Статьи

Шопинг на 600 миллиардов рублей

Шопинг на 600 миллиардов рублей

Специалисты Citibank совместно с инженерами российского Google представили результаты исследования рынка интернет-покупок в России. Исследование получилось оценочным, но оттого не менее любопытным. «Частный корреспондент» попробовал разобраться, кто, что и где покупает в интернете.

Строгим научным стандартам исследование, представленное 2 ноября 2010 года Citibank и Google, и вправду не очень соответствует, поскольку проводилось оно вовсе не социологическими методами (выберем генеральную совокупность, составим выборку, проведём опрос), а скорее путём data mining, то есть перекапывания данных, которые и у Citibank, и у Google и так уже есть. Банк всё прекрасно знает про своих клиентов - кто, что, когда и за сколько покупал. Поисковик тоже хорошо знает, но о своём - что ищут, что хотят купить. Информация о таких желаниях вовсе не тривиальна и настолько информативна, что уже весьма успешно используется в качестве вспомогательного инструмента, например, для прогнозирования распространения гриппа или перемен в экономических настроениях. Кроме того, у Google есть ещё и недавно запущенный (при участии IAB Europe и TNS) сервис для интернет-маркетологов «Потребительский барометр», данные которого при анализе российского рынка тоже использовались.

И хотя представители Citibank в ответ на вопрос «Частного корреспондента» заявили, что их исследование вполне репрезентативно по отношению к тем нашим согражданам, которые совершают покупки через интернет и имеют доход не меньше 500 долларов в месяц, подтвердить это весьма затруднительно, поскольку были обработаны данные 450 тыс. клиентов банка. Банка Citi, а не какого-то другого. Кроме того, поскольку платежи в интернете часто совершаются и вовсе без помощи банковских карт, а посредством платёжных систем, то тут авторам исследования пришлось полагаться на собственные оценки и оценки экспертов. Впрочем, даже учитывая все эти огрехи, результаты исследования всё равно крайне любопытны, а некоторые - совершенно неожиданны.

Оценка общего объёма интернет-розницы производит впечатление. По мнению авторов исследования, в 2010 году через интернет россияне потратят около 600 млрд рублей на разнообразные товары и услуги. Рынок рос последние три года примерно на 200 млрд в год и дорос до этого впечатляющего показателя. Правда, в сравнении с общим объёмом российской розницы это всего лишь 0,7%, а в какой-нибудь там Великобритании, на опыт которой для сравнения часто ссылались представители Citi и Google, рассказывая о своём исследовании, - аж 7%. Прогнозы на ближайшие годы, однако, не слишком утешительные: если на рынке не появится какого-то крайне востребованного товара или услуги, за которые будет удобнее всего платит через Сеть, рост объёма замедлится, но всё равно в 2012 году на интернет-покупки россияне потратят не менее 800 млрд рублей.

Кто же эти россияне, которые готовы тратить такие немалые деньги в интернете? Демографический портрет интернет-покупателей довольно сексистский и не слишком демократичный. В сравнении с клиентами офлайновой розницы, к которой относятся, в сущности, все жители страны, за исключением младенцев, среди интернет-покупателей в два раза больше мужчин, причём молодых (доминирует возраст от 25 до 40 лет). Кроме того, по преимуществу это профессиональные работники с высокой квалификацией. Самые заядлые онлайновые покупатели - менеджеры среднего и высшего звена и предприниматели. Несложно догадаться, что этот контингент и зарабатывает неплохо: они примерно на 30% состоятельнее обычных покупателей. Они и тратят с помощью банковских карт на 65% больше денег, чем покупатели обычной розницы. Примечательно, что при таком уровне трат и дохода онлайновые покупатели значительно менее склонны пользоваться кредитами: средний уровень их кредитных обязательств перед банком в два раза меньше офлайновых покупателей.

Пользуются онлайновыми магазинами, впрочем, не только те, кто в них покупает. Оценить уровень цен и узнать технические параметры товара - такое покупательское поведение стало уже обычным для российских интернет-пользователей. По данным «Потребительского барометра» Google, практически все пользователи Рунета - 88% - уже привыкли сначала выбирать товар в Сети, а уже потом приобретать его в офлайне.

Лидер продаж в интернете - билеты на транспорт. На эти услуги приходится почти половина всего объёма рынка: 35% денег в Сети россияне тратят на услуги авиакомпаний, 13% - на покупку железнодорожных билетов. Третий по популярности вид расходов - услуги турагентств: на них приходится 7% онлайновых трат. Четвёртое место по объёму рынка - 6% - занимают услуги связи. Зато оплата телекоммуникационных услуг - самый частый вид платежей. На него приходится 29% транзакций. На втором месте по популярности - железнодорожные билеты (14%) и онлайновая покупка музыки (10%).

Один из самых неожиданных результатов исследования Citi и Google связан как раз с онлайновыми платежами за услуги связи. Оказалось, что «большой тройкой» операторов мобильной связи - «Билайн», «Мегафон» и МТС - рынок вовсе не исчерпывается. На третье место по объёму платежей за телефонию в третьем квартале 2010 года, обогнав по этому показателю «Билайн», вышел сервис интернет-телефонии Skype, и объём платежей в его пользу продолжает расти.

Американский Skype не единственный в мире активной конкуренции международных компаний с отечественными интернет-сервисами за кошельки интернет-покупателей. Не менее показательна ситуация с онлайновыми магазинами. Среди самых крупных онлайновых «супермаркетов» в Рунете - по преимуществу американские Amazon, eBay и iTunes. И это притом что их функциональность для российского пользователя иногда - как в случае с iTunes - сильно урезана. Однако по объёму продаж именно магазин Apple почти в полтора раза опережает российский Ozon.ru, продажи которого стабилизировались.

Эти примеры демонстрируют глобальный характер интернет-торговли, в которой всё меньше значения имеют границы. Значительно важнее особенности работы российских таможни и почтовой службы. Но даже несмотря на эти препятствия, на покупки за рубежом приходится 57% всего рынка интернет-розницы. Причём больше половины платежей приходится на Люксембург, Великобританию и США. Удивительное для такой маленькой страны, как Люксембург, первое место (18% платежей в зарубежные страны) по популярности покупок у россиян объясняется просто - именно там расположены европейские штаб-квартиры крупнейших международных игроков онлайновой розницы.

По развитию интернет-торговли России далеко не только до Великобритании, но и до многих других развитых стран. Её развитие во многом останавливает недостаточное проникновение широкополосного доступа, без которого онлайновый шопинг не доставляет особой радости. Поэтому, по мнению авторов доклада со стороны Google, развиваться интернет-торговля будет прежде всего в крупных городах страны, где, по прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы ожидается бум развития широкополосного доступа. Доступ в Сеть, впрочем, - это ещё не всё. Не менее важно и повышение уровня жизни, от которого напрямую зависит и обладание подключённым к интернету компьютером, и обыкновение пользоваться банковскими карточками. И просто наличие средств: прогресс стоит денег.

Владимир Харитонов, "Частный корреспондент"
Advertology.Ru

03.11.2010

на печать


Комментарии

zolka
08.11.2010 11:01 | сообщение #1
 

Google uje dostal nas svoimi nenauchnimi issledovaniymi

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 18:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация