Есть мнение ...

Отклонения от нормы

Поговорим о нюансах отношений маркетера и генерального директора. Чего обычно (по опыту) хотят руководители предприятий от маркетинга? Чтобы маркетинг непосредственно повышал продажи. Причем желательно, чтобы при этом маркетер мог продемонстрировать измеряемую отдачу от вложенных средств. И в целом - это понятная логика бизнеса: как рачительный хозяин, я буду требовать с тебя показателей и цифр, показывающих положительный возврат вложенных в маркетинг средств.
В реальном маркетинге всегда есть процессы и проекты, имеющие очень разную скорость отдачи. Некоторые инструменты способны повлиять на продажи сейчас, некоторые - в течение нескольких лет. Некоторые вообще крайне сложно измерить с точки зрения влияния на эти самые продажи, но опыт диктует их необходимость. А теперь представим, как выглядят воочию "подводные камни", способные пустить маркетинговую лодку на дно.

Во-первых, компания обычно живет некоторым классическим плановым периодом, поэтому, если маркетер намерен пользоваться "длинными" инструментами, жизненно важно, чтобы в компании было хоть какое-то подобие стратегии и связанного с ней разумного инвестиционного мышления. Плюс необходимое для этого доверие между менеджерами. Плюс умение общаться на одном языке, аргументировать, объяснять, слушать…

Что же получается в реальности? "Все, что мы делаем в маркетинге, должно принести отдачу сейчас, в этом году (гордо). Это контролирует наша управленческая финансовая система!"

Прощайте, управление репутацией, строительство брэнда, маркетинг через сообщества и образование. Спите с миром…

Во-вторых: увы, маркетер нередко не может измерить в деньгах эффект от действия отдельного инструмента. Это ужасно, но мир вообще несовершенен.

В сущности, все инструменты так или иначе работают на осведомленность о товаре / марке (Awareness), интерес и желание его купить (Interest / Desire) и необходимость сделать это прямо сейчас (Action). И, конечно, достижения по этим параметрам можно и нужно измерять. Но вот что именно сыграло решающую роль… Так, будьте любезны: Господа Бога нам в маркетинговые исследователи на полгода.

Что часто происходит в реальности? "Ты предлагаешь очередную рекламную кампанию? Хорошо, но покажи, сколько она принесет фирме денег".

В-третьих, спрашивать с маркетера "деньги" имеет смысл лишь тогда, когда в его руках реально находятся все рычаги управления так называемым marketing mix - бессмертные Price, Place, Product, Promotion. Необходимо учитывать роль, вес, место и реальные возможности маркетолога в управленческой структуре компании.

Хорошо, когда компания берет на работу сильного маркетера-профессионала и замыкает на него управление всеми этими самыми "P". (Сразу вопрос: вы много таких компаний в России видели?) Хуже, если это невозможно организационно: например, компания - глобальная, и продукт "дан вам в ощущение" таким, как есть, - вы им не управляете. Еще хуже, если продукт достаточно сложный, и компетенции маркетера, продавца и "технаря" крайне затруднительно отыскать в одном человеческом существе. Что приводит к "плоской" управленческой структуре: скажем, есть отдел продаж, и он управляет ценами; есть отдел по работе с партнерами, и он управляет каналом; наконец, существует отдельная от маркетингового департамента служба product specialists, отвечающая за продукт. Что остается в таком случае маркетингу? Правильно: продвижение (Promotion). Вопрос на засыпку: что нужно в подобной ситуации с маркетинга спрашивать? Верно: обеспечение спроса (выраженного в тех самых параметрах осведомленности и интереса / отношения к продукту). Да, тоже огромный пласт профессиональной работы: реклама, PR, прочие коммуникации, стимуляция сбыта… но это далеко не все рычаги, при грамотной манипуляции которыми победно звякает кассовый аппарат.

Означает ли это, что маркетинг, а равно затраты на него вообще не нужно и невозможно измерять (в том числе и в деньгах)?

Конечно же, нет!

Просто применяемая система измерений должна быть комплексной, учитывать скорости процессов (и, таким образом, осуществляться на правильном отрезке времени) и представлять собой синтез количественных и качественных оценок. Когда новый маркетер только приходит в компанию, следует еще "на берегу" разделить процессы и функции и понять, где можно и нужно будет спрашивать за результат в любой момент ("почему негативная информация о компании до сих пор циркулирует по рынку?"), а где нет. Это может не понравиться многим руководителям, но понадобится определенное терпение: мы ведь не требуем через полгода яблок с посаженной сегодня яблони…

Впрочем, "венец творения" здесь - случай, когда главный маркетер, рекламист и пиарщик в компании - сам генеральный директор. За исключением примеров феноменально талантливых людей (таких, например, как Олег Тиньков или Алексей Антипов), хорошим здесь кончается редко, ибо правят личный вкус и частный опыт, а не профессионализм узкого специалиста.

Причина же всех упомянутых проблем одна: системный недостаток маркетинговой культуры внутри организации; он не позволяет руководителям рассматривать маркетинг как дискретный процесс, все части которого в сумме действительно работают.

Причем работают прежде всего на повышение продаж.

Гамид Костоев, "Бизнес-журнал"
Advertology.Ru

15.03.2007

на печать


Комментарии

Александр Грамм
15.03.2007 14:22 | сообщение #1
 

Супер, вот поэтому из маркетолога я стал управляющим торгового центра.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 08:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация