Статьи

Россию ждет новая волна мобильных сервисов

Российские сотовые операторы не теряют надежды на повышение среднемесячного дохода на одного абонента (ARPU). Вслед за не очень удачной первой волной контент-услуг идет новая. Сервисы обещают быть более утилитарными, незаметными, но от этого не менее прибыльными.

К концу 2005 года стало ясно, что российский рынок контент-услуг в имеющемся виде довольно ограничен, и динамика его развития невелика. Эйфория прошла, аналитики начали строить новые скорректированные прогнозы и обращать свое внимание на зарубежные рынки. А что там прижилось?

Этим можно объяснить проведение весной 2006 года сразу двух конференций, посвященных добавочным сервисам (VAS) и повышению ARPU. Это VAS Russia 2006, прошедшая при поддержке ассоциации 3G, и Mobile VAS – Russia. Аудитория мероприятий включала в себя не только российских игроков рынка, но и ведущих иностранных операторов и контент-провайдеров. Их идеи по методам повышения ARPU оказались весьма полезными.

Год обманутых надежд

В 2005 году сразу же после 1 квартала произошло заметное снижение доли VAS с 15% до 13% в общих доходах сотовых операторов. Контент-услуги, на которые возлагались большие надежды, оказались не настолько востребованы в России, чтобы обеспечить дальнейший быстрый рост доходов игрокам этого рынка.

Доходы российских операторов от VAS в 2005 году

Источник: iKS Consulting, 2006

Причинами стагнации рынка является как дутый рост абонентской базы сотовых операторов, вызванный различного рода маркетинговыми акциями, так и достижения предела возможностей со стороны абонентов по затратам на контент: картинки и мелодии звонков.

В результате рынок VAS вырос в 2005 году лишь на 46% и достиг величины $1,43 млрд. Двигателем роста являлся самый востребованный сервис – SMS сообщения, на который приходится 50% всех доходов от добавочных сервисов. Активно развивалось в прошлом году такое направление, как мобильный интернет, в конце 2005 года на него приходилось 18% рынка VAS.

Структура рынка VAS по услугам в 2005 году

Источник: iKS Consulting, 2006

Доля контент-услуг составила всего 22%. Может быть, имеет смысл оставить в покое это стагнирующее направление? В любом случае, рост доходов от голосовых услуг замедляется, операторам нужно искать альтернативный генератор прибыли.

Что нужно абонентам?

Рост затрат на мобильную связь со стороны абонентов возможен только в том случае, если операторы смогут предоставить дополнительные сервисы, удовлетворяющие потребности своих клиентов. Частные лица нуждаются в безопасности и сохранении приватных данных, а также в защите от несанкционированных вызовов, мобильного спама. Они вполне готовы потратить дополнительные средства в случае получения контроля за своими затратами. Индивидуальным пользователям всегда интересны сервисы, обеспечивающие удобные средства общения с семьей, друзьями и коллегами по работе. Главное требование во всех этих случаях – простота доступа к услуге, исключение сложностей в процессе ее использования.

Корпоративные пользователи готовы вкладывать дополнительные средства в сервисы, направленные на повышение доходности компании. С одной стороны это уменьшение затрат на инфраструктуру и связь, элементы телеком-аутсорсинга. С другой – появление удобных средств общения с клиентами (например, колл-центры, голосовые порталы) и расширение клиентской базы – использование возможностей мобильной рекламы.

Весьма перспективной выглядит идея создания конвергентной системы обмена сообщениями. При этом могут передаваться разные типы данных – голосовые сообщения, SMS, MMS, файлы, видеофрагменты. Такой сервис будет востребован как частными, так и корпоративными клиентами.

Довольно удачным решением, стимулирующим рост ARPU, является создание порталов, аккумулирующих различные сервисы. Главное отличие такого проекта – возможность персонифицированного доступа. Раз зарегистрировавшись и высказав свои предпочтения, в дальнейшем абонент получит настроенный именно под него контент сайта, таргетированную рекламу, доступ к интересующим его сервисам. Это могут быть средства общения (чаты, форумы), текстовая информация (новости, книги), потоковое аудио/видео (прямые видеотрансляции, мобильное радио). Через такой портал пользователь сможет оплатить различные услуги, приобрести билеты и запросить любую необходимую информацию. Подобные решения уже успешно используются в мире, и появление крупных "центров мобильной жизни" - не за горами.

Какими будут мобильные сервисы в будущем?

Что, кроме обычных звонков, будет доступно абоненту сотовой связи в ближайшем будущем? Несомненно, будут пользоваться спросом различные средства персонализации своего мобильника: новые мелодии звонков, заставки, картинки, обои. Интересная возможность, которую уже обкатывают некоторые компании – замена звуков вызова абонента на другой звуковой контент. Еще большую популярность получат мобильные игры и различное ПО для сотовых телефонов. Наконец, ожидается активный рост популярности мобильных видеоклипов и просмотра прямых видеотрансляций.

Из того, что еще не прижилось на российском рынке, выделим мобильные игры в реальном режиме времени. Это могут быть стратегии, симуляторы или спортивные игры, азартные игры, а также миры виртуальной реальности, созданные для общения и развлечения. Кроме того, ожидается бум мобильных аукционов и различных интерактивных сервисов, обеспечивающих участие в голосованиях, онлайн-ток-шоу, различных праздничных мероприятиях и играх.

Но реальная прибыль для сотовых операторов может таиться в более прозаичных и порой незаметных для абонента сервисах. Например, SMS-информирование о пропущенных вызовах. Чем оно отличается от подключенных у многих бесплатной услуги АОН? Тем, что абонент получит информацию не только о том, кто и когда звонил, но и зачем. Пользователь, не получивший ответ на свой звонок, может нажатием одной кнопки сформировать и отправить шаблон сообщения, например "Перезвони мне срочно" или "Как освободишься, сообщи мне по SMS", а может даже "Жду звонка до 20:00, после не звони". Получив уведомление о звонивших, абонент может либо перезвонить, либо отправить SMS, которая сообщит о текущем статусе и инициирует обратный звонок.

Сторонники MMS не спешат уступать свою долю рынка без боя. Они надеются на новую волну интереса к MMS, связанную с грамотным подбором тем сообщений. Так, текст, изображения, анимация и видео эротического содержания могут найти свою многотысячную аудиторию. Известно, что эта тема привлекает пользователей больше, чем контент развлекательного жанра (смешные фото, анекдоты), спортивный контент и информация о погоде.

Ожидается, что в скором времени пользователям предложат еще один интересный сервис – MMS газеты, которые будут включать разнородную информацию по интересующей абонента теме. Последний козырь MMS – поздравительные открытки. Этот сервис уже известен российским пользователям, но особой популярности он не получил, хотя имеет громадный потенциал.

Все дело в провайдерах

Для увеличения ARPU сотовым операторам необходимо активно предлагать дополнительные сервисы своим абонентам. Но за каждым новым VAS стоит довольно серьезное финансовое вложение в сетевую инфраструктуру, к которому компании не всегда готовы.

Например, довольно много было разговоров о возможности определения в GSM-сетях местонахождения пользователей. По идее, это новый, совершенно непаханый рынок, где найдется место сервисам по контролю за детьми, за перемещением грузов, новые методы рекламы, новые игры и способы знакомств, наконец. Тем не менее, о широком распространении подобной возможности пока говорить не приходится.

Появление качественного мобильного контента также возможно лишь в случае активных финансовых влияний, что ведет к консолидации этого рынка. В ближайшее время на арене останутся только крупные игроки с диверсифицированным бизнесом. Вполне возможно, что получит распространение контент-дистрибуция, когда мелкие генераторы контента будут предоставлять его операторам через компании-агрегаторы.

Именно 2006 год расставит всех игроков рынка VAS по местам, и "в дамках" окажется лишь тот, кто с ювелирной точностью сможет определить мобильные потребности российских пользователей сотовой связи.

Александр Радаев
CNews

28.07.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 19:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация