Статьи

Маркетинг первой свежести

Фильм, который смотрит более половины телезрителей страны, должен быть сочтен безусловной удачей. Провалились "Мертвые души" - их не смотрели. Раз "Мастера" смотрят, значит, все удалось. Вопрос, что именно удалось. И сможет ли этот рецепт удачи сработать для других, идущих следом, произведений - "Золотого теленка", или "Анны Карениной", или "Доктора Живаго".
Чтобы подогреть ожидания публики до столь высокого градуса, как выясняется, нужно несколько ингредиентов: во-первых, умелая и мощная рекламная кампания (такую теперь способны обеспечить только "Первый канал" или "Россия", может быть, еще СТС), большой набор известных актеров, но главное - значительный или признаваемый значительным литературный сюжет в основе. Тут у "Мастера" неоспоримая фора: мало того что это самый читаемый роман в России, он и экранизирован впервые.

В первый день фильм смотрело столько зрителей, сколько не собирал у экранов ни один кинопроект за всю историю телеизмерений. Потом их число несколько уменьшилось. Но тем не менее пять с плюсом за работу промоутеров. Они обеспечили картине громадный аванс, за который надо расплачиваться. Вот Бортко и расплачивается, вызывая множество резких откликов и море раздражения.

А зачем раздражаться? Что Бортко плохого сделал? Играет как может. Да, теперь, когда показана уже половина фильма, ясно, что первая в мире экранизация романа Булгакова "Мастер и Маргарита" - произведение весьма чахлое. Однако фильм не показался мне пошлым или искажающим замысел Булгакова, напротив, он ужасно серьезен и почтителен, оттого затянут, скучен и уныло бесформен.

Ошибка продюсеров - если, впрочем, у них была другая цель, кроме как обеспечить рейтинг, - в неверном позиционировании.

Роман Булгакова, на мой взгляд, потому так популярен, что он на сто процентов принадлежит качественному масскульту, говоря нынешним языком, это один из первых русских блокбастеров на бумаге. В нем есть все, что нужно среднеграмотному обывателю, чтобы почувствовать себя счастливым. Есть альтернативная история, так любимая публикой, есть толика религии в человеческом измерении и немного популярной философии. Есть много юмора, мистика, любовная линия, превращения и трюки, блестящие социальные карикатуры и очень понятный для каждого россиянина образ власти - неясной, но враждебной, которую чужая и безопасная для героя, то есть и для читателя, сила укрощает и возит мордой по столу.

В свободной фантазии и желчной лихости главное обаяние романа, но, чтобы снять его адекватно, нужно очень много денег и много фантазии, нужно желание изобретать, которое есть у тех, кто снимает нынешних Кинг-Конгов, Поттеров, хоббитов и прочие дозоры.

Продюсеры "Мастера" решили сыграть в другую игру - в духовное и бережное отношение заслуженного режиссера к слову классика. Режиссера, которому неинтересно придумывать кота Бегемота с грибом в лапе, зато важно направить свет на лицо Александра Галибина так, чтобы было понятно - страдает художник. Или придать сходство Сергею Безрукову с ликами на картинах старых мастеров. Или сочинить роль энкавэдэшника в очках.

Владимир Бортко старался. Он прочел роман множество раз, сам написал инсценировку, душу в работу вложил. Он понял так: главное в романе - Мастер, его судьба, сходная с судьбой самого Булгакова. И Александр Галибин - отличный выбор на эту роль; он благородный, сдержанный, с минимальным портретным сходством с автором, сразу видно - интеллектуал и тонкая душа. Маргариту тоже выбирали, чтобы была породистая и утонченная, а то, что у нее семь слоников на туалетном столике, за это спросить с художника... Кроме того, у Бортко никогда с молодыми актрисами не ладилось, в "Идиоте" ни одна ни другая героиня не блистали...

То, что именно линия Мастера у Булгакова не прописана как следует, Бортко не смутило. Может быть, он этого и не почувствовал. Снял на целую серию вялые, но многозначительные диалоги Мастера с Иваном - таким сочным, хотя и похожим на Шуру Балаганова в роли свихнувшегося поэта, но скисшим в роли присмиревшего ученика настоящего Автора. Сфокусировал внимание на судьбе романа, ярко горевшего в печной топке, но, как и положено, несгоревшего... Придумал сцену с чинушей Берлиозом - членом редколлегии. Выпустил на странно безлюдную питерскую улицу Маргариту с букетом тунисской мимозы...

Маргарита с задранной на каминную полку ногой смущает плоской манерностью, хотя пока она явно не на первых ролях, все эффекты еще впереди. Правда, фотографии в костюме из бляшек и цепочек, достойном времен Веры Холодной, ужасно смущают - все-таки кино за полтора века немного изменилось.

А вот Иешуа уже закончил свою земную жизнь - под раскаты небесного грома. Крестный путь проиллюстрирован бедновато, смета поджимала, режиссер, видимо, решил, что Иудея - бедная и безлюдная окраина Римской империи, поэтому четырех статистов достаточно. Можно было и вообще в павильоне снимать на одних крупных планах, было бы зачем, кабы придумал режиссер форму. Но нет. Форме Бортко решительно предпочел содержание. Хотел снять фильм про страх перед силой земных властителей, зависимость физической природы художника от боли и насилия и внутреннюю свободу, что превыше всего.

Все верно и более того, только в таком виде про это смотреть неинтересно. Для подобных вещей тоже нужны радикальный взгляд и свежий драйв...

Жаль, но почти закончился самый интересный аттракцион этого фильма - наблюдать за экранным воплощением новых персонажей: почти все герои уже явили нам свои лица, а следить за ними дальше - только расстраиваться.

Обидно, что с постановочной точки зрения фильм получился таким самопальным - на уровне клубной самодеятельности. Рассказывают, что в голове у кошмарного кота целый электронный рай, но морда у него от такого оборудования живее не становится. Лучше бы Александр Баширов так с самого начала живьем и ходил, а лилипута в плюшевом мешке вообще не показывали. За пять серий не было ни одной смешной сцены, и это очень обидно, роман как раз за то и любили в первую очередь, что смешной.

И тем не менее продюсеров можно поздравить: они овладели эффектным трюком превращения этикеток в дензнаки. Обеспечили мощный пиар, хотя и не смогли - или не захотели - создать качественный продукт. Но если главного можно добиться и так, зачем напрягаться, тратить деньги, рисковать и создавать новые смыслы. Осетрина бывает любой свежести, это маркетинг должен быть правильный. Так что смелей, маэстро, урежьте марш!
Время новостей

27.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.06.2024 - 21:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация