Новости

Телелидеры недели

По объему среднесуточной доли аудитории "Первый канал" продолжает лидировать. По предварительным данным TNS Gallup Media, доля "Первого" на минувшей неделе по стране составила 23,9%, "России" – 21,9%. В столице расклад сил в такой же пропорции: "Первый канал" – 20,2%, "Россия" – 17,6%. НТВ сохраняет свои позиции в Москве (14,8%), по стране цифры чуть снизились, но остались на среднем для канала уровне – 12,3%.

Самый популярный проект минувшей недели в стране – сериал украинского производителя "За все тебя благодарю", стартовавший на "Первом канале". Такими невероятно высокими рейтингами за последние несколько месяцев не мог похвастаться ни один сериал "Первого". И "Охота на изюбря", и "Есенин", и даже хит "Две судьбы-2" Валерия Ускова и Владимира Краснопольского по динамике в целом уступают новому сериалу. Уже после первой серии показатели проекта резко пошли вверх, и в среднем на "Первом канале" в течение недели его смотрело около четверти всех телезрителей-россиян. Такие высокие цифры весьма симптоматичны не только с точки зрения конкурентной борьбы между двумя главными каналами – "Первым" и "Россией", но и с точки зрения перелома в сознании телевизионной аудитории страны.

Сам тип такой продукции очень напоминает главный сериальный хит прошлого телесезона, который в российское телевизионное пространство внедрил канал "Россия",– "Исцеление любовью". Как и "Исцеление любовью", "За все тебя благодарю" был куплен из пакета украинского канала "Интер". Но в сериале "России" было более 150 серий, а в "За все тебя благодарю", к счастью, всего 12. В обоих случаях – высочайшие рейтинги, достаточно примитивная, малодинамичная сюжетная линия с многоступенчатой мелодраматической историей, которая при этом находит живейший отклик в сердцах россиян. Модель сериала – стопроцентная калька с латиноамериканских сериалов, которые с начала 90-х годов хлынули в отечественный телеэфир большим потоком. В последние два-три телесезона зрительская эйфория от бразильского "мыла" стала постепенно сходить на нет.

Последний рейтинговый рекордсмен сериал "Клон", доля которого стабильно составляла более 40%, после полугода в эфире "Первого канала" стал вытесняться из лидеров именно "Исцелением любовью" и "Кармелитой", которых запустили на канале "Россия". Закрепившись в эфире, сдвоенная "колбасная фабрика" (так ее окрестили конкуренты) почти вытеснила из эфира "Клон" и заполучила в свои поклонники еще больший процент телезрителей. Доли обоих наших сериалов доходили до 50% и даже превышали эти цифры. Нынешний рейтинговый рекордсмен прайма "За все тебя благодарю" тоже стал абсолютным слепком с успешно освоенных в Латинской Америке сериальных моделей "мыльных опер".

Все советские и большинство современных российских сериалов имеют общую ментальность, вне зависимости от их жанра, времени создания, качества и технологии производства. Для наших сериалов всегда были важны глубина характеров героев, по возможности раскрытие их внутреннего мира, а нередко образ сериальных персонажей "сопровождался" и их непременной гражданской позицией. Но главное, во всех отечественных сериальных проектах непременно был важен социальный контекст – как в судьбах персонажей, так и в смысле пространства, в котором они существуют. В Латинской же Америке, пусть и в абсолютно "розово-сиропном" виде, во главе угла всегда были частные ценности: семья, деньги, красивый дом, богато сервированный стол, мужья, жены, любовники и непременные козни вокруг детей.

Еще несколько лет назад трудно было представить, чтобы в отечественном сериале основная интрига была построена вокруг кражи или подмены детей, и, как правило, разлученных при драматических обстоятельствах. В бразильском "мыле" это одна из основополагающих сериальных тем, в нашем менталитете это было скорее чуждым мотивом для сериальной коллизии. Но когда те же латиноамериканские "мыльные" приемы были перенесены на российскую сериальную почву, в том счиле и средствами украинских телевизионщиков, то это имело оглушительный успех у телеаудитории. Оказалось, что частные ценности, пусть и в таком извращенном виде, как они подаются в "мыльных" сериалах, для большинства россиян не менее актуальны, чем познание внутреннего мира героев, исторические контексты и поиск ответов на вечные русские вопросы.

Скажем, запустил тот же "Первый канал", решив сыграть на чужом поле, более чем 150-серийное качественное историческое "мыло" из эпохи Александра I "Адъютанты любви" – и не пошел проект у массового зрителя. Но около месяца назад "Первый", выруливая из кризисной ситуации в предпрайм, убрал из "Адъютантов" историческую линию, оставив только любовную коллизию, а к основному названию сериала добавили слово "Фаворитка" – и падающие от месяца к месяцу рейтинги предпрайма "Первого канала" пусть медленно, но все-таки пошли вверх. Про любовь в декорациях и красивых исторических костюмах массовому зрителю после рабочего дня всегда смотреть приятнее, нежели погружаться еще и в нюансы далекой исторической эпохи, которые заставляют думать.

Что уж говорить о сериале "За все тебя благодарю". И его структруа, и сюжетная коллизия, так же, как и "Исцеления любовью", просчитывается вплоть до каждого последующего эпизода. Это тоже калька "оттуда". Как и в бразильском "мыле", в сериале "За все тебя благодарю" есть несколько приглашенных звезд старшего поколения, а дальше все моделируется, как у них, по полной программе: бедная, но бескорыстная служанка (в данном случае няня), увлеченный ею богатый хозяин, который не замечает козней злой и коварной сестры (у нее, как полагается, есть и муж-неудачник, и хитроумный любовник), а также ее сыновья – один, как водится, умный и благородный, другой – жуткий бездельник, интриган и к тому же (вот она, наша современная реалия!) наркоман. Оба, естественно, влюблены в няню со сложной судьбой, приставленную к ребенку, вокруг которого крутится главная интрига: он наследник большого состояния дяди – хозяина дома. Как и в бразильских сериалах, есть так называемые верхний и нижний этажи: влюбляются, ревнуют, обманывают, интригуют и страдают не только хозяева жизни, но и их прислуга. И не важно, что в "За все тебя благодарю" уже после короткого просмотра ясно, что произойдет в следующие пять минут, что образы героев, перенесенные на российскую почву ходульны, характеры искусственны, а с режиссерской точки зрения сюжет и пространство кадра не развиваются вовсе. С обычной логикой и связью с реальной жизнью тоже серьезные проблемы. Незабываемое впечатление в сериале оставляют сцены в роддоме: получившая отставку корыстная молодая жена хозяина дома, у которой он забирает младенца, выскакивает на крыльцо в полном макияже, кружевном белье и шелковом халатике – почти сразу после родов и через несколько минут после сексуальной оргии в палате с врачом, принимавшим у нее роды. И так, по мысли авторов, видимо, тоже бывает.

Конечно, на "Первом канале" не могли не отдавать себе отчет в качестве сериала, который они поставили в прайм-тайм. Все-таки "Первый" всегда старался соблюдать вкусовой баланс, хотя в последнее время отклонения от нормы в содержательной части эфира в его отдельных программах, и прежде всего в "желтых" документальных фильмах, стали просматриваться все очевиднее. Главный посыл "Первого канала" вполне понятен – это сознательный выбор, этакий симметричный ответ каналу "Россия", основному конкуренту. В конце прошлого сезона "Первый" был главным пострадавшим от "Исцеления любовью" и "Кармелиты" – благодаря их высоким показателям "Россия" и вырвалась в конце сезона вперед на несколько месяцев. Логика руководства "Первого", видимо, была такой: раз у вас (канала "Россия") есть такое оружие против нас и вы без всякой оглядки на его качество гордитесь таким продуктом, то и мы тоже поставим аналогичный сериальный продукт в свой праймовый эфир. Представив у себя продукцию, активно эксплуатируемую "Россией", "Первый канал" захотел создать в телеэфире эффект зеркальности. Конечно, с точки зрения показателей и удовлетворения амбиций результат налицо: "За все тебя благодарю" – самый рейтинговый проект ближайших недель. Кроме того, он одержал сокрушительную победу над мини-сериалом "России" "Бой с тенью", который преподносился каналом в эфире как "проект года" (его киновариант в прошлом году имел успешную прокатную историю). Однако телепремьера "Боя с тенью" имела достаточно скромные показатели – доля в среднем 20-22%, что на уровне средней доли канала "Россия", и потому к удачам эфира его отнести нельзя. На фоне "За все тебя благодарю" очередной криминальный детектив создателя "Бригады" Алексея Сидорова практически остался незамеченным зрителями. С точки же зрения развития сериального жанра, формирования зрительского вкуса и конкурентной среды появление на "Первом" сериала "За все тебя благодарю" – это шаг канала назад. Когда во главу угла на самом продвинутом по телевизионной эстетике канале ставится формат, которого здесь раньше старались избегать и не скрывали своего к нему критического отношения,– радостного в этом мало. Приучать зрителя смотреть качественное кино и сложные сериалы теперь станет еще труднее – и "Первому", который об этом всегда печется, в том числе.

Примечателен и еще один момент. 19 декабря на канале "Россия" начнется громкая премьера давно ожидаемого и широко рекламируемого сериала по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Премьера "Мастера" как раз попадает под финальные серии "За все тебя благодарю" и становится его прямым конкурентом. И то, как распределится внимание массового зрителя между этими двумя сериалами, будет достаточно симптоматичным знаком для обоих каналов. Сначала "Россия", а теперь и "Первый" внедрили в отечественный телеэфир жанр типового мелодраматического "мыла". И теперь каждому из каналов предстоит наблюдать, как зритель будет выбирать между качеством и ширпотребом.

КоммерсантЪ

15.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.11.2024 - 09:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация