Статьи

Нарушение авторских прав в интернет: зарубежный и отечественный опыт

О том, что авторское право слабо защищено в Интернете, известно каждому, кто хоть раз размещал в Сети свои творения. Фраза "All Rights Reserved" – практически утратила свой смысл, она пишется как нечто обязательное и… бесполезное. Закон РФ от 9 июля 1993г. "Об авторском праве и смежных правах" не всегда поможет в случае незаконного использования созданного вами интеллектуального продукта. Найти во всемирной паутине ответственных за нарушение авторских прав иногда достаточно проблематично.

Как показывает мировая практика, индивидуальные проблемы авторов, чьи права нарушены в Интернете, далеко не единственные в своем роде. С развитием Интернета, правонарушения возрастают, да и нарушителей видят не в лице отдельных личностей или отдельных сайтов. Обвинения обрушиваются даже на поисковые системы.

Зарубежный опыт

Поисковый гигант Google прославился бесконечными судебными разбирательствами. Совсем недавно французское издательство La Marthiniere подало в суд на Google, обвиняя компанию не только в нарушении авторских прав, но и прав на интеллектуальную собственность. Оказалось, что Google разместил на сайте книги и отрывки из произведений, которые защищены авторским правом. В судебном разбирательстве были задействованы и Google France, и американский холдинг Google Inc.

За год до начала судебного разбирательства Google в рамках проекта Google Print отсканировал книги из разных библиотек мира. Во Франции компания была подвергнута жесткой критике, однако это не повлияло на дальнейшее поведение Google.

Как тут не процитировать официальное заявление Международной ассоциации библиотечных учреждений, принятое на 62-й конференции в Пекине еще в 1996 году: "Преимущества новых технологий должны быть доступны всем – общественности, правообладателям и библиотечным работникам. Информация должна быть доступна независимо от используемого формата. Законодательство об охране авторского права стимулирует интеллектуальную деятельность и не должно ограничивать доступ к информации и к идеям. Идеи, содержащиеся в электронной информации, должны быть доступны не только тем, кто способен заплатить за ее использование. Отсутствие четкого определения прав библиотекарей и пользователей информации, не затрагивающих, однако, законных интересов владельцев авторского права, может углубить разделение на богатых информацией и бедных информацией…"

Так что Google, можно предположить, трудился на благо простого пользователя, хотя судебное решение было вынесено не в его пользу.

Руководитель группы по интеллектуальной собственности крупнейшего в России медийного холдинга ОАО "Газпром-Медиа" Павел Савицкий подчеркивает неоднозначность вопросов, связанных с авторским правом:

"В мире правовое регулирование ответственности поисковых систем за нарушение прав обладателей контента не вполне единообразно. Для начала, нужно понять, о каких правах идет речь, ведь в интернете могут размещаться стихи или проза, фонограммы, фотографии, карты, описания изобретений, предложения о продаже товара и множество других видов информации. Не всё из перечисленного защищается авторским правом, а равно и не во всех странах данное право действует одинаково. Вместе с тем, можно найти общий подход к оценке нарушения, независимо от вида нарушаемых прав. Невзирая на вид права, всегда существуют нарушитель и правообладатель. Если кто-либо получает прибыль за счет самовольного использования "чужого" объекта, эти действия могут считаться незаконными, и все зависит от объема прав на этот "чужой" объект".

Два года назад порнографическая фирма Perferct 10 Inc. обвинила Google Inc. в нарушении авторских прав, так как поисковик выводил в результатах поиска ссылки на сайты, которые незаконно использовали фотографии Perfect 10. "Но позвольте, – скажут многие, – лишь использование изображения с других сайтов не нарушает закон"! Незаконным является использование чужой информации в коммерческих целях, в этом и была обвинена компания.

Когда ближайший конкурент Google, компания Yahoo, официально объявила о планах формирования собственной цифровой библиотеки, то были учтены все недочеты, которые допустил Google. Yahoo неоднократно делала заявления, что библиотека будет "уважать интересы держателей авторских прав".

Отечественный опыт

Россия в этом вопросе просто идеальна. Ни одного прецедента. Неужели российские поисковики так безупречны? Скорее всего, до России модная волна судебных разбирательств с поисковыми системами еще не дошла, да и в законодательстве такая ответственность не предусмотрена.

"Мне кажется, что в России вопрос об ответственности поисковой системы за "обнаружение" в глобальной сети охраняемого произведения или иного объекта прав должен решаться в каждом случае отдельно, с учетом оценки необходимости и достаточности предусмотрительности владельцев поисковой системы, а также их вины и размера причиненного ущерба, - считает Павел Савицкий. - Например, если система будет "взламывать" защищенные сетевые библиотеки, требующие оплаты за прочтение произведений, то такие действия явно следовало бы отнести к правонарушениям. В то же время, если владельцы поисковой системы заключили соответствующий договор с сетевой библиотекой, которая (как предполагает владелец поисковой системы) имеет договоры с авторами, - такие действия минимизируют риск ответственности владельцев поисковой системы за нарушение прав авторов".

Однако президент юридической фирмы "Интернет и право" Антон Серго придерживается другого мнения:

"Любое использование объекта авторского права требует согласия его правообладателя. "Поисковики" используют произведения без какого-либо согласования (юридически). Ответственность в РФ возможна, но пока прецедентов не было".

В своей же одноименной книге автор подчеркивает: "Отечественные поисковые машины осуществляют непрерывный "просмотр" российского сегмента сети Интернет с обработкой и накоплением информации. Небольшая законодательная поддержка поисковых систем позволила бы им стать тем средством, с помощью которого возможно было из "автоматизированной информационной системы" получать документы, имеющие юридическую силу, в упрощенном порядке. Реализация такого проекта решила бы многие проблемы…"

Точно одно: российскому интернет-сегменту еще только предстоит столкнуться с подобными проблемами.

Елена Попова

21.08.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 00:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация