Россию ждет новая волна мобильных сервисов
К концу 2005 года стало ясно, что российский рынок контент-услуг в имеющемся виде довольно ограничен, и динамика его развития невелика. Эйфория прошла, аналитики начали строить новые скорректированные прогнозы и обращать свое внимание на зарубежные рынки. А что там прижилось?
Этим можно объяснить проведение весной 2006 года сразу двух конференций, посвященных добавочным сервисам (VAS) и повышению ARPU. Это VAS Russia 2006, прошедшая при поддержке ассоциации 3G, и Mobile VAS – Russia. Аудитория мероприятий включала в себя не только российских игроков рынка, но и ведущих иностранных операторов и контент-провайдеров. Их идеи по методам повышения ARPU оказались весьма полезными.
Год обманутых надежд
В 2005 году сразу же после 1 квартала произошло заметное снижение доли VAS с 15% до 13% в общих доходах сотовых операторов. Контент-услуги, на которые возлагались большие надежды, оказались не настолько востребованы в России, чтобы обеспечить дальнейший быстрый рост доходов игрокам этого рынка.
Доходы российских операторов от VAS в 2005 году
Источник: iKS Consulting, 2006
Причинами стагнации рынка является как дутый рост абонентской базы сотовых операторов, вызванный различного рода маркетинговыми акциями, так и достижения предела возможностей со стороны абонентов по затратам на контент: картинки и мелодии звонков.
В результате рынок VAS вырос в 2005 году лишь на 46% и достиг величины $1,43 млрд. Двигателем роста являлся самый востребованный сервис – SMS сообщения, на который приходится 50% всех доходов от добавочных сервисов. Активно развивалось в прошлом году такое направление, как мобильный интернет, в конце 2005 года на него приходилось 18% рынка VAS.
Структура рынка VAS по услугам в 2005 году
Источник: iKS Consulting, 2006
Доля контент-услуг составила всего 22%. Может быть, имеет смысл оставить в покое это стагнирующее направление? В любом случае, рост доходов от голосовых услуг замедляется, операторам нужно искать альтернативный генератор прибыли.
Что нужно абонентам?
Рост затрат на мобильную связь со стороны абонентов возможен только в том случае, если операторы смогут предоставить дополнительные сервисы, удовлетворяющие потребности своих клиентов. Частные лица нуждаются в безопасности и сохранении приватных данных, а также в защите от несанкционированных вызовов, мобильного спама. Они вполне готовы потратить дополнительные средства в случае получения контроля за своими затратами. Индивидуальным пользователям всегда интересны сервисы, обеспечивающие удобные средства общения с семьей, друзьями и коллегами по работе. Главное требование во всех этих случаях – простота доступа к услуге, исключение сложностей в процессе ее использования.
Корпоративные пользователи готовы вкладывать дополнительные средства в сервисы, направленные на повышение доходности компании. С одной стороны это уменьшение затрат на инфраструктуру и связь, элементы телеком-аутсорсинга. С другой – появление удобных средств общения с клиентами (например, колл-центры, голосовые порталы) и расширение клиентской базы – использование возможностей мобильной рекламы.
Весьма перспективной выглядит идея создания конвергентной системы обмена сообщениями. При этом могут передаваться разные типы данных – голосовые сообщения, SMS, MMS, файлы, видеофрагменты. Такой сервис будет востребован как частными, так и корпоративными клиентами.
Довольно удачным решением, стимулирующим рост ARPU, является создание порталов, аккумулирующих различные сервисы. Главное отличие такого проекта – возможность персонифицированного доступа. Раз зарегистрировавшись и высказав свои предпочтения, в дальнейшем абонент получит настроенный именно под него контент сайта, таргетированную рекламу, доступ к интересующим его сервисам. Это могут быть средства общения (чаты, форумы), текстовая информация (новости, книги), потоковое аудио/видео (прямые видеотрансляции, мобильное радио). Через такой портал пользователь сможет оплатить различные услуги, приобрести билеты и запросить любую необходимую информацию. Подобные решения уже успешно используются в мире, и появление крупных "центров мобильной жизни" - не за горами.
Какими будут мобильные сервисы в будущем?
Что, кроме обычных звонков, будет доступно абоненту сотовой связи в ближайшем будущем? Несомненно, будут пользоваться спросом различные средства персонализации своего мобильника: новые мелодии звонков, заставки, картинки, обои. Интересная возможность, которую уже обкатывают некоторые компании – замена звуков вызова абонента на другой звуковой контент. Еще большую популярность получат мобильные игры и различное ПО для сотовых телефонов. Наконец, ожидается активный рост популярности мобильных видеоклипов и просмотра прямых видеотрансляций.
Из того, что еще не прижилось на российском рынке, выделим мобильные игры в реальном режиме времени. Это могут быть стратегии, симуляторы или спортивные игры, азартные игры, а также миры виртуальной реальности, созданные для общения и развлечения. Кроме того, ожидается бум мобильных аукционов и различных интерактивных сервисов, обеспечивающих участие в голосованиях, онлайн-ток-шоу, различных праздничных мероприятиях и играх.
Но реальная прибыль для сотовых операторов может таиться в более прозаичных и порой незаметных для абонента сервисах. Например, SMS-информирование о пропущенных вызовах. Чем оно отличается от подключенных у многих бесплатной услуги АОН? Тем, что абонент получит информацию не только о том, кто и когда звонил, но и зачем. Пользователь, не получивший ответ на свой звонок, может нажатием одной кнопки сформировать и отправить шаблон сообщения, например "Перезвони мне срочно" или "Как освободишься, сообщи мне по SMS", а может даже "Жду звонка до 20:00, после не звони". Получив уведомление о звонивших, абонент может либо перезвонить, либо отправить SMS, которая сообщит о текущем статусе и инициирует обратный звонок.
Сторонники MMS не спешат уступать свою долю рынка без боя. Они надеются на новую волну интереса к MMS, связанную с грамотным подбором тем сообщений. Так, текст, изображения, анимация и видео эротического содержания могут найти свою многотысячную аудиторию. Известно, что эта тема привлекает пользователей больше, чем контент развлекательного жанра (смешные фото, анекдоты), спортивный контент и информация о погоде.
Ожидается, что в скором времени пользователям предложат еще один интересный сервис – MMS газеты, которые будут включать разнородную информацию по интересующей абонента теме. Последний козырь MMS – поздравительные открытки. Этот сервис уже известен российским пользователям, но особой популярности он не получил, хотя имеет громадный потенциал.
Все дело в провайдерах
Для увеличения ARPU сотовым операторам необходимо активно предлагать дополнительные сервисы своим абонентам. Но за каждым новым VAS стоит довольно серьезное финансовое вложение в сетевую инфраструктуру, к которому компании не всегда готовы.
Например, довольно много было разговоров о возможности определения в GSM-сетях местонахождения пользователей. По идее, это новый, совершенно непаханый рынок, где найдется место сервисам по контролю за детьми, за перемещением грузов, новые методы рекламы, новые игры и способы знакомств, наконец. Тем не менее, о широком распространении подобной возможности пока говорить не приходится.
Появление качественного мобильного контента также возможно лишь в случае активных финансовых влияний, что ведет к консолидации этого рынка. В ближайшее время на арене останутся только крупные игроки с диверсифицированным бизнесом. Вполне возможно, что получит распространение контент-дистрибуция, когда мелкие генераторы контента будут предоставлять его операторам через компании-агрегаторы.
Именно 2006 год расставит всех игроков рынка VAS по местам, и "в дамках" окажется лишь тот, кто с ювелирной точностью сможет определить мобильные потребности российских пользователей сотовой связи.
CNews
28.07.2006
Комментарии
Написать комментарий