Есть мнение ...

Авторская рента – в пределах разумного

Авторская рента – в пределах разумного

На днях Российское Авторское Общество добилось от Комитета по культуре Госдумы РФ решения принудить кинотеатры отчислять 3% кассовых сборов за музыку в кинофильмах

Наверное, мало найдется тех, кто против получения авторами достойного вознаграждения за свои творческие усилия. Оглядываясь вокруг, мы видим множество ситуаций, где могла бы по-хорошему проявить себя энергия Российского авторского общества (РАО). Это и огромный размах торговли нелицензионной продукцией (музыка, фильмы, софт), как на улицах, так и в Интернете. Это и нарушение прав молодых авторов, которые не от хорошей жизни вынуждены подвизаться в роли «литературных негров» у более известных коллег (права которых затем защищает РАО). Это и отсутствие в стране удобной инфраструктуры (компьютерной системы), позволяющей любому автору обращаться к потребителям напрямую и на законных основаниях получать вознаграждение без посредников и комиссионеров. Однако в поле зрения РАО почему-то попадает активность совсем другого рода: когда для пополнения своего кошелька оно использует зацепки, которые с точки зрения нормального гражданина кажутся нелепыми и заведомо несправедливыми.

Так, на днях, по настоянию РАО, Комитет по культуре Госдумы РФ принудил кинотеатры перечислять 3% кассовых сборов за музыку в кинофильмах. Понятно, что все такого рода сборы в конечном итоге имеют один источник - карман потребителя. Получается, что человек пришел посмотреть кино, а ему, по «хорошей» советской привычке, «в нагрузку» еще и втюхали «музыку от фильма», как отдельный продукт и за отдельную плату.

Другой пример. В конце августа сего года Росохранкультура все-таки отказала РАО в праве требовать компенсацию с хозяев гостиниц за то, что в их номерах доступны телевидение и радио и, таким образом, как бы осуществляется «публичная передача продуктов авторского права». Для того чтобы отбить эту атаку РАО, потребовалась экспертиза Российской академии правосудия. Хозяевам гостиниц повезло, а вот другие общественные площадки (магазины, бары, маршрутные такси), где идет трансляция теле- или радиоэфира в «фоновом» режиме, все еще являются предметом притязаний со стороны РАО. Хотя, казалось бы, за эту трансляцию уже один раз уплачено создателями эфира.

Конечно, неумеренные притязания РАО - при одновременном неумении защищать законные права авторов, - это общая родовая черта нашей эпохи. То же самое можно сказать о российских чиновниках: не способные, по общему мнению, преодолеть ключевые проблемы страны, они, тем не менее, «вполне успешно» донимают граждан и бизнес различными мелочными запретами, поборами, нелепо раздувшимися акцизами и т.д.

Поражает вот что: желание использовать любые технические зацепки, чтобы заработать на авторских правах, отнюдь не стесняясь мнением граждан, даже не думая согласовывать свои усилия с общепринятыми представлениями о справедливости, о мере. А ведь авторское право не свалилось с неба - это общественная санкция. Все законы о защите авторских прав существуют только до той поры, пока общество считает это разумным и полезным - в своих собственных интересах. Подобного же рода поползновения постепенно разрушают позитивный образ защитников авторских прав. Они преподносят правообладателей в виде этаких беспринципных корыстных дельцов с загребущими руками, которые за лишнюю копейку готовы доставить обществу максимум неудобств. В конце концов, это приведет к тому, что «караул устанет», и авторские права будут сведены к «средневековому минимуму». Прогресс тоже не стоит на месте, в ответ на жадность и притязания РАО появятся контрмеры, например: музыку для фильмов и эфира будут создавать компьютерные программы, а авторы-рентовзиматели останутся не у дел. 

Большую часть истории человечества автор получал лишь небольшой гонорар, необходимый для выживания, и был доволен уже тем, что его творчество доступно людям, что его знают и любят. Микеланджело не стоял у входа в Сикстинскую капеллу и не брал с каждого входящего мзду за просмотр. Бах не колесил по Германии в поисках органистов, «без лицензии» исполняющих его музыку. Когда Моцарт слышал исполнение своих мелодий где-то на улицах или в кабачках, он радовался, а не горевал от сознания недополученной ренты. И вряд ли на каком-нибудь венском балу вы нашли бы сверхпопулярного Штрауса, неумолимо требующего возмещения, расталкивая дам и кавалеров. Но можно ли сравнивать современных творцов с фигурами ранга Баха, Моцарта, Штрауса? Ответ, по-моему, очевиден.

Парадокс: чем сильнее защищены авторские права, тем меньше становится имен, которые достойны такой защиты. По большей части творения современных авторов, особенно в сфере музыки, оказываются вторичными поделками, эксплуатирующими общее культурное наследие «незащищенной» эпохи. Кто такой современный автор? Это человек, полностью обязанный своим творчеством обществу: оно дало ему образование, оно познакомило его с культурным наследием тысячелетий (а на его сохранение затрачиваются немалые деньги налогоплательщиков). И вот, слегка обработав на новый лад какую-нибудь тему Баха или Моцарта, он предъявляет этому обществу претензию на пожизненную ренту, которую готов взимать буквально любой ценой и при любой возможности, как какой-нибудь средневековый феодал, перегородивший дорогу.

Закономерно, что система, которая возводит авторскую ренту в абсолют, в конечном счете бьет и по самим авторам, когда они становятся заложниками тех ограничений, которые созданы якобы для из защиты. Яркий пример - история с группой Deep Purple, которая, согласно решению суда, незаконно исполнила свои же собственные произведения в Ростове-на-Дону. За каждую собственную песню, спетую Deep Purple без лицензии РАО, местный районный суд постановил взыскать по 30 000 рублей в пользу РАО, «для дальнейшей выплаты авторам»...

Генеральный директор Промышленно-консалтинговой группы «Развитие» Виктор Кухарский
Advertology.Ru

28.09.2009

на печать


Комментарии

Anger Daddy
29.09.2009 13:52 | сообщение #1
 

Яркий пример - история с группой Deep Purple, которая, согласно решению суда, незаконно исполнила свои же собственные произведения в Ростове-на-Дону. За каждую собственную песню, спетую Deep Purple без лицензии РАО, местный районный суд постановил взыскать по 30 000 рублей в пользу РАО, «для дальнейшей выплаты авторам»...

вот это да! как же это так?! разгонять это РАО надо!

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 14:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация