Статьи

Продавай впечатление

Вначале ноября СКБбанк открыл в Екатеринбурге Центр развития малого бизнеса. Это третий банк Свердловской области, создающий специализированные подразделения для оказания услуг малым предприятиям: в 2005 году подобный центр создал ВУЗбанк, в начале осени этого года - Уральский Сбербанк. Кредитные организации региона пытаются искоренить стереотип недосягаемости банковских услуг для этой категории клиентов.

Формирование сети специализированных подразделений - элемент стратегии продвижения продуктов для малого бизнеса. Недостатка в предложениях нет: и региональные, и федеральные, и дочерние иностранные структуры применяют упрощенные схемы оценки заемщика, стандартизированный процесс выдачи кредитов и так далее. Но создать продукт - еще полдела. Нужно достучаться до аудитории, которой эти услуги предназначены. Поэтому вторая половина успеха - грамотная организация продвижения. От нее во многом зависят рост кредитования малого бизнеса и, как следствие, рентабельность этих операций для банков: чем больше объем, тем больше прибыль. Конкуренция в секторе обслуживания этой клиентуры перемещается, таким образом, в область маркетинговых технологий.

Есть контакт

Долгие годы малый предприниматель как клиент не был интересен банкам: непрозрачен, финансово полуграмотен, зачастую криминален. Поэтому большая часть малого бизнеса в России развивалась на деньги неофициальных каналов. Сегодня для банков ситуация изменилась: чтобы получать стабильный доход, увеличивать объемы бизнеса, им необходим постоянный приток новой клиентуры. Для предпринимателей, однако, мало что сдвинулось: те, кому хоть раз отказали в кредите, с недоверием относятся к банковской системе и предпочитают попрежнему брать деньги "на улице", хотя такие ресурсы обходятся значительно дороже. Поэтому перед банками стоит непростая задача - перетянуть новых клиентов с рынка частного капитала.

- Как правило, на этапе становления малые предприятия не имеют специалистов, способных просчитать эффективность того или иного способа кредитования. Зачастую им просто не хватает информации о специфике банковских инструментов. Мы восполняем этот пробел через проведение серии семинаров. Это позволяет в доступной форме рассказывать о банковских продуктах и параллельно формировать определенный уровень доверия, устанавливать личный контакт, - говорит начальник управления развития корпоративных продуктов Уральского банка реконструкции и развития Ольга Дрововозова.

При этом банки стараются включать в программу не только рекламу собственных услуг, но и массу обучающих элементов: грамотность предпринимателя становится предпосылкой успешной продажи банковских продуктов.

- На специальные семинары "Академия роста вашего бизнеса", которые проходят в небольших областных городах, мы приглашаем ведущих бизнестренеров страны. Они проводят тренинги по вопросам управления, маркетинга, - делится опытом начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса СКБбанка Евгений Филык.

Семь раз отмерь

Обучение - хороший, но недостаточный способ для того, чтобы заставить многочисленную армию предпринимателей пользоваться банковским кредитом. "Во всем мире для этого используются средства массовой информации. В России почемуто этот канал не работает", - признается директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМБанка Винченцо Трани.

Правда, не все коллеги Трани в регионах соглашаются с этим выводом. По словам Евгения Филыка, около 80% клиентов приходят в банк все-таки в результате рекламных кампаний в СМИ и действия наружной рекламы. Начальник отдела по связям с общественностью Уралтрансбанка Елена Березкина считает "наружку" самым эффективным способом: "Этот вид рекламы отличается наибольшей зрелищностью, охватом и лучше всего подходит для стимулирующего призыва. Она бросается в глаза в первую же секунду, запоминается быстро и надолго. Предприниматель, переживая за будущее своего бизнеса, постоянно думает о решении определенных проблем. Поэтому, разрабатывая дислокацию мест, мы стараемся, чтобы он увидел наши призывы не менее 6 - 7 раз: по законам рекламы только после этого человек начинает воспринимать информацию, реагировать на нее, примерять на себя. Результаты постоянного мониторинга говорят об эффективности этого носителя".

Банк "Северная казна", который только приступает к продвижению продуктов для малого бизнеса, намерен использовать преимущественно почтовую рассылку: "Она носит адресный характер и направляется заранее определенному кругу клиентов, соответственно, имеет наибольшую степень "попадания в цель"", - убежден начальник отдела кредитования малого бизнеса банка Петр Левин. Коллегу поддерживает Ольга Веская, начальник управления кредитования корпоративных клиентов Свердловского губернского банка: "Для продвижения специальных кредитных продуктов для малого бизнеса применяются все методы, но наибольший эффект дают прямые продажи".

Заместитель председателя правления ВУЗбанка Светлана Озорнина считает, что такой разброс оценок эффективности носителей обусловлен спецификой аудитории. Деятельность малого предприятия определяется личностью собственника, иногда в одном лице и руководителя, и единственного работника. Поэтому технологии продвижения продуктов для малого бизнеса - на стыке работы с физическими лицами и корпоративными клиентами.

- Наш банк одновременно задействует традиционные каналы для привлечения и физических лиц (растяжки, щиты, рекламу на радио и в прессе), и корпоративных клиентов (почтовые рассылки, индивидуальные выходы). Очень хорошие результаты показывает программа "Продавай в кредит". Она адресована компаниям сегмента В2В, клиентами которых являются субъекты малого предпринимательства. Совместные акции позволяют нам привлечь новых заемщиков, а предприятиям-партнерам увеличить объемы продаж.

Еще один канал продаж - общественные организации, объединяющие малые предприятия. По словам Елены Березкиной, наибольший эффект получается от сотрудничества с небольшими специализированными отраслевыми ассоциациями: "В этом году мы стали финансовым партнером Уральской ассоциации индустрии красоты, в которую входят порядка 450 салонов красоты, косметологических центров и т.п. Такие ассоциации объединяют малые предприятия по интересам, и мы можем быть действительно полезны друг другу".

Перспективный динамичный предприниматель с хорошей кредитной историей выгоден кредитным организациям. Конкуренция за него вывела на повестку дня задачу не только привлечения новых клиентов, но и удержания старых. Появились специальные способы переманивания клиентов. "Мы стремимся устанавливать наружную рекламу не только в местах активности потенциальных клиентов, но и возле банковконкурентов, которые уступают нашему банку по условиям кредитования малого бизнеса", - говорит Елена Березкина. А Сбербанк предлагает предприятию, которое кредитуется в каком-либо банке, но условия его не устраивают, взять более выгодный кредит и перекредитоваться - погасить задолженность у конкурента.

В противовес таким схемам выставляются методы поддержания лояльности клиента, в том числе и не чисто экономические.

- С октября 2004 года у нас запущена программа "Деловой сезон", - рассказывает руководитель группы организации работы с сетью банка "Драгоценности Урала" Людмила Филимонова. - Это регулярные деловые встречи с клиентами, конференции, круглые столы, консультации, общение не только в офисах по рабочим моментам, но и в неформальной обстановке. Благодаря "Деловым сезонам", банк и клиент из безликих участников сделки превращаются в полноправных партнеров.

Продавай эффект

Банки освоили технологии привлечения внимания малого бизнеса как потребителя. Остается научиться удерживать это внимание. К сожалению, нередко предприниматель уходит из банковского офиса разочарованным, не получив того, на что рассчитывал. Западные маркетологи указывают на главную ошибку российских коллег - чаще всего это неумение грамотно "упаковать" продукт. В одном из интервью "Э-У" один из ведущих экспертов в области банковской розницы президент компании Senteo Майкл Ракмэн заметил - проблема российских банков в том, что они продают услугу, а нужно продавать впечатление от ее приобретения:

- Что ценного в чашке кофе? Вы скажете - аромат. Да, за него я готов заплатить 2 - 3 цента. Но совсем другое дело, когда этот кофе, отлично сваренный и умело поданный официантом, я пью из великолепной тонкой чашки в хорошую погоду на центральной площади Рима - это несравнимые ощущения. И за них я готов платить больше.

Такой подход можно и нужно применять и к банковским продуктам. Дело за малым - определить: что именно впечатляет российского предпринимателя.

Ирина Перечнева
Эксперт

16.11.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.11.2024 - 05:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация