то, нередко, способствуя отправлению важнейших функций гражданского общества - особенно когда типовые процедуры "реального мира" буксуют. На стороне новых варваров куда больше, чем общественное мнение (плевать они на него хотели, если уж совсем откровенно). Им "подыгрывает" вся современная инфраструктура сетей связи.

Право современных варваров есть их возможность. То, что может быть сделано чисто технически, обязательно рано или поздно будет сделано, как бы мы ни старались этого избежать.

Все так же, как и всегда, никакого отличия от реальной жизни. За одним исключением: Интернет сделал планету "большой деревней", где все друг друга знают (при этом практически ничего не зная друг о друге) и все обо всем осведомлены. В такой "коммуналке" WikiLeaks просто не мог не появиться. Не Ассанж, так кто-нибудь другой нанес бы удар всей мощью современных технических инноваций в самое сердце гуманитарной традиции старого мира: святую

Технологии просвечивают нас насквозь и медленно начинают менять даже те глухие углы, которые столетиями были недоступны и неизменны. Дело хулиганистого "программиста без определенного рода занятий" Джулиана Ассанжа - это всего лишь синдром, первый явственно услышанный всеми на планете звоночек: технология заявилась на наш порог и потребовала капитального ремонта жилища, настоятельно предъявляя свои права на место под солнцем.

Так ли уж на фоне этого важно, что от звонка дверь в уютное обиталище вылетела из проема вместе с косяком?

Константин Богданов, РИА Новости.
Advertology.Ru

08.12.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.11.2024 - 06:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация