Базы данных – революционная эволюция
Со времени изобретения письменности перед человечеством стояла задача хранения данных. Поддержка записей имеет долгую историю, но, несмотря на эволюцию от глиняных таблиц к папирусу, затем к пергаменту и наконец к бумаге, все это время она имела одну общую черту - обработка информации производилась вручную.
С развитием цивилизации документооборот грозил поглотить все время специалиста - к концу XX века у многих компаний имелись целые этажи, предназначенные для хранения документов, что, согласитесь, не так далеко от хранения глиняных таблиц в шумерских архивах.
С появлением компьютеров задача документооборота упростилась - хранить документы в электронном виде оказалось просто, дешево и удобно. Ключевым компонентом этой новой технологии было программное обеспечение. Стало сравнительно легко программировать и использовать компьютеры, гораздо проще сортировать, анализировать и обрабатывать данные. Появились стандартные пакеты для таких общеупотребительных бизнес-приложений, как бухгалтерия, расчет заработной платы, ведение инвентарных ведомостей, управление подпиской, банковская деятельность и ведение библиотек документов.
Реакция на появление этих новых технологий была вполне предсказуемой: в крупном бизнесе сохраняли еще больше информации и требовали все более быстрого оборудования.
В процессе своей деятельности промышленные предприятия, корпорации, ведомственные структуры, органы государственной власти и управления накопили большие объемы данных. Они содержат огромные возможности по извлечению полезной аналитической информации, на основе которой можно выявлять скрытые тенденции, строить стратегию развития, находить новые решения.
Очевидно, что обеспечить оперативный доступ к большей части данных не так уж сложно. Однако любой из нас сталкивался с ситуацией, когда найти нужный документ, так разумно сохраненный в прошлом месяце (или году), оказывается несоразмерно трудоемко. В этот момент становится понятно, что традиционных возможностей файловых систем уже недостаточно для успешности в современном мире - мире информационных технологий.
Сегодня для получения дополнительных конкурентных преимуществ большинство отечественных компаний нуждаются в серьезной IT-поддержке своего бизнеса - системе преобразований компании, основанной на применении информационных технологий и направленной на увеличение эффективности деятельности организации.
Во второй половине 90-х на многих предприятиях стали осознавать, что имеющиеся в их распоряжении данные являются ценным достоянием, правильное использование которого может создать конкурентные преимущества. Крупные компании в течение десятков лет накапливали данные о своих клиентах, поставщиках, продуктах и услугах. Однако они понимали, что их данные хранятся в разрозненных системах и для дальнейшего развития бизнеса эти сведения необходимо интегрировать. Потребность в интеграции корпоративной информации послужила толчком к созданию баз данных.
Это становится особенно актуальным именно сейчас, когда благодаря высоким темпам развития электронной коммерции работающие в Интернете фирмы могут превратиться в огромные предприятия в течение нескольких месяцев, а то и недель. И, как следствие, будут стремительно расти и их базы данных.
Поэтому предусмотрительный руководитель должен начинать инвестирование в IT-поддержку, не доводя предприятие до границы принятия решения, когда его фирма столкнется с предельным объемом издержек. Реальной проблемой, встающей перед топ-менеджментом компании, является такая организация накопленных архивов данных, которая позволила бы легко находить требующуюся информацию. Нахождение в большой базе данных структур, тенденций, аномалий и релевантной информации является одной из новых, наиболее впечатляющих областей управления данными.
Тем, кто уже пошел этим путем, очевидно, что базы данных могут коренным образом изменить характер работы любых организаций, позиционирующихся в разных предметных областях, избавив менеджеров от выполнения рутинных процедур, связанных с поиском информации в многочисленных файлах, бумажных документах, справочниках и стандартах. Это новый виток развития компании, ведущий ее на следующую ступень эволюции, хотя зачастую и революционными методами.
Снижение временных затрат является лишь косвенным эффектом автоматизации. Главная задача развития информационных технологий в другом - в приобретении организацией принципиально новых качеств, дающих ей существенные конкурентные преимущества. Это как раз тот случай, который дорогого стоит.
Тем более что сегодня установка и администрирование баз данных - это гораздо менее сложный процесс, чем еще несколько лет назад. Проектирование и управление базой данных в значительной степени автоматизированы. Программное обеспечение, позволяющее решить эту задачу - создавать БД, обновлять хранимую в ней информацию - и обеспечивающее удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска, называется системой управления базой данных (СУБД).
Система управления базами данных создает на экране компьютера определенную среду для работы пользователя (пользовательский интерфейс). Кроме того, СУБД имеет определенные режимы работы и систему команд. На основе СУБД создаются и функционируют информационные системы. Нелишне напомнить, что системы управления базами данных - это одна из самых успешных технологий во всей компьютерной отрасли. Каждый год на системы и приложения для баз данных тратятся миллиарды долларов. Системы управления базами данных играют исключительную роль в организации современных промышленных, инструментальных и исследовательских информационных систем.
Типичными режимами работы с СУБД являются создание БД, редактирование БД, манипулирование БД, поиск в БД. Для работы в каждом режиме существует своя система команд СУБД. Всякая работа пользователя с базой данных строится в форме алгоритма, составленного из этих команд. Такие алгоритмы могут выполняться в режиме прямого выполнения (отданная команда сразу выполняется) и в режиме автоматического выполнения, т. е. в программном режиме.
Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Пользователями базы данных могут быть различные прикладные программы, программные комплексы, а также специалисты предметной области, выступающие в роли потребителей или источников данных (называемые конечными пользователями).
Основной особенностью грамотно построенной СУБД является ее функциональная возможность резкого снижения трудозатрат на обработку практически всей внутренней и внешней деловой информации организации. Спроектированная таким образом БД позволяет каждому отделу использовать информацию, введенную одним пользователем, и избавляет подразделения компании от необходимости дублирования данных, что ведет к резкому снижению трудозатрат. Например, информация о проданном товаре уже в момент отпуска со склада становится равно доступна и менеджеру по продажам, и бизнес-приложениям общей бухгалтерии и расчета заработной платы.
Между тем, несмотря на огромные достижения, связанные с облегчением установки, управления и использования СУБД, особенно тех, которые работают на персональных компьютерах или рабочих станциях, многие все еще предпочитают использовать файловую систему. Существует молчаливое предположение о том, что с СУБД должен иметь дело хорошо обученный персонал, работающий на полной ставке, и что большинство пользователей БД не обладает какой-либо подготовкой в технологиях баз данных. Пользователи пока еще считают трудным подключение к СУБД, нахождение нужного каталога или имен БД, где хранятся данные, а также формулирование запросов и обновления базы данных. Подключение и парадигма доступа к файловой системе все еще кажутся значительно более легкими для понимания.
Однако, задумываясь об успешности своего бизнеса, руководителю не следует поддаваться подобным настроениям. Нелишне помнить, что теперь просто и недорого создать базу данных. Это делают миллионы людей, и для этого необязательно превращаться в оператора компьютера. Грамотный IT-инженер и несколько обучающих мастер-классов для персонала - вот и все, что понадобится вам для превращения груды файлов с труднодоступной информацией в современную базу данных. Тогда как, отказываясь от преимуществ СУБД ради сиюминутного удобства персонала, его нежелания менять устоявшийся порядок, руководитель рискует остаться единственным пользователем клинописи в мире, перешедшим на фонетический алфавит.
Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и PR"
02.03.2006
Комментарии
Написать комментарий