Новости

Кризисное меню

Кризисное меню

Под влиянием кризиса многие россияне, конечно, вынуждены сокращать расходы на питание, но о массовом отказе от основных продуктов в течение последнего года говорить не приходится. Этот факт подтверждают результаты регулярных опросов общественного мнения, проводившихся в течение кризисных месяцев социологами из компании «Башкирова и партнеры».

В ходе исследования подтвердилось, что людей, вынужденных сократить расходы на питание, больше среди селян, чем среди горожан, а наиболее уязвимая возрастная группа потребителей - россияне старше 60 лет. А недифференцированный по социальным группам опрос, призванный отразить влияние экономического кризиса на потребление по группам товаров, выявил, в частности, что 5% россиян полностью отказались от мяса, 6% - от колбасы и мясных изделий, 3,5% - от молока. Таким образом, диета многих наших сограждан по-прежнему далека даже от незамысловатой модели потребительской корзины.

В исследованиях социологов шла речь только о продуктах основной группы, входящих в потребительскую корзину, - молоке и молочных продуктах, хлебе, крупах, растительном и сливочном масле, мясе и мясных изделиях, овощах и фруктах. Опросы проводились среди 1500 респондентов в семи федеральных округах. Социологи сравнивали различные группы общества: молодежь и пенсионеров, женщин и мужчин, горожан и селян.

В ходе опросов проявилось существенное различие в уровне потребления между пенсионерами и молодежью 18-29 лет. Молодые люди вдвое реже признавались в том, что сокращают расходы на питание, нежели пожилые россияне. В частности, пришлось из-за кризиса сократить расходы на мясо 42,4% пенсионеров и 24,5% молодых, на колбасу и мясные изделия в этих группах тратят меньше соответственно 42,5 и 17,9% респондентов, на сыр - 37,3 и 13,8%, а на овощи и фрукты - 23,7 и 12,1%. Большой разрыв между этими группами потребителей наблюдался и ранее, пояснили в компании «Башкирова и партнеры», схожие результаты социологи получили и летом этого года, когда последний раз проводили аналогичное исследование.

Достаточно предсказуемыми были и результаты сравнения уровня потребления в городах и сельской местности - с советских времен ситуация практически не изменилась. «Село живет значительно хуже, - отметила в беседе с корреспондентом гендиректор компании «Башкирова и партнеры» Елена Башкирова. - Характерно, что здесь траты сократились абсолютно на все продукты. Селяне и раньше жили плохо, а теперь еще хуже, горожане же оказались в более благоприятной ситуации». Согласно данным исследования, значительно сократили свои расходы на молоко 12,9% горожан и 17% сельских жителей, на мясо - 32,1 и 39,5% респондентов, на колбасу и мясные изделия - 26,3 и 39,4% соответственно. Как отмечают социологи, эта тенденция характерна не только для молока, мяса и мясных изделий, но и для всех других основных категорий товаров, за исключением хлеба и крупы. Здесь доли респондентов, значительно сокращающих расходы, на селе и в городе примерно равны (7-8%).

Отдельно социологи изучили и различие в уровне потребления между мужчинами и женщинами. Женщинам, как показывало и предыдущее исследование, в кризис живется сложнее, чем мужчинам, -- они чаще сообщают, что вынуждены сокращать расходы на основные продукты питания.

«Больше всего меня пугает, что 5% населения вообще отказались от мяса. Это же миллионы в масштабах страны», -- говорит г-жа Башкирова. По ее словам, довольно высок и процент отказавшихся от других основных продуктов: 6% россиян вычеркнули из собственного меню колбасу и мясные изделия, 5,5% -- сыр, 3,5% -- молоко, 2,5% -- рыбу. Чуть меньше показатели по хлебу и крупам (0,9 и 1,3% соответственно), растительному маслу (1,2%) и овощам и фруктам (1,9%). Правда, по сравнению с результатами июньского соцопроса все же наблюдается положительная динамика потребления некоторых продуктов. Так, на 10% уменьшилась доля респондентов, значительно сокращающих расходы на молоко и молочные продукты, на 5,4% - количество экономящих на сыре.

«Не думаю, что с июня чрезвычайно изменилось положение в лучшую сторону, - предполагает Елена Башкирова. -- Видимо, люди приспособились, успокоились и поняли, что в условиях кризиса можно жить и не отказываясь от многих продуктов». Комментируя итоги исследований, она отметила, что в целом «по сравнению с июнем наблюдается тенденция к стабилизации ситуации». Правда, давать прогноз на будущее социолог не решилась. Она подчеркивает, что потребление зависит от целого ряда факторов - от психологического настроя россиян до уровня инфляции в стране. «Кризис не привнес принципиально новых проблем, он проявил старые, - говорит г-жа Башкирова. - Очевидно, что независимо от кризиса страдают пенсионеры, жители сел и молодые россияне, у которых нет богатых родителей. Менять потребительскую корзину и независимо от кризиса нужно, об этом уже давно говорят эксперты».

В какой-то степени мнение экспертов, видимо, разделяют и власти. На последнем заседании Совета безопасности, где обсуждалась доктрина продовольственной безопасности, президент Дмитрий Медведев отметил, что по целому ряду показателей диета россиян не дотягивает до рекомендуемых норм полноценного питания. В России, по данным президента, обеспеченность продуктами по отношению к рекомендуемым нормам по мясу и молоку ниже на 25%, рыбе - на 45%, по овощам - также на 25%.

Правда, власти в обсуждении продовольственной корзины россиян намеренно смещают акценты в сторону безопасности, выводя на первый план вопросы способности страны к самостоятельному обеспечению своих граждан основными продуктами. Между тем у потребительской корзины -- модели условной, но необходимой для проведения расчетов прожиточного минимума и различных социальных выплат -- есть и вполне политический аспект. Изменение потребительской корзины и, следовательно, повышение привязанного к ней прожиточного минимума весьма наглядно демонстрирует уровень бедности населения страны -- к беднякам автоматически причисляются граждане с доходами ниже этого минимума. Как отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, последние пересмотры потребительской корзины и прожиточного минимума проводились в те годы, когда росли средние доходы населения. Соответственно правительство позволяло себе увеличить показатели потребления по ряду продуктов без опасности повысить число официальных бедняков. «Сейчас ситуация другая и увеличение показателей по потребительской корзине напрямую ведет к увеличению показателя бедности», - говорит г-н Гонтмахер. По его мнению, очередной пересмотр параметров может и не состояться, хотя согласно законодательству потребительская корзина в России должна меняться каждые пять лет и по графику следующая «ревизия» намечена на 2011 год.

«Если будет кризис, то я думаю, правительство выйдет с предложением к Государственной думе не пересматривать потребительскую корзину или проведет эту процедуру формально, символически увеличив потребление, скажем, колбасы на два грамма», - считает эксперт.

Время новостей
Advertology.Ru

15.12.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 14:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация