Брендов на всех не хватает. За успешными марками началась настоящая охота
Усиление конкуренции на рынке пищевых производителей привело к появлению новой тенденции - к войнам за торговые марки. Поводом для начала публичных разбирательств часто служит сам бренд, доставшийся предприятию в качестве наследства с советских времен. Например, конфеты "Белочка", пиво "Жигулевское", плавленные сырки "Дружба" и "Янтарь", сигареты "Луч" или "Прима" в советские времена выпускало сразу несколько десятков предприятий по всему Союзу. "Сегодня прежде всего борьба идет за советское наследство. Острота борьбы усиливается благодаря неочевидным правам собственности и невнятности законодательства. Сфера брэндинга и торговых марок пока еще слабо проработана в нашей юриспруденции", - отмечает Андрей Амлинский, креативный директор рекламного агентства "Amlinsky - креативные стратегии".
В 2000г. ЗАО "Московский завод плавленых сыров "Карат" добилось регистрации монопольных прав на производство сыра под марками "Дружба" и "Янтарь", которые в Союзе выпускало около 200 молочных заводов. После этого завод стал рассылать всем предприятиям, выпускающим популярные сырки, уведомления о своих правах на эти бренды. Среди компаний, получивших такое письмо, оказался завод "Петмол", который реализовал сыры "Дружба" и "Янтарь" с 1966г. "Многие советские предприятия использовали эти бренды по техническим условиям, которые централизованно разрабатывались в советские времена. У нас есть свое утвержденное ТУ, по которому мы работаем уже около 40 лет", - рассказали Ъ в юридическом отделе компании "Петмол". В настоящий момент "Карат" подал заявления в территориальные управления ФАС на целый ряд российских компаний, в которых просит пресечь производство ими якобы контрафактной продукции.
Другой многолетний скандал касается водочного бренда "Гжелка", за обладание которым уже несколько лет борются два крупнейших производителя: калужская ТПГ "Кристалл" и петербургский ЛВЗ "Ливиз". Товарный знак "Гжелка" был зарегистрирован ЛВЗ "Кристалл" в 1993г. и позже продан одноименной торгово-промышленной группе (ТПГ), подконтрольной Сергею Зивенко. В 2003г. Александр Сабадаш, владелец ЛВЗ "Ливиз", вступил в борьбу за товарный знак, купив ООО "Гжель", обладающее авторскими правами на изображение "птицы Гжель". Затем в мае этого года "Ливиз" зарегистрировал "свой" товарный знак "Гжелка" в Роспатенте. Не сумев поделить бренд, "Ливиз" и ТПГ "Кристалл" обратились в суд, и после длительной тяжбы в мае этого года по решению Роспатента оба производителя получили права собственности на товарный знак "Гжелка".
Еще одной причиной для начала судебных разбирательств на почве бренда становится схожесть до степени смешения упаковок продукции прямых конкурентов или бывших партнеров по бизнесу. Это приводит к размыванию индивидуальности бренда и в конечном итоге запутывает потребителя, который не всегда может увидеть разницу между похожими упаковками. Один из таких скандалов разгорелся на рынке фасованных круп летом этого года. Торговая марка для фасованных круп "Нэкстра" от компании "Ангстрем" была выведена на рынок в 2001г., в ее разработку было вложено около 1 млн долл. Через некоторое время пути учредителей "Ангстрема" разошлись. Виктор Козырев, один из совладельцев "Ангстрема", создал компанию "Агроальянс", после чего возник спор о правах на "Нэкстру". В 2004г., когда "Ангстрем" прекратил выпуск "Нэкстры", "Агроальянс" начал выпуск своей собственной фасованной крупы под таким же брендом. "Ангстрему", однако, это не понравилось, и компания обратилась с жалобой в Палату по патентным спорам.
15.12.2005
Комментарии
Написать комментарий