"Россия стала для нас главным сюрпризом" - Тадаши Арашима
"Ющенко стал президентом, но проблемы остаются"
- Toyota планировала достичь объема продаж в 1,2 млн автомобилей в Европе к 2010 г., но теперь этот срок сдвинут на 2007 г. Какие рынки превзошли ваши ожидания в минувшем году?
- Россия.
- Неужели секрет успеха для автопроизводителей в Европе так прост: увеличивайте инвестиции в Россию, расширяйте там дилерскую сеть - и будет вам счастье?
- (Смеется.) Конечно, Россия стала для нас главным сюрпризом, но и на других рынках Toyota чувствует себя неплохо. Как вы знаете, мы увеличили объемы продаж практически во всех европейских странах. Во Франции, Германии, Испании мы добились серьезного увеличения своей рыночной доли.
- Toyota очень успешна в России, но на Украине ее дела далеко не так хороши. Почему? Ведь наши страны так похожи…
- Похожи?! У России огромные запасы природных ресурсов, а рыночные, либеральные реформы осуществляются у вас намного быстрее, чем на Украине. Украина - гораздо более социалистическая страна. [Виктор] Ющенко стал президентом, но проблемы остаются. К тому же развитие нашей дилерской сети на Украине отстает. Но мы отдаем себе отчет в том, что Украина, где проживает 48 млн человек, - очень перспективный рынок.
- Toyota собирается завершить строительство своего завода в России этой весной, а производство должно начаться к концу года. Но осенью 2006 г. вы на месяц отставали от графика. Успеете уложиться в срок?
- Насколько я знаю - да. В конце декабря первые автомобили сойдут с конвейера.
- Многие производители автокомплектующих переносят свои производства в страны с более дешевой рабочей силой. Поставщики Toyota тоже строят свои заводы в России. Их продукция будет предназначена только для российского завода Toyota или для ваших европейских производств тоже?
- Пока только для российского завода. К тому же еще не многие поставщики комплектующих пришли в Россию. Но в будущем, думаю, это число увеличится, потому что General Motors (GM), Nissan, Ford, Renault тоже строят или уже построили свои заводы в России.
- А Toyota не собирается подталкивать своих поставщиков, чтобы они поскорее строили заводы в России?
- Да нет, это их собственное решение.
"Мы собираемся выпускать в России только Camry"
- Санкт-Петербургский морской порт перегружен, а новый порт в Усть-Луге еще в зачаточном состоянии. У Toyota нет планов построить собственный морской терминал для поставки комплектующих и автомобилей в Россию?
- В настоящий момент - нет. Но мы возлагаем серьезные надежды на то, что российское правительство и местные власти приложат серьезные усилия для развития инфраструктуры порта.
- По нашим данным, Toyota строит в России универсальный завод, на котором помимо Camry возможна сборка и других моделей, например Corolla и RAV4. Почему? Вы собираетесь часто менять модельный ряд?
- Я не думаю, что на одной линии технически возможно собирать Camry и RAV4. В настоящий момент мы собираемся выпускать в России только Camry.
- Не опасаетесь ли вы забастовок на российском заводе?
- Возможно, мы с этим столкнемся. Но наша философия заключается в том, чтобы набирать хороших людей, поскольку только хорошие люди могут обеспечивать хорошее качество автомобилей. Поэтому мы придаем очень большое значение поддержанию хороших отношений с рабочими. Забастовки у нас случаются очень редко. Я лично могу вспомнить только одну - на Филиппинах.
- Все ключевые европейские модели Toyota - Aygo, Yaris, Auris, Corolla Verso, Avensis - собираются в Старом Свете. Последним легковым автомобилем, который вы не производили в Европе, был Camry. Скоро начнется его выпуск в России. Вы строите свой завод вблизи петербургского порта, и мне сложно поверить, что вы не попробуете экспортировать Camry - самый популярный автомобиль в США - в Европу, хотя бы для нужд таксомоторных и прокатных компаний.
- Мы считаем, что для массового рынка Западной Европы Camry - слишком большой автомобиль. Opel, например, тоже прекратил выпуск модели того же класса - Omega. Мы считаем, что массовому рынку достаточно модели Avensis [класс D], а более крупные автомобили [классов E и D] - для премиум-брендов, таких как Lexus. Еще одно препятствие, которое существует для продажи больших автомобилей в Западной Европе, - планы Еврокомиссии по снижению выбросов углекислого газа. Наш российский завод будет нацелен в первую очередь на удовлетворение спроса внутри страны. Затем, возможно, мы будем поставлять Camry в Казахстан, на Украину и в другие близлежащие страны.
- Как я понимаю, будущая малобюджетная модель Toyota разрабатывается в Японии. Европейское подразделение компании принимает какое-то участие в этом процессе - ведь модель будет продаваться и в Старом Свете?
- Да, машина разрабатывается в Японии, а мы даем свои советы, каковы должны быть размер машины и комплектация. У нас существует процедура под названием design panel, в рамках которой мы советуем изменить это или то. Но я еще не видел машины. Разговор о ней вести пока рановато.
- У Toyota имидж "зеленой" компании, вы развиваете бензиновые гибридные технологии. Но европейские покупатели предпочитают дизельные машины, и некоторые эксперты уверены, что дизель - более перспективная технология с точки зрения сохранения окружающей среды. Будет ли Toyota разрабатывать дизельные двигатели для Европы или вы сфокусируетесь на гибридной технологии?
