Статьи

Феерический бизнес

Совместными усилиями крупных российских компаний и китайского правительства, взявшегося наводить порядок в этой сфере, удалось за три года сократить объем паленой пиротехнической продукции примерно вдвое. На этом рынке чем безопаснее, тем выгоднее. По крайней мере для потребителей.
Сгорел на работе
 
На прошлой неделе в столице произошло ЧП, связанное со взрывом подпольного цеха по производству пиротехники. Молодые люди, устроив в гаражах что-то вроде лаборатории, пытались подзаработать перед Новым годом -- мастерили салюты, ракеты и прочую пиротехническую номенклатуру, чтобы сбывать ее на рынке. В результате взрыва три человека погибли и двое были госпитализированы в очень тяжелом состоянии, в гаражи пришлось вызывать пожарных. Понятно, что пострадавшие производили левую продукцию, небезопасную как для потребителя, так и для них самих.
 
В Москве подобные происшествия со взрывами при производстве или хранении пиротехники случаются крайне редко, поскольку в столице каналов сбыта такого контрафакта не так уж много. Тем не менее они наносят чувствительный ущерб репутации легальных производителей, которые торгуют качественной, сертифицированной и безопасной пиротехникой.

Ян Абрамов, президент Московской пиротехнической ассоциации: Если говорить о бизнесе, то основной ущерб от деятельности левых фирм, производящих или продающих низкокачественную продукцию, состоит даже не в том, что они демпингуют. А в том, что в случаях, когда кто-то так или иначе пострадал от левой продукции, создается негативный имидж для всего бизнеса в целом. В результате, к примеру, многие губернаторы периодически принимают решение не ввозить определенные виды пиротехники в свой регион, а некоторые потенциальные покупатели начинают опасаться всего, что связано с пиротехникой.
 
Очевидно, что существование подпольных цехов и ввоз в Россию контрабандного товара не может не беспокоить операторов рынка, которые при помощи фискальных органов и собственными силами пытаются навести на нем порядок. Причем самое пристальное внимание сотрудники крупных компаний обращают не только на левых производителей, засоряющих рынок, но и на тех сертификаторов, которые "корысти ради" выдают разрешительные документы на продажу пиротехники не глядя.
 
Фискалы обычно работают по наводке легальных производителей либо просто делают тестовые заказы по адресам в интернете. Один пострадавший левый продавец так описал задержание: Заказали нам фейерверков тысяч на 100. Приезжаем мы во двор, и нас тут же оцепляет милиция с текстом: "Давайте ваши хлопушки, и деньги тоже давайте. Вас поздравляет с Новым годом УБЭП".
 
По мнению Олега Сотникова, руководителя общественной организации "Салют России", ужесточение требований к производителям и продавцам пиротехники связано прежде всего с тем, что крупные компании "монополизировали рынок и никого не хотят туда пускать". Господин Сотников даже устраивал по этому поводу протестные акции на Горбатом мосту.
 
Однако, по словам коммерческого директора компании "Русский фейерверк" Сергея Куракина, проблема Олега Сотникова состоит в том, что на складах его фирмы хранилась левая пиротехника, выявленная в ходе рейдов сотрудниками милиции.
 
Интересно также, что известную торговую марку "Салют России" Олег Сотников потерял, не разобравшись вовремя с ее перерегистрацией, и теперь он возглавляет не компанию "Салют России", а общественную организацию с тем же названием. Коммерческий же брэнд "Салют России" принадлежит теперь компании "Большой праздник".
 
Торговля по-крупному
 
Рынок пиротехники -- один из немногих, где есть операторы национального масштаба. Видимо, это обстоятельство способствовало сплочению легальных игроков на рынке, координации их действий и созданию профессиональных ассоциаций, борющихся с контрафактом. И небезуспешно.

Так, если еще три года назад объем контрафактной пиротехнической продукции занимал около половины рынка, то на данный момент гендиректор Научно-исследовательского института прикладной химии (НИИПХ, Сергиев Посад) Николай Вареных оценивает долю контрафактной продукции на российском рынке в 30%, а сам постоянно растущий легальный рынок -- в $60 млн в оптовых ценах.
 
Ян Абрамов: Сегодня у нас три крупные торговые марки -- "Большой праздник", "Салют России" и "Русский фейерверк". Около 80% легального рынка России приходится именно на эти брэнды. Общий же объем российского рынка превышает $100 млн. Большую часть рынка (около 95%) составляет китайская пиротехника. К примеру, компания "Большой праздник" сотрудничает с одним из крупнейших в мире пиротехнических концернов United Pyrotechnics (США), который владеет несколькими крупными заводами на территории Китая. В торговую марку "Большой праздник" пиротехническую продукцию "заворачивают" сами китайцы по переданному им компанией логотипу. Так поступает большинство компаний, торгующих пиротехникой. В супермаркеты "Ашан" или "Перекресток", а также на стенды и прилавки специализированных магазинов батареи салютов, фейерверки, римские свечи, произведенные в Китае, попадают уже в упаковках, где проставлена торговая марка ("Большой праздник", к примеру) и все надписи сделаны на русском языке.
 
Еще лет пятнадцать назад вопрос о безопасности производства, хранения и эксплуатации пиротехники и не стоял, поскольку в свободной продаже были лишь безобидные бенгальские огни и хлопушки. Эти виды пиротехники выпускали советские заводы оборонного комплекса. Некоторые из них занимаются этим и по сей день, правда, их ассортимент как был, так и остался скудным. Производство салютных батарей, римских свечей и другой крупнокалиберной пиротехники на базе российских предприятий пока не удается сделать рентабельным. Поскольку у легального производителя должны быть, во-первых, приличные обороты (побочная торговля по мелочи нерентабельна), а во-вторых -- доступное и дешевое сырье. И если найти, скажем, селитру для производства хлопушек и петард не проблема, то для салютов и фейерверков нужны соли металлов, а их в России в необходимых производителям объемах не производят. Для получения зеленого огня нужна соль бария, красный дает соль стронция, фиолетовый -- соединения меди. Опытным путем выяснилось, что подобное производство у нас, опять же, нерентабельно, дешевле покупать у китайцев уже готовую продукцию.

Производством всей российской пиротехники занимаются Краснозаводский химический завод, Челябинское ГП "Сигнал", Чебоксарский и Гатчинский химзаводы, а также федеральный пиротехнический центр НИИПХ (последний является еще и основным сертификатором и испытателем пиротехники).

Большие бытовые салюты и фейерверки эти предприятия пока не производят, но успешно конкурируют с китайцами в производстве хлопушек, петард и бенгальских огней. Впрочем, Николай Вареных считает, что и по ряду других позиций российские предприятия в состоянии если не обогнать китайцев по масштабам производства, то по крайней мере могут на равных с ними конкурировать. Пока же салюты, производящиеся в России, стоят в разы дороже аналогичной китайской продукции.

Жители России получили возможность самостоятельно запустить салют или фейерверк лишь после 1991 года, когда в страну хлынул поток пиротехники из Китая -- родины пороха и фейерверков. 
       
Взрывные китайцы
 
Устраивать фейерверки и запускать ракеты первыми начали, как известно, китайцы. По преданиям, это произошло три тысячи лет тому назад. Очевидно, и первое ЧП, связанное со взрывом пиротехники, произошло в том же Китае. Интересно, что многие страны (в первую очередь европейские -- например, Германия), заботящиеся о безопасности своих граждан, запретили производство пиротехники на своей территории либо максимально его ограничили. Так и остались китайцы главными поставщиками потешных огней на европейский и американский рынки (к слову сказать, некоторые страны с собственными традициями огненных шоу, такие как Индия или Бразилия, наоборот, закрыли свои рынки от китайцев и производят пиротехнику на местных предприятиях). В стране, где проживает около полутора миллиардов человек, долгое время как-то не принято было детально подсчитывать людские потери при взрывах на пиротехнических фабриках. А вот количество ЧП известно: за 18 лет -- с 1985-го по 2003 год -- из-за фейерверков в Китае произошло более 8 тыс. взрывов, то есть около 450 случаев ежегодно.
 
Еще совсем недавно по всему Китаю на производстве пиротехнических изделий были заняты десятки тысяч людей, в основном в беднейших провинций страны. Большую часть работы они делали и делают вручную, часто пиротехника выпускается на небольших сельских мануфактурах или даже в домашних условиях.
 
Но времена меняются. После того как в Китае не так давно сгорела школа, где хранилась пиротехника, а также после мощного взрыва на пиротехнической фабрике в провинции Гуанси, унесшего жизни 24 человек, китайцы призадумались и заявили о планах приведения в порядок производства пиротехники по всей стране. Правительство Китая вознамерилось снизить постоянно растущее количество пиротехнических трагедий. И предложило мелким производителям присоединиться к более крупным компаниям, а также сократило ареал производителей пиротехники с 26 до трех провинций -- Хунань, Женьси и Гуанси. Интересно, что эта мера в значительной степени сказалась и на объемах контрафактной пиротехнической продукции, завозимой в Россию. Российские операторы рынка, имеющие региональные филиалы (у "Большого праздника" их 14, к примеру), внимательно следят за тем, что происходит в регионах. По их сведениям, количество контрафакта на Дальнем Востоке сократилось в разы после того, как из приграничной китайской провинции убрали пиротехническое производство.
 
Самой же значимой производящей провинцией и местом паломничества представителей российских компаний стала провинция Хунань.

Виктор Самошин, генеральный директор компании "Большой праздник": Большинство покупателей китайской пиротехники приезжают в Китай и размещаются в одной и той же четырехзвездной гостинице в одном из городов провинции Хунань. Утро в этой гостинице начинается с того, что вас в холле встречают многочисленные китайцы, наперебой предлагая купить у них самую разнообразную по ценам и качеству пиротехнику. Многие покупают, причем не только коммерсанты из России, но и представители Украины, к примеру. А вечером потенциальные покупатели приглашаются на тестирование этой пиротехники. Наша компания такими случайными закупками не интересуется, у нас есть предварительные договоренности с конкретными предприятиями.

По данным Виктора Самошина, основные объемы контрафактной продукции попадают в Россию через порт Кавказ, Таганрог и Новороссийск, где таможенники работают в "щадящем" режиме. Понятно, что самым проблемным регионом в смысле активности теневых операторов рынка является юг России (где около половины всей пиротехнической продукции -- контрафакт), в первую очередь Пятигорский рынок. Именно на рынках или в небольших магазинчиках при них чаще всего и продается контрафакт. В сетях супермаркетов такая продукция проходит процедуру тендеров -- у нее почти нет шансов попасть на прилавок.
 
Что такое контрафактная пиротехника и на что она похожа? Существует несколько позиций, по которым можно определить, насколько качественно то или иное пиротехническое изделие. Самые принципиальные требования к пиротехнике просты и безусловны: ракета должна сработать в воздухе, а не на голове или на шубе после падения, время задержки запуска должно быть достаточно большим (поскольку она не должна запускаться из рук), изделие не должно разрываться либо летать слишком высоко (выше 100 м), пугая авиапассажиров. Ясно, что речь идет о безопасности, а ее гарантию может дать только сертифицированная продукция.

Дешевые подделки под известный брэнд обычно имеют оберточную бумагу низкого качества, малое количество "звездочек" (светящихся элементов), в них может отсутствовать инструкция на русском языке либо пластиковый конус свечи... Изготовители подделок экономят на всем. Впрочем, продукцию известных брэндов ("Большой праздник" или "Русский фейерверк") подделывают сами же китайцы. Просто одни китайцы на большом заводе выпускают для солидной компании одну продукцию, а другие производят свои низкокачественные подделки и продают, допустим, римские свечи, "завернув" их в ту же самую известную в России торговую марку. Покупают такие подделки, понятно, менее солидные компании, а то и вовсе частные лица. Ведь в Китай за пиротехникой отправляются российские коммерсанты с кошельками разной толщины -- от $50 тыс. до $1 млн.

Николай Вареных полагает, что после того, как китайские власти попытались навести порядок в производстве пиротехники, поток контрафакта непосредственно из Поднебесной несколько сократился. И его место постепенно занимает продукция, ввозимая из Германии. В Германии пиротехнику на складе разрешено держать не более двух недель. Понятно, что распродать все, что было завезено перед Рождеством, не может ни одна компания, поэтому немцы избавляются от "прокисшей" китайской пиротехники, сбывая ее за копейки посредникам. Те, в свою очередь, через Польшу везут ее в Россию и на Украину. 
       
Огненный сезон
 
Всюду -- и в России, и в Германии -- торговля пиротехникой имеет ярко выраженный сезонный характер (в некоторых компаниях до 80% фейерверков, батарей салютов и т. п. продается именно в декабре и начале января). Поэтому наценки на продаваемую пиротехнику составляют 50-100% от закупочной цены: день год кормит.

Сергей Куракин: Следующий после новогоднего пик продаж наступает в мае, когда люди выезжают на дачи. Мы проводили маркетинговые исследования и выяснили, что фейерверк прочно ассоциируется у населения со словом "праздник". Но в мае в данном случае праздник, скажем, Дня Победы (и все остальные неновогодние) не имеет для торговли никакого значения. Речь идет о семейном или корпоративном празднике.

В случае, если компания занимается не только продажей, но еще и организацией фейерверков, этот сезонный фактор несколько смягчается.

Олег Новачук, генеральный директор ООО "Пироальянс": После Нового года народ в своей массе кроме продуктов вообще ничего больше не покупает, поэтому наступает мертвый сезон. Тем не менее за счет того, что культура потребления фейерверков растет, объем выручки, приходящийся на новогодние праздники, у нас уменьшился и составляет 40%. Покупатели, в том числе и с Рублевки, заказывают у нас фейерверки не только в Новый год и на Рождество, но и для проведения корпоративных вечеринок, дней рождений, свадеб и даже просто так, без формального повода.

С каждым годом россияне покупают все больше дорогих фейерверков со все более впечатляющими эффектами. В целях экономии вначале, как правило, многие покупают фейерверки подешевле, но уже в следующий раз выбирают что-то поинтереснее, подороже. К примеру, среди продавцов фейерверков ходят рассказы о предпринимателе Новикове из Новосибирска, который ежегодно тратит на пиротехнику почти 2 млн руб.

Примерная стоимость профессиональных шоу такова: для небольших коллективов -- $25-100/мин.; на городских праздниках -- $100-500/мин. 
       
Закон концентрации
 
Сезонность бизнеса существующим законодательством никак не учитывается. Хотя в нем пока не учитываются и более значимые вещи: пока до конца не прояснено, где хранить пиротехнику, как ее транспортировать (а это, учитывая специфику бизнеса, очень важная статья расходов продавцов пиротехники) и т. д. Соответствующие законы, в которых должен быть описан оборот пиротехники в России, планируется принять в 2006 году. Сегодня же для того, чтобы торговать пиротехникой (а она рассматривается как пожаро- и взрывоопасная продукция), необходимо получить добро в Минэкономразвития, Минпромнауки, а затем получить сертификат соответствия.
Николай Вареных: Сейчас я возглавляю комиссию, которая занимается разработкой закона об обороте пиротехнической продукции (он уже прошел второе чтение) и технического регламента, позволяющего ее сертифицировать. Регламент, как известно, также имеет статус закона и принимается Госдумой. Все вопросы, связанные с производством, хранением и сертификацией, будут отражены в этих нормативных документах.
       
Законопроект запрещает оборот на территории России пиротехнических изделий, имеющих разлетающиеся поражающие элементы, вводит ряд ограничений, касающихся продажи и использования пиротехники, предусматривает механизмы контроля над приобретением и использованием подобных изделий, а также ужесточает порядок ввоза пиротехники в Россию.

Похоже, жесткие меры приведут не только к повышению безопасности пиротехнической продукции, но и к концентрации бизнеса в руках немногих крупных игроков, потому что только они смогут выполнить все новые требования. 
ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ
Коммерсантъ-Деньги

27.12.2005

на печать


Комментарии

Гость
17.09.2007 13:05 | сообщение #1
 

Восхищен компания Большой Праздник самая лучшая, я всегда покупаю у вас салюы, эффекты просто дух захватывает!
Люди покупайте именно эту пиротехнику
очень рекомендую!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

Гость
17.09.2007 13:10 | сообщение #2
 

Потрясен я согласин с вами это самые прикольные салюты!
даже радует то что нет голых баб на коробка как у Русского фейерверка, стремно принести домой жене и детям!
в вот салют МАЭСТРО и ЖДУНГЛИ ЗАВУТ это просто сказака!
Спасибо Большому пРАЗДНИКУ ЗА ТО ЧТО ВЫ ПРИНОСИТЕ РАДОСТЬ В НАШИ ДОМА!!!!!!!!!!!!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.06.2024 - 21:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация