Гуглокитай
Конфликт Google с правительством Китая наверняка войдёт в учебники новейшей истории. Причём пока довольно сложно сказать, в каком именно свете он будет в этих учебниках представлен и какие положения станет иллюстрировать. Тому есть две причины...
Во-первых, противостояние наверняка ещё не закончено, и развитие сюжета может иметь новый неожиданный поворот. Во-вторых, официальная версия происходящего не кажется достаточно логичной и убедительной, чтобы поверить в неё безоговорочно.
На всякий случай напомню вкратце, как было дело. Или скорее, что нам всем известно о том, как было дело.
Поскольку в Китае действует политическая цензура, то все провайдеры интернет-услуг обязаны обеспечивать фильтрацию контента. Под запретом, в частности, антиправительственные, сепаратистские ресурсы, порнография - официальный список состоит из девяти пунктов. Внутри страны проблема обычно решается оперативным выкорчёвыванием крамольного контента, а доступ к сомнительным ресурсам на зарубежных сайтах блокируется установленными у провайдеров прокси-серверами. Совокупность этих прокси-серверов часто называют «великим китайским файрволом».
Файрвол хоть и велик, но непостоянен. Время от времени какие-то ресурсы разрешают, потом запрещают опять. Это, конечно, касается не махровых оппозиционных сайтов вроде тех, что созданы оппозиционным движением «Фалуньгун» - они-то запрещены всегда, а просто заметных западных СМИ и социальных сетей. Сейчас, например, в Китае под запретом Facebook, Twitter, LiveJournal, Picasa - ресурсы, контент на которых сложно контролировать, поэтому проще запретить уж сразу оптом.
Естественно, цензура обратила внимание и на поисковые системы, выдававшие ссылки на «неправильную информацию», в том числе сайт Google.com - к ним просто запрещался доступ. Когда компания Google решила выйти на местный рынок и в начале 2006 года запустила локализованную китайскую версию поисковика, то ей волей-неволей пришлось ввести добровольную цензуру выдачи поисковых результатов. Анализируя, доступ к каким сайтам запрещён китайскими провайдерами, поисковые роботы Google составляли базу данных фильтруемых ресурсов. При обработке пользовательских запросов вместо ссылок на эти ресурсы поисковик демонстрировал предупреждающее сообщение о том, что некоторая информация не может быть показана.
Американские и китайские правозащитники, конечно, критиковали Google за пособничество режиму и ханжество, поскольку знаменитый неформальный лозунг корпорации «Don't be evil» вроде бы предполагает несколько менее конформистскую позицию. Google в ответ отбрёхивалась, что для китайских юзеров лучше такая кастрированная возможность пользоваться их лучшим на свете поисковиком, чем никакой. И все в общем понимали, что с китайским руководством всё равно ничего не поделаешь, а деньги зарабатывать как-то нужно. Да и не одна Google такая сговорчивая, Microsoft и Yahoo! в Китае ведут себя точно так же.
И так прошло четыре года.
12 января Google объявила в своём блоге, что ряд событий побудил компанию принять решение о прекращении цензуры выдачи поисковых результатов на китайском сайте Google.cn, чего бы ей это ни стоило: если «понадобится закрыть местный офис, закроем офис». Поводом для столь серьёзного заявления стали прошедшие в декабре 2009-го хакерские атаки на гугловскую инфраструктуру. Атаки эти исходили из Поднебесной и были направлены на взлом Gmail-аккаунтов китайских же правозащитников. Одновременно те же таинственные хакеры атаковали множество других американских компаний и пытались утянуть у них некие секреты.
22 марта Google выполнила своё обещание, переведя все поисковые запросы с Google.cn на гонконгский сайт Google.com.hk. При этом компания формально не нарушила китайские законы, требующие цензуры интернет-ресурсов на территории страны: Гонконг хоть и почти Китай, но особая экономическая зона, там порядки свои. Поскольку гонконгский сервер находится за пределами «великого китайского файрвола», его доступность зависит от отношения онлайновых цензоров Поднебесной: захотят - пропустят запрос, захотят - обрубят (что, собственно, и случилось на несколько часов в течении дня 30 марта).
В жизни китайских пользователей все эти нововведения Google, впрочем, мало что изменили. Хотя поисковик теперь и выдаёт линки на запрещённые ресурсы, посмотреть их содержимое всё равно нельзя - контент-то блокируется (кеш поисковой системы, естественно, тоже недоступен).
Это, собственно, были факты или, как принято писать в научных статьях, результаты исследования. Теперь переходим к разделу «Дискуссия».
Любой сторонний наблюдатель легко заметит несколько странностей в описанной цепочке событий.
Четыре года Google всё устраивало, тихо-мирно делали свой бизнес, завоевали 30% китайского поискового рынка, и вдруг «прошла любовь, завяли помидоры» из-за каких-то хакеров. Старший вице-президент компании Дэвид Драммонд (автор упомянутого сообщения в официальном блоге) в нескольких интервью объяснил, что хакеры были лишь последней каплей, а трения в отношениях с властями накапливались давно, и чем дальше, тем становилось только хуже. Ну, ладно, может быть.
Следующая странность: зачем было ждать два месяца, а не сделать всё сразу в январе, раз уж чаша терпения переполнилась? Тот же Драммонд поясняет, что, мол, пытались договориться с правительством, найти какие-то варианты. А какие, спрашивается, могли быть варианты после столь резкого январского заявления компании? В январском блог-посте Google хоть и не было прямо написано, что хакеры действовали по указке правительства Поднебесной, но это явно читается между строк. Очевидно, что после таких обвинений обидчивые китайцы не пошли бы ни на какие уступки.
Эти несообразности легко находят объяснение, если предположить, что Google не сама по доброй воле покинула Китай, а её вынудили это сделать власти. Возможную причину Драммонд назвал сам: нарастание напряжённости в отношениях. Как известно, китайцы очень болезненно воспринимают любые попытки иностранцев критиковать какие бы то ни было аспекты жизни в стране. Иностранная компания может вести бизнес в Срединной империи, только покорно приняв (хотя бы внешне) местные порядки. Не исключено, что Google просто в эти порядки не сумела вписаться. И когда положение стало критическим, пошла ва-банк, решив: уж если китайский рынок потеряли, то хотя бы репутацию борца за демократические идеалы упрочим.
Я вовсе не настаиваю, что дело было именно таким образом. Жизнь - штука странная, и иногда самые нелепые отмазки на поверку оказываются чистой правдой, а абсолютно стройные и логичные умозаключения - тщательно спланированной ложью. Вполне может быть, что Google пала жертвой обстоятельств и пыталась вести себя достойно - именно так, как диктует корпоративный слоган. Но то, что в этой истории с детективно-шпионским привкусом остаётся много недоговорённостей, несомненно.
И ещё один штрих. Мы уже привыкли воспринимать интернет как оперативный источник открытой и правдивой информации в противовес тщательно выверенным и срежиссированным информационным потокам традиционных СМИ. И неважно, что в Сети представлены все точки зрения «от циана до маженты». Нужно лишь подобрать правильные ключевые слова, и искомое обязательно найдётся. История с Google наглядно показывает ошибочность этих иллюзий. Интернет можно контролировать, равно как и любой другой канал поступления информации. Просто делать это чуть сложнее.
Advertology.Ru
08.04.2010
Комментарии
Написать комментарий