Статьи

Новый телесезон с низкого старта

Телеканалы рванули с места в карьер, расталкивая друг друга локтями. И "Россия", и Первый начали с высокорейтинговых ледовых феерий в одном формате и со сходными фамилиями "Танцы на льду" и "Звезды на льду". В ответ на недоуменные вопросы телекритиков о разительном сходстве программ, их создатели говорят одно: конкуренция.

Да, конечно, конкуренция. Но уж больно она выглядит нездоровой. В том числе и в прямом смысле этого слова. То есть травмоопасной.

Еще не начались шоу, но уже на тренировках случился звездопад. И опять же в прямом смысле этого слова. Наши небожители стали шлепаться на лед, который, как известно, не только скользкий, но и твердый. Сошел с дистанции, не выйдя на нее, Андрей Малахов. Инвар Калныньш и Алексей Пиманов покинули соревнование с серьезными ушибами. Последний повредил спину, первый - колено. Лика Креймер продолжила борьбу с болью в кисти. Рисковая чемпионка мира Мария Бутырская, по слухам, вышла на лед в интересном положении и вынуждена была покинуть проект со слезами на глазах. А народная артистка РФ Татьяна Догилева со скачущим давлением и с мольбой в глазах уговаривала судей и зрителей дать ей низкие оценки, чтобы все для нее уже закончилось. Жюри ее не пощадило, наградило  высокими баллами. Насколько гуманными окажутся телезрители, увидим в ближайшую субботу.

Кроме того, без сострадания и замирания сердца невозможно следить за тем, как держится на коньках "мент" Дукалис (артист Сергей Селин) с "Улиц разбитых фонарей". Как он приподнимает партнершу, переворачивает ее через себя и... не удержавшись, плюхается на нее. 

Честно говоря, танцы на льду в обоих проектах иногда напоминают "цирк на льду". Было такое шоу на манеже. Это когда разных зверушек ставили на коньки, и они демонстрировали умение скользить по льду. Некоторым из них удавалось прокатиться на двух лапах. Наибольший восторг вызывали медведи, медведицы и медвежата. Именно потому, что им, увальням, было труднее прочих.

Зрители бурно аплодировали, но не столько самим "фигуристам", сколько их дрессировщикам.

"Дрессировщикам" с Первого и с "России", всем нашим великим мастерам фигурного катания тоже есть, за что поаплодировать, и воскликнуть "браво", и прокричать "бис". Как и тем, впрочем, кто в здравом уме и трезвой памяти - я имею в виду звезд театра, кино и шоубизнеса -- рискнули сменить амплуа.

Но вопрос о "нездоровой конкуренции" все равно остался. Он, пожалуй, не столько юридического толка, сколько этического свойства.

Понимаю, что разговоры об этике применительно к каждодневной практике ТВ также уместны, как советы врача делать припарки покойнику. И все-таки этика, хотя и  неписаный закон в современной цивилизации, но она - закон.

Тут стоит, пожалуй, сделать экскурс в историю вопроса.

В прошлом сезоне из многочисленных развлекательных шоу наиболее удачным оказался  лицензионный проект на второй кнопке "Танцы со звездами". Танцевали профессионалы бального танца с дилетантами в этом деле, но большими мастерами в иных сферах деятельности. Зрелище получилось азартным и довольно эстетичным. Рейтинги рванули под облака. То был чувствительный щелчок по амбициям Первого канала, который не без основания считал себя законодателем мод на развлекательном поприще. Казалось, что "Россия" разовьет успех, и последуют "Танцы со звездами-2", а затем - три, четыре, пять, шесть... Но канал неожиданно решил сменить танцевальный паркет на ледовый каток. Драматургическая фабула осталась прежней: с десяток дуэтов, пятерка судей (тоже достаточно звездных), SMS-голосования зрителей, убывающая раз в неделю слабейшая пара и та же красивая пара ведущих - джентльмен Юрий Николаев и, наконец-то, "выбившаяся в люди няня" Вика Прутковская (она же - Анастасия Заворотнюк, выбившаяся в большие актрисы).

Едва "Россия" начала анонсировать свою ледовую эпопею, как Первый запустил в эфир свои рекламные ролики с Татьяной Тарасовой, и стало понятно, что два телевизионных монстра сошлись на одной достаточно узенькой, к тому же неверной дорожке. И что бодаться и бодаться им на ней аж до Нового года.

Довольно скоро выяснилось, что и правила игры в эфире Первого примерно те же, что и на второй кнопке. Только дуэтов побольше, имена партнеров погромче, каток помасштабнее, свет поярче, звук постереофоничнее, самореклама понастырнее, а в остальном, прекрасная маркиза...

На упреки и укоры в заимствовании идеи менеджеры Первого отвечают, не моргнув глазом: а у нас мысль сделать эффектное ледовое шоу возникла еще в пору Зимней Олимпиады в Турине. Именно тогда руководство канала обратило внимание на значительный рейтинговый потенциал фигурного катания.

Но одно дело зрительский "потенциал" зрелища. Другое: сюжетная конструкция, которая строится рядышком с точно таким уже воздвигнутым сооружением. Это еще похоже на известный прием в предвыборной политтехнологии: когда в список кандидатов рядом с фаворитом ставится его однофамилец, чтобы несколько запутать электорат, в крайнем случае, просто поставить подножку сопернику.

Разумеется, уровень соперничества двух главных федеральных каналов был и в прошлом году достаточно высоким. И раньше они не могли поделить форматы и звезд. Помянем удвоение в эфире Петросяна с его "Кривыми зеркалами", а также клонирование судебных шоу -- "Федеральный судья" (Первый канал) и "Суд идет" ("Россия"). Но ведь был пример и поиска альтернативного решения попсового зрелища. На Первом -- "Фабрика звезд", сработанная на базе реалити-шоу с привлечением знатных мастеров шоу-бизнеса, на "России" - "Народный артист", конкурс, сделанный с опорой конкурсантов на собственные вокальные и артистические силы.

Теперь же девиз: чем подобнее, тем вернее.

А что вернее?

Вернее то, что массовый зритель неизбежно станет путать каналы, каждый из которых так настаивает на своей особости и исключительности. Это при определении зрительских симпатий с помощью автоматических датчиков отчетливо видно, какой из каналов сколько набрал очков. А в подсознании миллионов при той стилистике конкуренции, которую мы сегодня наблюдаем в отечественном эфире, разница между соперниками стремительно стирается, и они все больше кажутся сиамскими близнецами.

Свое дело делает и реклама, показ блоков которой явно синхронизируется на ведущих телеканалах. В этой ситуации массовое подсознание не так уж и склонно обращать внимание на логотипы телекомпаний. Там лед, здесь лед; там звезды, здесь звезды. Разница между юрмальской "Новой волной" и сочинскими "Пятью звездами" в том, что там Пугачева с Паулсом, а здесь Киркоров с Кобзоном.

Но, может быть, в этом стирании видимых граней между самыми  могущественными кампаниями есть некоторый потаенный умысел? Может, это психологическая подготовка населения и оправдание в его глазах слияния двух каналов в одну полноводную магистраль? Может быть, мы возвращаемся через такую вот конкуренцию к теории и практике Центрального Телевидения (ЦТ)?

Почему нет, если сплошь и рядом сливаются промышленные компании, финансовые корпорации и политические партии.

Тем более, что новый телесезон - это сезон нового цикла предвыборных кампаний, по ходу которых ТВ суждено стать главным рычагом по управлению демократией.  

Юрий Богомолов
rian.ru

02.10.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 19:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация