Телелидеры недели
На этот раз в рамках "Чистосердечного признания" зрителей привлек фильм о страсти к азартным играм, о том, как женщин проигрывают в карты и в рулетку, как это увлечение доводит людей до смерти и в "мирной" жизни, и на зоне. Интерес у московской аудитории к аномальным человеческим проявлениям был абсолютно адресным: зрители пришли на НТВ именно к началу проекта, фактически проигнорировав идущую практически в это же время на канале "Россия" программу "Вести недели" (ее доля в Москве вдвое меньше, чем у "ЧП", всего около 16%) и реалити-шоу "Первого канала" "Империя", в котором участвуют звезды политики и шоу-бизнеса (этот проект в столице вообще предпочли смотреть лишь 13% телезрителей).
Кроме "Чистосердечного признания" в десятке самых популярных проектов еще один блок криминала на НТВ – "Чрезвычайное происшествие", а также другой рейтинговый лидер канала – "Программа 'Максимум'". Но доля последнего проекта в столице вновь была несколько ниже обычного – 23,3%. В последнее время программа явно теряет традиционный для себя накал. Потенциал эксклюзивных скандальных тем и всего того, "что скрыто", видимо, начинает себя постепенно исчерпывать. Многие темы, эпизоды, а то и целые сюжеты показываются в рамках программы уже по второму кругу. Так, на прошлой неделе в "Программе 'Максимум'" после снятия по неизвестным причинам уже проанонсированного сюжета о вечеринке высокопоставленных светских персонажей с участием певицы Шакиры поставили сюжет, ранее показанный в другом выпуске,– о побочных бизнес-проектах отечественных звезд шоу-бизнеса. Конечно, в телеэфире бывают экстренные случаи, когда из программы слетает сюжет и надо срочно закрывать внезапно образовавшуюся дыру. Но чтобы ставить в еженедельной цикловой программе повтор уже показанного ранее сюжета – такое припомнить в эфире федерального канала трудно. Но, видимо, в "Программе 'Максимум'" считают, что их зритель в череде скандалов и трэша не различит или не заметит, что ему подложили сюжет "второй свежести".
И это не первый случай: ранее показанные в "Программе 'Максимум'" репортажи уже повторялись, пусть и с небольшими переработками. Например, история про музыкальных исполнителей, "отдающих" за деньги свои голоса популярным эстрадным артистам, которые не умеют петь вживую, использовалась как минимум дважды. Более того, есть еще одна примечательная тенденция, которая прослеживается сразу в трех программах НТВ: той же "Программе 'Максимум'", цикле "Профессия – репортер" и итоговом выпуске "Сегодня". В них также зачастую используются одни и те же темы, которые либо после некоторой трансформации выливаются в отдельный фильм, как это бывает в "Репортере", либо, напротив, тема, лежащая в основе какой-то из работ цикла, потом "переосмысливается" и попадает в виде отдельного сюжета в "Программу 'Максимум'" или еженедельный выпуск "Сегодня".
Каждую из программ это стало лишать собственной индивидуальности. Но изобретать новые темы и сюжеты, похоже, нет ни стимула, ни желания. Все три проекта НТВ, несмотря на усиливающуюся вторичность, пользуются у телевизионной аудитории стабильным интересом и имеют высокие рейтинги, особенно в Москве. И потому ломать уже устоявшийся уклад форматов и скандально-криминальных тем на НТВ вряд ли станут. Ведь весь телесезон-2005/06 не только на НТВ, но и на "Первом" проходит под знаком "желтой" тележурналистики. А у зрителя интерес к ней не только не пропадает, но и усиливается. Конкуренцию скандалам и чужой частной жизни на телеэкране составляют лишь некоторые сериалы (сейчас в рейтинговом авангарде стабильно держится только "Не родись красивой" на СТС с долей около 30% и заканчивающаяся мелодрама "Две судьбы-3" на "Первом" с долей выше 35%) да Евгений Петросян с его "Кривым зеркалом" на "России". Но и к "Зеркалу" интерес массовой аудитории идет на спад: особенно это заметно в Москве, где доля очередной петросяновской премьеры составила около 30% вместо прежних 40% и выше.
Зрители страны активно смотрели также премьеру "Первого канала" – фильм Андрея Кравчука "Итальянец", который в этом году Россия выдвигала на "Оскар". Но фильм, побывавший на многих российских и международных фестивалях, в тройку лидеров телеэфира не попал. Это уже не первая знаковая премьера на "Первом", но, в отличие от "Гарпастума" Алексея Германа-младшего, "Итальянца" на канале изначально адресовали не элитарной, а массовой аудитории, поставив его в воскресный прайм-тайм. При этом в Москве "Итальянца" смотрели заметно меньше, чем в остальной России: доля в столице всего 16,5% – почти вдвое меньше, чем по стране.
Ну а самую высокую долю аудитории и по России, и в Москве собрал фильм "Детская любовь, или Как я провел лето", который смотрела почти половина всех телезрителей страны (44%). История ученицы четвертого класса московской школы Вали Исаевой, ставшей матерью в 11 лет, уже не раз поднималась в СМИ: на том же "Первом канале" ее несколько раз обсуждали в программе Андрея Малахова "Пусть говорят". Валя и ее 18-летний жених из Таджикистана Хабибулла, которого то хотели посадить за совращение малолетней, то, наоборот, принуждали жениться, стали главными героями и страдальцами фильма. Его анонс гласил, что авторы хотят представить через судьбу девочки "целый социальный срез нашего общества с гастарбайтерами, нищетой, душевной опустошенностью, безразличием чиновников, заброшенностью детей и... обычной человеческой любовью". Но на деле все продекларированные намерения, как это часто бывает, обернулись лишь очередными пикантными подробностями этой истории и подтверждением того, что девочка за время пристального интереса к ней со стороны телевидения успешно освоила амплуа телезвезды. Но зрителям важен не авторский подход – важна история, в центре которой есть скандал.
В числе наиболее популярных проектов недели еще один эпатажный фильм на "Первом канале" под броским названием "Дуремар и красавицы" о личной жизни знаменитого актера и режиссера Владимира Басова. Показатели этого фильма тоже высоки – доля аудитории по стране более 35%: очередное подтверждение, что частная жизнь, особенно любовные коллизии в судьбах популярных людей, пока остается беспроигрышным форматом с точки зрения рейтингов.
Политические программы госканалов на этой неделе тоже продолжали использовать уже опробованные темы: к выпадам в адрес украинских властей и демонизации теперь уже бывшего лидера партии "Родина" Дмитрия Рогозина добавилось дружное одобрение действий властей Белоруссии и лично Александра Лукашенко при разгоне митинга оппозиции в Минске. А канал "Россия" в "Вестях недели" продолжил формировать позитивный образ Минобороны и лично его главы Сергея Иванова. Напомним, в прошлом выпуске "Вестей недели" репортер Андрей Кондрашов с помощью главкома сухопутных войск Алексея Маслова пытался представить в новом свете "дело Сычева": оказывается, никаких издевательств над солдатом, в результате которых он остался инвалидом, не было, а скандал раздула военная прокуратура, ополчившаяся против Минобороны. На этот раз отличился сам Сергей Брилев. Беря интервью у министра обороны, он лишь в собственной подводке заметил, что обсуждение дела Сычева стало "ключевой политической темой последних дней". Но вопроса по этой "ключевой теме" самому Сергею Иванову господин Брилев почему-то так и не задал. Зато ведущий, почти не перебивая, выслушал рассказ министра о его полномочиях и аппаратных назначениях в рамках недавно созданной в правительстве военно-промышленной комиссии. А самым первым, то есть, по логике, и самым актуальным вопросом интервью был вопрос о том, сколько времени прошло с момента назначения Сергея Иванова вице-премьером. Ответ ведущий, как и следовало ожидать, получил вполне исчерпывающий: "Четыре месяца".
Точно неизвестно, насколько подобные вопросы ведущих и корреспондентов госканалов востребованы аудиторией. Но рейтинги "Вестей недели" говорят об устойчивом интересе к программе со стороны жителей России в целом. Впрочем, те зрители, для которых прежде всего делаются такие программы госканала и задаются такие вопросы, имеют совершенно особые пристрастия. Госзаказ существует по другим телевизионным законам, нежели скандалы и развлечения, столь востребованные на телеэкране широкими народными массами.
30.03.2006
Комментарии
Написать комментарий