Статьи

Тяни - толкай казахстанского PR

Тяни - толкай казахстанского PRРассматривать и описывать "PR", как объект, можно с разных точек зрения, например с позиции: пиарщика, клиента, потребителя, СМИ, stakeholders или просто стороннего наблюдателя, исследователя и аналитика. Для меня, как сторонника системного анализа и консультанта по организационному развитию позиция аналитика показалась наиболее привлекательной для освещения проблем PR -коммуникаций в казахстанском бизнес-пространстве.

Истории развития PR, как рынка или бизнеса, в Казахстане в последнее время стало уделяться некоторое внимание, но не могу сказать, что большое. За последние три года практически каждое крупное деловое издание посвятило этой теме несколько публикаций. В результате информационного поиска были выявлены PR агентства, занимающие активную позицию и прилагающие определенные усилия по формированию рынка PR, установлению правил, норм, стандартов работы на этом рынке профессиональных игроков. К их числу можно отнести агентство "Ренессанс" (Крутских Светлана), "PRomo Group Communications" (Караулова Асель), "Trinity" (Салыкова Майра). Прошу прощения, если я не выдел других крупных игроков, многие из которых участвовали в октябрьской II Международной конференции Euroasian PR-Event или являются членами различных общественных объединений пиарщиков Казахстана.

Конечно, рынок PR за последние 10-15 лет изменился и вырос. Если в начале 1990-х годов наличие пресс-секретаря в штате крупной коммерческой структуры (например, в корпорации КРАМДС) было откровением и прорывом, то сейчас PR специалисты есть во многих средних коммерческих компаниях, не говоря уже монстрах, имеющих полнокровные PR-службы. При этом емкость рынка эксперты оценивают от 20 до 100 млн. долларов США (Воложаева С. "Год 2006: разгон облаков", "Курсив", 09.02.2006г. и Арабаева Г. "Самый ходовой PR –инструмент в Казахстане…", "Панорама", 13.01.2006г.). Столь разные оценки могут говорить только об одном: еще отсутствуют четкие критерии, что же является продуктом PR и как оценивать его стоимость и эффективность. PR плавно перетекает в рекламу и маркетинг, PR-статьи проплачивают по рекламным расценкам, реклама прикрывается PR и т.д. и т.п. На рынке СМИ, многими отмечается и прогнозируется активизация роста деловых изданий, при этом сами деловые издания на 90% убыточны, может быть, поэтому, они берут с пиарщиков мзду по рекламным расценкам),.

И если PR-эксперты еще года три назад говорили, что рынок PR находится на стадии становления, то сегодня мы отмечаем его рост и относительное развитие. Учитывая, рост и перспективы развития рынка несколько озадачивает сложившаяся однобокость или узость продуктовой линейки PR. За прошедший период потребности клиентов не сильно изменились, наиболее востребованным остался все тот же PR-продукт - связи со СМИ или Media Relations. Десять лет назад это был практически единственный продукт, а сегодня их насчитывается не менее десяти.

У нас еще отсутствуют четкие критерии, что же является
продуктом PR и как оценивать его стоимость.

Руководители компаний вкладывающие все более существенные ресурсы в PR, начинают требовать и все более высокой отдачи от сделанных затрат или вложений. И сразу встает вопрос об оценке эффективности PR. В мировой практике оценки эффективности PR широко используются несколько методов или моделей. Казахстанские PR-профессионалы имеют достаточные знания об этих методах оценки (см. Мухамеджанова Л. "Проблемы оценки эффективности PR в Казахстане, "Маркетинг товаров и услуг", №42, июль 2005, или Барсукова В. "Оценка эффективности PR", материалы сайта http://www.aspr.land.ru).

Но насколько эффективно и адекватно можно использовать эти инструменты для оценки PR? Многие количественные модели оценки основываются на определении эффективности инвестиций, влияющих на рост акционерной стоимости компании, например путем увеличения стоимости нематериальных активов, и капитала брэнда компании. Но в условиях слабого фондового рынка Казахстана при наличии избыточных активов у потенциальных инвесторов (пенсионные фонды, различные виды паевых инвестиционных фондов в постоянном поиске инвестиционной ниши) оценка даже неудачного PR коммерчески привлекательной компании для IPO покажет астрономическую эффективность PR. А как быть с ситуацией, когда компании уходят с фондовой биржи, что для KASE уже является не единичным случаем? Как здесь оценивать PR: как черный PR фондового рынка или антикризисный PR компании?

Боюсь, что надежды PR-специалистов на то, что в ближайшее время активный рост фондового рынка, что не исключается, приведет не только к росту рынка PR, что тоже не исключается, но и качественному его развитию, не сбудутся.

Изобилие мало востребованных продуктов PR и малоэффективных моделей оценки PR в Казахстане натолкнуло меня на мысль, что мы опять бежим впереди паровоза. Наши молодые, не по возрасту, а по сути, пиарщики активно поработав с иностранными партнерами или получив соответствующее зарубежное образование или проработав информационные массивы по PR, готовы предложить рынку новое PR-знание, новые PR стратегии, технологии, инструменты. А рынок к этому не готов. По моим оценкам это явление - "новое зарубежное знание, невостребованное национальным рынком" - касается не только PR. Это отмечается в моделях стратегического управления (например системы сбалансированных показателей ), системах менеджмента качества (стандарты ISO 9000), оценке персонала (инвестиции в персонал), бенчмаркинге, оценке эффективности тренингов и т.д.