- Мы не собираемся вступать в дискуссию, бензиновые двигатели перспективнее или дизельные. Мы лишь верим, что гибридная технология очень важна. Гибридная технология может работать в том числе и с дизельными двигателями, так что в будущем дизель-гибридный автомобиль возможен. Мы понимаем, что на автомобили с дизельными двигателями в Европе приходится половина продаж, и не собираемся игнорировать этот факт. На новый завод по производству дизельных двигателей в Польше мы потратили 200 млн евро.
- Перед запуском Lexus в Европе Toyota объявила, что потратит на продвижение бренда $100 млн. Сколько уже израсходовали?
- Всю эту сумму мы еще не потратили, но все идет по плану.
- Toyota продала в Европе 50 600 Lexus в прошлом году, из них 10 000 - в России. Что это значит - в России дела у Lexus столь хороши или в Европе столь плохи?
- (Смеется.) Конечно, мы можем продавать больше Lexus в Западной Европе, но даже в России мы можем продавать больше. Сейчас мы заняты формированием дилерской сети Lexus в России - пока у нас только девять дилерских центров на такую огромную страну.
"Мне 57 лет. Я старый?"
- Вы лично выводили бренд Lexus на рынок США, а теперь занимаетесь тем же самым в Европе. Можете сравнить проблемы, с которыми вы тогда сталкивались в Штатах и сегодня - в Европе?
- Американцы гораздо более открыты к новому. Если они видят, что товар хорош и что за него просят правильную цену, они понимают свою выгоду. Жители Западной Европы более консервативны, привязаны к брендам, которые они уже знают, - BMW, Mercedes.
- И как вы собираетесь решать эту проблему?
- У нас есть множество технологий, которые делают наши автомобили особенными по сравнению с продукцией конкурентов. Например, гибридные двигатели. Или система превентивной безопасности пассажиров pre-safe. И мы будем пропагандировать технические преимущества наших машин. То есть строительство бренда Lexus мы будем вести, ассоциируя его с высокими технологиями и супервысоким качеством.
- Но чтобы объяснить это, требуется время.
- Да. И мы будем двигаться шаг за шагом.
- Покупатели машин премиум-брендов, как правило, люди немолодые. Сложно объяснить человеку 50 или 60 лет, который за свою жизнь уже сменил несколько BMW или Mercedes, зачем ему пересаживаться в Lexus.
- Что значит "молодой", "старый"? Мне 57 лет - я старый? Среди 50-летних очень много людей, интересующихся техническими инновациями. Уже 26% покупателей Lexus выбирают гибридные автомобили. И именно на таких людей - образованных, умных, интересующихся новым - мы и собираемся ориентироваться.
- Существует мнение, что Lexus нужен собственный завод в Европе, чтобы быстрее реагировать на запросы европейских клиентов, которые предпочитают выбирать опции на свой вкус, а не довольствоваться фиксированными комплектациями, пусть и богатыми. Вы в Toyota готовы обсуждать такую вероятность или для вас это абсолютно невозможно, потому что Lexus должен производиться только в Японии?
- Мы предпочитаем, чтобы Lexus производился в Японии. Для того чтобы строить завод, нужны определенные объемы продаж, а они у Lexus в Европе все еще очень невелики. А что касается возможности выбора опций… Это, конечно, важно, но, когда вы заказываете автомобиль с определенным набором опций в Европе, вам зачастую тоже приходится ждать 5-6 месяцев. Мы предпочитаем предлагать покупателю уже очень хорошо экипированный автомобиль, но по разумной цене. Потому что считаем, что покупатель роскошной машины хочет получить все самое лучшее.
- Когда мы встречались с вами два года назад, вы ждали новую корпоративную машину - Lexus GS, который к тому времени только-только появился в Европе. Сейчас, должно быть, вы уже сменили его на новый Lexus LS?
- (Смеется.) Да, сменил, но не на LS, а на гибридный Lexus GS 450h. На Lexus LS нужно ездить с водителем, а я люблю сидеть за рулем сам.
БИОГРАФИЯ
Тадаши Арашима родился в 1949 г. в Японии. В 1973 г. окончил университет Keio по специальности "политические науки". В том же году начал работать в Toyota Motor Corporation. Работал в подразделениях компании в Японии и США. С января 2000 г. - менеджер в Toyota Motor Europe. С 1 июля 2006 г. - президент и гендиректор Toyota Motor Europe.
О КОМПАНИИ
Toyota Motor Corporation - производитель автомобилей со штаб-квартирой в г. Тойоте (Япония). Компания основана в 1923 г. Выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino. По данным компании, оборот в финансовом году, завершившемся в марте 2006 г., составил $179,083 млрд (+13,4% по сравнению с предыдущим годом), чистая прибыль - $11,681 млрд (+17,2%). В 2006 календарном году компания произвела 9,018 млн автомобилей (+9,5% по сравнению с 2005 г.). По данным на 2006 г., в компании работало более 280 000 сотрудников. Рыночная капитализация на 6 апреля 2007 г. - $203,4 млрд.
Ведомости
10.04.2007
Комментарии
Написать комментарий