Кризисное меню
Под влиянием кризиса многие россияне, конечно, вынуждены сокращать расходы на питание, но о массовом отказе от основных продуктов в течение последнего года говорить не приходится. Этот факт подтверждают результаты регулярных опросов общественного мнения, проводившихся в течение кризисных месяцев социологами из компании «Башкирова и партнеры».
В ходе исследования подтвердилось, что людей, вынужденных сократить расходы на питание, больше среди селян, чем среди горожан, а наиболее уязвимая возрастная группа потребителей - россияне старше 60 лет. А недифференцированный по социальным группам опрос, призванный отразить влияние экономического кризиса на потребление по группам товаров, выявил, в частности, что 5% россиян полностью отказались от мяса, 6% - от колбасы и мясных изделий, 3,5% - от молока. Таким образом, диета многих наших сограждан по-прежнему далека даже от незамысловатой модели потребительской корзины.
В исследованиях социологов шла речь только о продуктах основной группы, входящих в потребительскую корзину, - молоке и молочных продуктах, хлебе, крупах, растительном и сливочном масле, мясе и мясных изделиях, овощах и фруктах. Опросы проводились среди 1500 респондентов в семи федеральных округах. Социологи сравнивали различные группы общества: молодежь и пенсионеров, женщин и мужчин, горожан и селян.
В ходе опросов проявилось существенное различие в уровне потребления между пенсионерами и молодежью 18-29 лет. Молодые люди вдвое реже признавались в том, что сокращают расходы на питание, нежели пожилые россияне. В частности, пришлось из-за кризиса сократить расходы на мясо 42,4% пенсионеров и 24,5% молодых, на колбасу и мясные изделия в этих группах тратят меньше соответственно 42,5 и 17,9% респондентов, на сыр - 37,3 и 13,8%, а на овощи и фрукты - 23,7 и 12,1%. Большой разрыв между этими группами потребителей наблюдался и ранее, пояснили в компании «Башкирова и партнеры», схожие результаты социологи получили и летом этого года, когда последний раз проводили аналогичное исследование.
Достаточно предсказуемыми были и результаты сравнения уровня потребления в городах и сельской местности - с советских времен ситуация практически не изменилась. «Село живет значительно хуже, - отметила в беседе с корреспондентом гендиректор компании «Башкирова и партнеры» Елена Башкирова. - Характерно, что здесь траты сократились абсолютно на все продукты. Селяне и раньше жили плохо, а теперь еще хуже, горожане же оказались в более благоприятной ситуации». Согласно данным исследования, значительно сократили свои расходы на молоко 12,9% горожан и 17% сельских жителей, на мясо - 32,1 и 39,5% респондентов, на колбасу и мясные изделия - 26,3 и 39,4% соответственно. Как отмечают социологи, эта тенденция характерна не только для молока, мяса и мясных изделий, но и для всех других основных категорий товаров, за исключением хлеба и крупы. Здесь доли респондентов, значительно сокращающих расходы, на селе и в городе примерно равны (7-8%).
Отдельно социологи изучили и различие в уровне потребления между мужчинами и женщинами. Женщинам, как показывало и предыдущее исследование, в кризис живется сложнее, чем мужчинам, -- они чаще сообщают, что вынуждены сокращать расходы на основные продукты питания.
«Больше всего меня пугает, что 5% населения вообще отказались от мяса. Это же миллионы в масштабах страны», -- говорит г-жа Башкирова. По ее словам, довольно высок и процент отказавшихся от других основных продуктов: 6% россиян вычеркнули из собственного меню колбасу и мясные изделия, 5,5% -- сыр, 3,5% -- молоко, 2,5% -- рыбу. Чуть меньше показатели по хлебу и крупам (0,9 и 1,3% соответственно), растительному маслу (1,2%) и овощам и фруктам (1,9%). Правда, по сравнению с результатами июньского соцопроса все же наблюдается положительная динамика потребления некоторых продуктов. Так, на 10% уменьшилась доля респондентов, значительно сокращающих расходы на молоко и молочные продукты, на 5,4% - количество экономящих на сыре.
«Не думаю, что с июня чрезвычайно изменилось положение в лучшую сторону, - предполагает Елена Башкирова. -- Видимо, люди приспособились, успокоились и поняли, что в условиях кризиса можно жить и не отказываясь от многих продуктов». Комментируя итоги исследований, она отметила, что в целом «по сравнению с июнем наблюдается тенденция к стабилизации ситуации». Правда, давать прогноз на будущее социолог не решилась. Она подчеркивает, что потребление зависит от целого ряда факторов - от психологического настроя россиян до уровня инфляции в стране. «Кризис не привнес принципиально новых проблем, он проявил старые, - говорит г-жа Башкирова. - Очевидно, что независимо от кризиса страдают пенсионеры, жители сел и молодые россияне, у которых нет богатых родителей. Менять потребительскую корзину и независимо от кризиса нужно, об этом уже давно говорят эксперты».
В какой-то степени мнение экспертов, видимо, разделяют и власти. На последнем заседании Совета безопасности, где обсуждалась доктрина продовольственной безопасности, президент Дмитрий Медведев отметил, что по целому ряду показателей диета россиян не дотягивает до рекомендуемых норм полноценного питания. В России, по данным президента, обеспеченность продуктами по отношению к рекомендуемым нормам по мясу и молоку ниже на 25%, рыбе - на 45%, по овощам - также на 25%.
Правда, власти в обсуждении продовольственной корзины россиян намеренно смещают акценты в сторону безопасности, выводя на первый план вопросы способности страны к самостоятельному обеспечению своих граждан основными продуктами. Между тем у потребительской корзины -- модели условной, но необходимой для проведения расчетов прожиточного минимума и различных социальных выплат -- есть и вполне политический аспект. Изменение потребительской корзины и, следовательно, повышение привязанного к ней прожиточного минимума весьма наглядно демонстрирует уровень бедности населения страны -- к беднякам автоматически причисляются граждане с доходами ниже этого минимума. Как отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, последние пересмотры потребительской корзины и прожиточного минимума проводились в те годы, когда росли средние доходы населения. Соответственно правительство позволяло себе увеличить показатели потребления по ряду продуктов без опасности повысить число официальных бедняков. «Сейчас ситуация другая и увеличение показателей по потребительской корзине напрямую ведет к увеличению показателя бедности», - говорит г-н Гонтмахер. По его мнению, очередной пересмотр параметров может и не состояться, хотя согласно законодательству потребительская корзина в России должна меняться каждые пять лет и по графику следующая «ревизия» намечена на 2011 год.
«Если будет кризис, то я думаю, правительство выйдет с предложением к Государственной думе не пересматривать потребительскую корзину или проведет эту процедуру формально, символически увеличив потребление, скажем, колбасы на два грамма», - считает эксперт.
Advertology.Ru
15.12.2009
Комментарии
Написать комментарий