Западный PR был зарожден в условиях жесткой конкуренции и свободных рыночных отношений. Нужда и потребность выживания толкала бизнесменов и предпринимателей разрабатывать новые эффективные приемы воздействия на своего потребителя, иначе он просто голосовал ногами и кошельком в пользу другого товара. Но сигнал к ногам поступает от головы, а даже не от желудка. Поэтому западные бизнесмены уделяют такое значение PR. Этот процесс создания нового "бизнес чуда" происходит благодаря эффекту "выталкивания" (есть такой подход в логистике). Рынок вынуждает игроков развиваться, и не позволяет им, просто расти как на дрожжах, так как в этих условиях растут все и прибыли не видать.

В Казахстане, я думаю, это проблема характерна также для многих стран СНГ, наблюдается обратный эффект. Я бы назвал его - эффект "вытягивания". Информационная революция, приток иностранных специалистов, приход иностранных компаний, рост зарубежных программ обучения, приводит к тому, что определенная часть профессионального сообщества перерастает рынок и начинает его тянуть за собой. При этом большинство специалистов обладают только знанием, не имея практических навыков, и я уже не говорю об умениях.

Многие методики оценки эффективности основываются на определении эффективности инвестиций, влияющих на рост акционерной стоимости компании. Но в условиях слабого фондового рынка Казахстана при наличии избыточных активов у потенциальных инвесторов оценка даже неудачного PR коммерчески привлекательной компании для IPO покажет астрономическую эффективность.

Как показывает опыт и анализ развития некоторых рынков такая ситуация имеет свои положительные стороны. Рынок получает более высокие профессиональные стандарты в более короткие сроки и может следовать по пути революционного развития. В противном случае, если рынок следует по траектории своего исторического пути развития, многие профессионалы просто не дожили бы "теплых" времен и могли вымереть как "мамонты". Но в данной ситуации резко возрастают требования к профессионализму тех, кто пытается утянуть рынок. Развитие различных общественных профессиональных сообществ пиарщиков (НАСА, PR-шы, Ассоциация молодых PR-специалистов и другие) конечно, способствует росту профессионализма PR-специалистов и является необходимым этапом в становлении любого профессионального сообщества.

Правда некоторые консультанты уж очень критически оценивают состояние и уровень профессионализма наших PR-служб и специалистов. Например, руководитель Центра Тренинга и Консалтинга г-н Джаманбаев Э. в своей статье "Фауна PR –специалистов в Центральной Азии" так оценивает результаты PR деятельности в компании (привожу дословно, см. "Маркетинг товаров и услуг", №42, июль 2005):

  • не умеют ставить цели в области PR;
  • не умеют разрабатывать концепцию и стратегию PR;
  • не знают, какие требования предъявляет сама должность в PR-специалистам;
  • не умеют оценивать эффективность PR-мероприятий и акций;
  • не умеют определять направленность каждой PR-акции и мероприятия;
  • не умеют интегрировать различные PR-аспекты, акции и мероприятия в единую синергетическую систему;
  • не знают, как оценивать конкретных PR-специалистов.

Далее идет, что сами пиарщики мало понимают …, мало разбираются ..., не умеют …

И набор формальных рекомендаций – списком. Алгоритм успешного PR?!

Хотелось бы отметить, что данный критический анализ мог бы иметь место в жизни, если только при его проведении аналитик никогда не снимает "черные очки".

Я привел этот отрывок специально, для того, чтобы показать, что, даже критикуя PR, мы делаем PR. В данном случае я так и не смог понять PR цели господина Джаманбаева. Мне кажется, это относиться к черному PRу белого PRа. Тема эта достаточно острая и требует обсуждения за рамками настоящей статьи.

Меня очень обнадеживает тот факт, что и молодые пиарщики не отстают от "акул" и создали свою "Ассоциацию молодых PR-специалистов". Правда, материалы, размещенные на сайте этой ассоциации (http://www.aspr.land.ru) пока носят скорее учебно-теоретический характер. Они больше похожи на выпускные работы будущих пиарщиков, некоторым из которых еще предстоит разобраться с понятиями предмет и объект исследования (например, см. работу Д. Архипова "Интегрированные коммуникации: роль PR –службы во взаимоотношениях с HR-структурой и отделом маркетинга", размещенную на указанном выше сайте). Но это - будущие законодатели мод казахстанского PR рынка и они не стоят на месте и развиваются, даже опережая сам рынок.

Итак, мы видим, что PR-специалисты уже переросли рынок, который продолжает пользоваться ограниченными, а порой и малоэффективными технологиями и инструментами PR.

Понятно, что сами по себе PR-специалисты не могут изменить модели бизнеса или рынка. Любой бизнес это естественно-техническая система, которая имеет свои принципы и ограничения развития. Не вдаваясь в особенности системного анализа и принципы развития систем, хочу просто отметить, что любое резкое развитие одного из элементов системы вынуждает систему либо приводить в соответствие другие свои элементы, либо устранить нарушение. Применение системного подхода еще раз подтверждает актуальность, а порой просто физическую необходимость интеграции PR c менеджментом, маркетингом, рекламой, HR. Но мой анализ существующих материалов по проблемам интеграции PR подсказывает мне, что данная тема еще не нашла должного отражения в СМИ. Поэтому вопросы и проблемы интеграции PR - это уже тема другой статьи.

marketing-magazine.kz

17.05.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.11.2024 - 10:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация