Бизнес в стиле фан
Бизнес на звездах
Жанр "домашнего видео" из жизни звезд, на котором специализируется Tvigle Media, предлагает зрителям вполне невинные картинки. Пока перед создателями не стоит задача развеять миф о том, что "принцессы не какают". Например, на ролике "Сюрприз в спальне Алены Водонаевой" пользователи могут лицезреть бывшую "надомницу" с полотенцем на голове и в легкомысленном халатике, кокетливо расстегнутом на главных достоинствах героини. По сюжету она ждет флориста, который обучит ее всем премудростям составления букетов. Еженедельно такие вот незамысловатые зарисовки из жизни звезды просматриваются примерно 100 тыс. раз. Саму съемку делает Tvigle Media. Обходится это компании в $400-1000 за трехминутный ролик. На телевидении такое же время съемок стоит примерно раз в шесть дороже. Блог жительницы небезызвестного проекта "Дом-2" в стиле хоум-видео выкладывается в Сеть с ее разрешения: звезды сами заинтересованы в новых способах общения с фанатами. Правда, на канале Tvigle Stars блогов мастодонтов отечественной поп-индустрии не найдешь. Многие из них пока не совсем понимают, зачем надо выставлять свою жизнь на показ, поэтому сравнительно новый канал используют только молодые селебритиз. Современные фанаты хотят быть как можно ближе к объекту своего поклонения - и звезды эпохи Web 2.0 готовы идти навстречу их самым смелым пожеланиям. Обменяться SMS с Анджелиной Джоли или увидеть "девушку с обложки" в домашней пижаме далеко на предел того нового "кодекса отношений", который устанавливается между звездами и их фанатами. В отношения звезда-фан вклинивается третий элемент - компании, превратившие знаменитостей в основу своего бизнеса.
Кого снимают
Один из таких бизнесов - ремесло фотографов-папарацци - существует уже давно. Однако построить на фотографировании звезд целую империю папарацци с офисами по всему миру удалось только австралийцу Даррину Лайонсу. Лайонс, основатель фотоагентства Big Pictures,- один из самых брутальных фриков в мировой медийной тусовке. За его голову с причудливо окрашенными в малиновый цвет волосами любая "неудачно получившаяся" знаменитость отдала бы не один миллион "зеленых". "Многие селебритиз готовы заплатить большие деньги, чтобы их снимки исчезли. Но я иду навстречу, только если это мои друзья. Если я их ненавижу, то обязательно публикую или продаю",- объясняет правила игры папарацци Лайонс.
Лайонс быстро понял, что просто бегать и снимать знаменитостей для успеха недостаточно. Тем более что процесс этот трудоемкий и можно упустить много "дорогостоящих" кадров. Поэтому он задействовал в своем бизнесе фанатов. "Конечно, качественные снимки, которые обыкновенно выходят на полосах газет, делают профессионалы, но чаще у кого-то есть доступ к звезде или он просто оказывается в нужное время в нужном месте",- считает Лайонс. Таким он предлагает с помощью камеры мобильного делать снимки и видео селебритиз. "Знаменитости используют медиа, когда им надо что-то продать - диск, книгу. Но кричат "Privacy!", когда медиа делает то же самое с ними, то есть начинает продавать их самих",- оправдывает Лайонс свой бизнес.
Пользователям Лайонс предлагает размещать снимки на его сайте MrPaparazzi.com. Качественные и эксклюзивные фото продают либо на другие порталы, либо в издания. Например, так ушли с молотка за 16 тыс. фунтов стерлингов любительские снимки Гвинет Пэлтроу, занимающейся серфингом. Автору обычно перепадает 50% этой суммы, остальное оседает в кармане Лайонса. Как он утверждает, бизнес этот довольно доходный: еженедельно его сайт посещают 1,7 млн пользователей. Но основные деньги, конечно, скандальный папарацци зарабатывает не на продаже любительских снимков. Одна из постоянных статей прибыли - брэндированный контент, например различные игрушки для мобильников и виджеты - все с маркером MrPaparazzi. И, конечно же, львиную долю дохода в казну скандалиста приносят рекламодатели, которых миллионный трафик не может не радовать. Впрочем, финансовые результаты своей деятельности Лайонс предпочитает не раскрывать.
Кто за это платит
Рекламодатели - основа для бизнеса и российской компании Tvigle. Создатель Tvigle Егор Яковлев делает ставку именно на них, и не без оснований. Компания зарабатывает на продаже рекламных роликов (преролл-рекламы) в видеоблогах. Перед и после каждого просмотра блога пользователь просматривает ролик. При этом, как утверждает Егор Яковлев, эффективной реклама будет только при 1 млн показов в месяц. Каждый прокат ролика стоит 3 руб. Получается, что на популярном блоге, собирающем 800 тыс. показов в месяц, можно заработать около 2,5 млн руб. при затратах $1 тыс. У такого канала в основном молодая аудитория - от 16 до 28 лет. Так ненавязчиво удается заработать деньги на знаменитостях, предлагая продукт, который практически сразу же "съедают" фанаты.
Хотя в плане "съедобности" компании пока далеко до американской сети SayNow. "Эй, Рианна, ты очень клевая, продолжай в том же духе" - такое вполне стандартное сообщение оставил певице ее преданный фан. На которое она, конечно же, ответила. Поверьте, то же самое делают и Джанет Джексон, и 50 Cent, и Алисия Кейс, и другие не менее востребованные и знаменитые кумиры и идолы миллионов. Если Егор Яковлев предлагает фанатам кусочек из звездной повседневности, то SayNow - реальное голосовое и SMS-общение со звездой, причем бесплатное.
Сайт компании заработал в 2006 году. Денег на коммуникационный стартап выделила американская Shasta Ventures. Инвестиции составили около $7,5 млн. Компания сыграла на непреодолимой тяге фанатов к общению со своими кумирами. При этом в отличие от традиционных способов чатового формата, где зачастую пишут не звезды, а специально обученные люди, в SayNow гарантируют, что позвонит реальная звезда. SayNow предлагает каждому желающему зарегистрироваться на своем сайте и получить телефонный номер. Такие номера получают и фанаты, и звезды. Список звезд и их телефонные номера перечислены на сайте социальной сети. Достаточно выбрать предмет своего обожания и можно смело набирать заветные цифры, чтобы сказать все, что ты думаешь о творчестве исполнителя. Ответ, как говорят на сайте, следует незамедлительно. Чаще всего звезды наговаривают такие сообщения, которые затем в массовом порядке рассылаются фанатам. Но даже сама мысль о том, что знаменитость оставила тебе голосовое сообщение, надолго делает счастливыми юных поклонников. Больше того, звезда может даже сама позвонить своему самому преданному фану.
Проект за три года привлек 3 млн пользователей. Аудитория сети состоит опять же сплошь из тинейджеров. Если для поклонников и их кумиров общение не стоит ни цента, то логично, что в SayNow, как и в прошлых примерах, зарабатывают на рекламе. Удачная идея позволяет не только общаться, но и продвигать звездные продукты. Например, рассылать сообщения о выходе нового сингла, появлении новой фэшн-коллекции, предстоящих концертах и прочих событиях, которыми кишит жизнь селебритиз. "SayNow дает возможность музыкантам продавать рингтоны. Они рассказывают о последних синглах, и фаны могут скачать их мобильные версии",- рассказывает Найкил Сингал, CEO и совладелец SayNow. По его подсчетам, каждый рингтон обходится фанату почти в $3, из них 25 центов забирает себе SayNow. При этом Сингал уверен, что 20-50% фанатов обычно покупают мобильную музыку. "Многие из наших артистов зарабатывают каждый раз, когда получают сообщение от поклонника. Если учесть что рынок мобильных услуг перманентно растет, то их доходы будут только увеличиваться",- рассуждает Сингал.
Безусловно, каждый артист, имеющий личный номер на сайте, в день может получать до нескольких сотен звонков от поклонников. Например, у певца Криса Брауна спустя всего пять дней после регистрации накопилось примерно 25 тыс. сообщений и звонков. Такие цифры важны для рекламодателей и звезд. Первые получают возможность разместить свой контент среди активных пользователей, вторые - заработать. Правда, сама SayNow мало что зарабатывает на рекламе. Рекламодатели платят около $60 за 1 тыс. рекламных сообщений. Из этих $60 компания получает лишь скромные 30-40%, остальное уходит в карман звезды. Но это отнюдь не смущает Сингала, он уверен, что сервис еще не задействовал и половины своего потенциала. Сколько компании удалось заработать в долларовом выражении, владельцы раскрывать не спешат, но уверяют, что "на жизнь хватает".
Кому это надо
Впрочем, общение с настоящим "большими" звездами - это не только возможность серьезных заработков, но и обширные расходы. "Пока мы не можем предложить 100 видеоблогов различных отечественных звезд, для нас это слишком затратно",- комментирует Анна Шпак, директор по маркетингу Tvigle Media. Каждый блог обновляется примерно два-три раза в неделю и не превышает по длительности три минуты. Делать его длиннее, по словам Анны Шпак, просто бессмысленно. Объясняет она это просто: широкополосный интернет у 70% пользователей есть только на работе, да и трафик большой. А препятствием для более частого обновления служит то, что это не основная деятельность звезд, поэтому тратить все свое время на съемки видеоблогов они не могут. В таком случае альтернативой "больших" звезд могут стать реальные блоггеры или сетевые знаменитости, которые прославились в Рунете и за его пределами, то есть "микрозвезды". В качестве примера можно привести певца Петра Налича, который приобрел известность на YouTube. Пока в Штатах такой бизнес приобретает массовый характер, отечественным компаниям приходится объяснять, зачем это нужно и как это работает. "Некоторым нашим рекламодателям не нужно рассказывать про все плюсы и минусы преролл-рекламы, но это в основном транснациональные компании типа Samsung, Intel",- говорит Егор Яковлев.
Яковлев уверен, что в скором времени у него будет возможность предложить пользователям не только поп- и ТВ-знаменитостей, но и звезд, которых породила сама Сеть, то есть настоящих блоггеров. Например, 18-летнюю исполнительницу песен Сабину Саидову, чьи видеоблоги иногда набирают больше 50 тыс. просмотров. В арсенале Tvigle Media помимо Star Tvigle есть еще семь каналов. Как рассказал Егор Яковлев, с 21 июля начнет свое вещание еще один, Tvigle Cinema - сервис видеоблогов актеров и деятелей кино, посвященный отечественному кинематографу. Весь материал уже отснят и ждет своего выхода на мониторы пользователей. Такой продукт будет рассчитан на более взыскательную аудиторию, которая не сходит с ума при виде Алены Водонаевой с полотенцем на голове.
Секрет фирмы
21.07.2008
Комментарии
Написать комментарий