Есть мнение ...

Гуглокитай

Гуглокитай

Конфликт Google с правительством Китая наверняка войдёт в учебники новейшей истории. Причём пока довольно сложно сказать, в каком именно свете он будет в этих учебниках представлен и какие положения станет иллюстрировать. Тому есть две причины...

Во-первых, противостояние наверняка ещё не закончено, и развитие сюжета может иметь новый неожиданный поворот. Во-вторых, официальная версия происходящего не кажется достаточно логичной и убедительной, чтобы поверить в неё безоговорочно.

На всякий случай напомню вкратце, как было дело. Или скорее, что нам всем известно о том, как было дело.

Поскольку в Китае действует политическая цензура, то все провайдеры интернет-услуг обязаны обеспечивать фильтрацию контента. Под запретом, в частности, антиправительственные, сепаратистские ресурсы, порнография - официальный список состоит из девяти пунктов. Внутри страны проблема обычно решается оперативным выкорчёвыванием крамольного контента, а доступ к сомнительным ресурсам на зарубежных сайтах блокируется установленными у провайдеров прокси-серверами. Совокупность этих прокси-серверов часто называют «великим китайским файрволом».

Файрвол хоть и велик, но непостоянен. Время от времени какие-то ресурсы разрешают, потом запрещают опять. Это, конечно, касается не махровых оппозиционных сайтов вроде тех, что созданы оппозиционным движением «Фалуньгун» - они-то запрещены всегда, а просто заметных западных СМИ и социальных сетей. Сейчас, например, в Китае под запретом Facebook, Twitter, LiveJournal, Picasa - ресурсы, контент на которых сложно контролировать, поэтому проще запретить уж сразу оптом.

Естественно, цензура обратила внимание и на поисковые системы, выдававшие ссылки на «неправильную информацию», в том числе сайт Google.com - к ним просто запрещался доступ. Когда компания Google решила выйти на местный рынок и в начале 2006 года запустила локализованную китайскую версию поисковика, то ей волей-неволей пришлось ввести добровольную цензуру выдачи поисковых результатов. Анализируя, доступ к каким сайтам запрещён китайскими провайдерами, поисковые роботы Google составляли базу данных фильтруемых ресурсов. При обработке пользовательских запросов вместо ссылок на эти ресурсы поисковик демонстрировал предупреждающее сообщение о том, что некоторая информация не может быть показана.

Американские и китайские правозащитники, конечно, критиковали Google за пособничество режиму и ханжество, поскольку знаменитый неформальный лозунг корпорации «Don't be evil» вроде бы предполагает несколько менее конформистскую позицию. Google в ответ отбрёхивалась, что для китайских юзеров лучше такая кастрированная возможность пользоваться их лучшим на свете поисковиком, чем никакой. И все в общем понимали, что с китайским руководством всё равно ничего не поделаешь, а деньги зарабатывать как-то нужно. Да и не одна Google такая сговорчивая, Microsoft и Yahoo! в Китае ведут себя точно так же.

И так прошло четыре года.

12 января Google объявила в своём блоге, что ряд событий побудил компанию принять решение о прекращении цензуры выдачи поисковых результатов на китайском сайте Google.cn, чего бы ей это ни стоило: если «понадобится закрыть местный офис, закроем офис». Поводом для столь серьёзного заявления стали прошедшие в декабре 2009-го хакерские атаки на гугловскую инфраструктуру. Атаки эти исходили из Поднебесной и были направлены на взлом Gmail-аккаунтов китайских же правозащитников. Одновременно те же таинственные хакеры атаковали множество других американских компаний и пытались утянуть у них некие секреты.

22 марта Google выполнила своё обещание, переведя все поисковые запросы с Google.cn на гонконгский сайт Google.com.hk. При этом компания формально не нарушила китайские законы, требующие цензуры интернет-ресурсов на территории страны: Гонконг хоть и почти Китай, но особая экономическая зона, там порядки свои. Поскольку гонконгский сервер находится за пределами «великого китайского файрвола», его доступность зависит от отношения онлайновых цензоров Поднебесной: захотят - пропустят запрос, захотят - обрубят (что, собственно, и случилось на несколько часов в течении дня 30 марта).

В жизни китайских пользователей все эти нововведения Google, впрочем, мало что изменили. Хотя поисковик теперь и выдаёт линки на запрещённые ресурсы, посмотреть их содержимое всё равно нельзя - контент-то блокируется (кеш поисковой системы, естественно, тоже недоступен).

Это, собственно, были факты или, как принято писать в научных статьях, результаты исследования. Теперь переходим к разделу «Дискуссия».

Любой сторонний наблюдатель легко заметит несколько странностей в описанной цепочке событий.

Четыре года Google всё устраивало, тихо-мирно делали свой бизнес, завоевали 30% китайского поискового рынка, и вдруг «прошла любовь, завяли помидоры» из-за каких-то хакеров. Старший вице-президент компании Дэвид Драммонд (автор упомянутого сообщения в официальном блоге) в нескольких интервью объяснил, что хакеры были лишь последней каплей, а трения в отношениях с властями накапливались давно, и чем дальше, тем становилось только хуже. Ну, ладно, может быть.

Следующая странность: зачем было ждать два месяца, а не сделать всё сразу в январе, раз уж чаша терпения переполнилась? Тот же Драммонд поясняет, что, мол, пытались договориться с правительством, найти какие-то варианты. А какие, спрашивается, могли быть варианты после столь резкого январского заявления компании? В январском блог-посте Google хоть и не было прямо написано, что хакеры действовали по указке правительства Поднебесной, но это явно читается между строк. Очевидно, что после таких обвинений обидчивые китайцы не пошли бы ни на какие уступки.

Эти несообразности легко находят объяснение, если предположить, что Google не сама по доброй воле покинула Китай, а её вынудили это сделать власти. Возможную причину Драммонд назвал сам: нарастание напряжённости в отношениях. Как известно, китайцы очень болезненно воспринимают любые попытки иностранцев критиковать какие бы то ни было аспекты жизни в стране. Иностранная компания может вести бизнес в Срединной империи, только покорно приняв (хотя бы внешне) местные порядки. Не исключено, что Google просто в эти порядки не сумела вписаться. И когда положение стало критическим, пошла ва-банк, решив: уж если китайский рынок потеряли, то хотя бы репутацию борца за демократические идеалы упрочим.

Я вовсе не настаиваю, что дело было именно таким образом. Жизнь - штука странная, и иногда самые нелепые отмазки на поверку оказываются чистой правдой, а абсолютно стройные и логичные умозаключения - тщательно спланированной ложью. Вполне может быть, что Google пала жертвой обстоятельств и пыталась вести себя достойно - именно так, как диктует корпоративный слоган. Но то, что в этой истории с детективно-шпионским привкусом остаётся много недоговорённостей, несомненно.

И ещё один штрих. Мы уже привыкли воспринимать интернет как оперативный источник открытой и правдивой информации в противовес тщательно выверенным и срежиссированным информационным потокам традиционных СМИ. И неважно, что в Сети представлены все точки зрения «от циана до маженты». Нужно лишь подобрать правильные ключевые слова, и искомое обязательно найдётся. История с Google наглядно показывает ошибочность этих иллюзий. Интернет можно контролировать, равно как и любой другой канал поступления информации. Просто делать это чуть сложнее.

Владислав Бирюков, Частный корреспондент
Advertology.Ru

08.04.2010

на печать


Комментарии

up66
09.04.2010 20:42 | сообщение #1
 

Непонятна позиция китайских властей...варианты:
1. Собрались свой поисковик развивать?
2. Решили кардинальным образом покончить с присутствием гугла в китае?

В принципе, китайские поисковики от этого выиграли...теперь ждем прецедентов в нашей стране....благо свой поисковик есть и не один ))

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 18:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация