Газетный кризис в Германии
Тиражи немецких газет сокращаются, будь то небольшие местные издания или известные еженедельники. Конкуренция со стороны Интернета и бесплатных газет доставляет немало головной боли как издателям, так и политикам. Издательские дома опасаются, что газеты перестанут быть ведущим СМИ. Политики же боятся угрозы демократической культуре.
Но есть и хорошие новости для изданий, переживающих кризис. Министр по делам культуры и СМИ Бернд Нойманн пытается бороться с планами Deutsche Post, намеревающейся выпускать бесплатную газету. «С моей точки зрения, такой план является в высшей степени опасным и для СМИ, и для экономической политики. Поэтому я прошу вас оказать этому плану соответствующее противодействие», - обратился Нойманн в письме к главе наблюдательного совета Deutsche Post Юргену Веберу.
Для издательств идея Deutsche Post появилась в самый неподходящий момент, поскольку их тиражи неуклонно падают уже не один год. Цифры говорят сами за себя. По данным франкфуртской маркетинговой компании ZMG, немецкие издательства продали в первом квартале текущего года 25,9 млн экземпляров газет, что на 1,85% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: за первые три месяца 2001 года было продано 30,11 млн экземпляров газет. Продажи сокращаются как по подписке, так и в киосках. За первый квартал 2008 года подписные тиражи уменьшились на 1,52%, до 17,12 млн экземпляров. В розничной продаже снижение оказалось еще более значительным и составило 4,63%.
Падение тиражей газет уже давно заботит не только издателей, но и политиков. По мнению министра Нойманна, конкуренция со стороны Интернета несет угрозу существованию печатных изданий. Сокращение доходов, получаемых газетами от рекламы, опасается политик, могут иметь серьезные последствия для отрасли в Германии. «Это угрожает многообразию прессы и является опасным, поскольку печатные издания по-прежнему являются ведущими политическими СМИ и неотъемлемой частью демократической культуры нашей страны», - утверждает Нойманн.
Эксперты, однако, не согласны с тем, что Интернет угрожает существованию газет как одного из СМИ. «Газеты остаются средством массовой информации. Тем не менее является открытым вопрос, будут ли они и дальше играть ведущую роль», - считает отраслевой эксперт Мартин Фабель из консалтинговой компании A.T. Kearney. На главенствующую роль претендуют информационные порталы в сети, например лидер рынка Spiegel Online, принадлежащий издательскому дому Spiegel. Одновременно этот портал является примером того, что и издательства могут с успехом переносить свои марки во Всемирную паутину.
«У газет есть долгосрочная перспектива», - полагает также Михаэль Энценауэр, глава дюссельдорфской медиагруппы Optimediа, входящей во французский концерн Publicis. Он делает ставку на целевую аудиторию в возрасте от 30 лет и старше. «Молодая целевая аудитория продолжит разрушаться. Но у возрастной группы старше 30 лет газеты пользуются стабильной популярностью», - отмечает глава Optimediа. По мнению экспертов, старение населения положительно сказывается на продажах газет. «Стареющее общество, по крайней мере, временно помогает издательствам», - считает эксперт Фабель. Люди в возрасте чаще обращаются к печатным изданиям, чем к компьютеру. На данный момент никто не отваживается делать прогнозы, когда же прекратится падение тиражей. «Газеты будут вынуждены в среднесрочной перспективе передать свои функции руководящего информационного средства Интернету», - считает Фабель. Медиаконцерны активно дискутируют, как справиться с этой проблемой и вернуть потерянные позиции.
Эссенская группа WAZ уже нашла решение. Она активно вкладывает средства в интернет-портал DerWesten и планирует тесное сотрудничество с телерадиокомпанией ARD. WDR, крупнейший канал ARD, будет транслировать теле- и радиопрограммы через портал DerWesten. Некоторые издательства считают этот союз ошибкой, другие же полагают, что это шанс в будущем завоевать Интернет.
rbcdaily.ru
30.04.2008
Комментарии
Написать комментарий